«Что для одних – хорошо, то для других может быть за гранью понимания и морали. У каждого своя правда».
Пищей для размышления о том, почему порой не стоит пользоваться заложенной в голове «картинкой мира», послужило наблюдение за одной супружеской парой. Молодые, красивые, обоим немного за 30. В общении друг с другом кажутся сдержанными, даже, можно сказать, не эмоциональными, но только на людях. Как только дверь их квартиры закрывается, они дают волю чувствам. А еще обидам и истерикам – в общем, не получается у них жить без конфликтов. Скандалят громко, стены трещат. Все бы ничего, но такие …г-м… экспрессивные сцены происходят на глазах у ребенка: папа орет на маму, та бьется в истерике, а потом тоже переходит на ор. Неприятное, скажу вам, дело – становиться невольным свидетелем чужого конфликта. Во время очередной «войны» в голову лезут мысли о домашней тирании, насилии, побоях и психологии жертвы: о том, что бедная женщина боится, а, может быть, и не имеет возможности обратиться за помощью. И руки тянутся набрать 102. Но думаешь: имеешь ли право вмешиваться в личную жизнь? точно ли за дверью происходит то, что рисует воображение, подогретое очередной порцией негатива от криминальных сводок недели? а, может быть, такая агрессивность – для них поведенческая норма? Ну, не слышат люди друг друга, если шепотом, спокойно. Привыкли, чтобы на накале, на острие, погорячее – выходят из конфликта только таким путем. Да, для некоторых тумаки и крики в семейном споре – лучшие аргументы. Но на минуточку: повышение голоса, не говоря уже о применении физической силы, – уже признак собственной слабости. И, вообще, кто, когда и кому дал право поднимать руку на другого? Права такого нет ни у кого. Тем более в семье, которая по определению должна быть главной крепостью. …Новый день – новая история: на утро они снова вполне благополучная семейная пара (уж очень хочется в это верить), под ручку – и в автомобиль, всегда вместе. А все остальное – неприятный осадок, «головняк» для соседей. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал классик, и как он был прав!
Не выходит из памяти один скандальный видеоролик, его сюжет не мог не шокировать: во второй класс одной из гимназий Томска пришел отец ученика, чтобы наказать обидчика сына. Перед всем классом он орал на 8-летнего парнишку, отвешивая, не особо стесняясь, ему увесистые затрещины. Кадры унижения незаметно снял на мобильник кто-то из одноклассников. Об этом ЧП стало известно, мать избитого второклассника обратилась в полицию. Не знаю, чем закончилось дело: мстителю светил либо крупный штраф, либо исправительные работы. Со всех утюгов тогда слышались дебаты: кто прав, а кто виноват? можно ли понять чувства отца? было ли его решение о рукоприкладстве верным, а главное педагогичным способом защитить своего ребенка от …ребенка? Для одних он был злобным родителем, который решил избить невинного мальчика на глазах у сверстников, а для других – самопровозглашенным мессией, который правильно и сделал, что поставил на место хулигана: с такими нужно, мол, разговаривать на их же языке. А третьи говорили о том, что мужик заранее проиграл: не камильфо взрослым лезть в детские драки, хотя бы потому что весовые позиции не те, выходит, что своего сына он не защитил, а опозорил… Хочется провести аналогию с эпизодом, который случился на днях в одном из городских дворов Мозыря. Об этом рассказала мама мальчика, о котором и пойдет речь. Сын растет очень активным. В обиду себя он никогда не даст – за это мать спокойна. А вот других детей обижает: бьет. Вот, например, больно выкручивал руки девочке-ровеснице. С просьбой разобраться с обидчиком дочери обратилась мама девочки. И получила разрешение …разобраться самой. Воспользуются ли им? С одной стороны: трогать (хотя бы даже «крутить ухо», как предложила родительница мальчишки) чужого ребенка нельзя. А с другой: как воздействовать на хулигана, если все меры, которые принимают его родители, себя исчерпали и не дают результата? Потерял ребенок всякие ориентиры. Как их вернуть? Как вновь стать для него авторитетом? Сложный вопрос…
Вспомнилось от Сухомлинского: воспитание – долгий путь. Как и вы-страивание в семье уважительных отношений. Существует множество стереотипных раздутых практических советов о том, как жить в браке счастливо, как быть хорошими родителями и т.д. Но что для одних – хорошо, то для других может быть за гранью понимания и морали.
Ольга АРДАШЕВА