Формулу удачного кадра рассказал один из самых популярных мозырских фотографов журналисту газеты «Жыццё Палесся»

Пейзажи на его фото завораживают и восхищают не только мозырян, но и зрителей далеко за пределами Беларуси. О красоте мозырской земли знают все. И каждый, у кого есть фотокамера, — хоть простейшая, на телефоне, — стремится ее запечатлеть, чтобы поделиться красотой с друзьями в соцсетях. А фото, сделанные героем нашей рубрики, наверное, видели все земляки, кто зарегистрирован в социальных сетях: они очень популярны и невероятно «вкусны» для глаз.

Природной красотой столицы полесского края щедро делится мозырянин Сергей Шляга. Он — один из самых популярных фотографов-пейзажистов нашего города. На этот раз его фото украсят собой материал газеты «Жыццё Палесся» и сайта mazyr.by. А о себе и своем увлечении Сергей рассказал в интервью журналисту раёнки.

Сергей Шляга — мозырянин, ему 38 лет. Работает в ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Фотография — постоянное увлечение, вспоминает он сам.

— В детстве у меня была довольно сильная предрасположенность к рисованию, подростком стал заядлым рыбаком-любителем (отсюда любовь к рассветам)… Быть может, это как-то повлияло на будущее увлечение, — рассказывает мой собеседник. — Хотя, честно говоря, увлечение фотографией началось совершенно случайно: в августе 2008 года у меня появилась первая цифромыльница Panasonic DMC-LZ7 (была куплена спонтанно перед поездкой к морю). Через год пользования захотелось чего-нибудь с мануальными настройками и более расширенными возможностями, и Panasonic был заменен на ультразум Olympus SP570UZ. C этого момента фотография понемногу начала становиться для меня постоянным и уже более осмысленным увлечением. По этой причине осенью 2010 года была приобретена первая зеркалка — Pentax K-x. Становление меня как фотолюбителя шло постепенно и складывалось из изучения статей по фотографии, многочасовых посиделок на фоторесурсах, просмотров большого количества фотографий и, конечно, постоянной практики, а также анализа и сравнения, в чем очень помогает интернет.

— Почему предпочитаете пейзажные фото, а людей фотографируете редко?

— Каждому свое (улыбается). Так сложилось, вероятно, из-за того, что ранее увлекался рыбалкой, как я уже говорил. На самом деле у меня достаточно много фотографий с людьми на них, в том числе портретных, жанровых и репортажных фотографий.

[metaslider id=»61390″]

— Чье творчество повлияло на ваш стиль работы?

— Влияло и продолжает влиять в данный момент творчество самых разнообразных людей (как современников, так и признанных классиков фотографии), снимающих в совершенно разных жанрах и техниках съемки. Их всех объединяет умение нестандартно смотреть на окружающий нас мир, умение видеть и чувствовать свет и композицию в кадре.

Несколько авторов из известных, чьи работы вдохновляют: Рариндра Пракарса, Андреас Фейнингер, А. Фассбендер, Хо Фан, А. Адамс, Хонг-Оай Дан. Еще, пожалуй, Стив Блум, Г. М. Колосов, Г. Д. Беренго, М. Альперт, Йозеф Судек.

— Интересно было бы узнать, как проходит ваша «охота» за хорошим кадром? Как вы готовитесь к съемке, как долго длятся ваши пленэры?

— По-разному. Иногда это кадры, сделанные во время прогулки или велопрогулки, то есть просто беру с собой камеру на всякий случай. Бывает, что хватаешь камеру со штативом и в это время лихорадочно думаешь, куда ты успеешь добраться, чтобы сделать кадр, пока не закончились благоприятные условия, — как правило, это бывает во время динамично меняющихся погодных условий и, соответственно, условий освещения (например, поймать в кадр радугу, молнии или неожиданно красивый закат). Есть, конечно же, случаи, когда заранее готовишься к съемке (например, запланированный выезд на ночную съемку), изучаешь прогноз погоды, отмечаешь варианты мест, где при определенных условиях могут получиться интересные кадры. Соответственно, выбираешь определенный набор оптики или берешь с собой штатив.

В зависимости от продолжительности благоприятных условий съемки «фотоохота» может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Например, летним вечером ехал домой. Только что прошла летняя гроза и выглянуло закатное солнце, окрасив остатки туч и облака в золотисто-оранжевые тона. Это было настолько красиво и нереально, что я поспешил в ближайшее ко мне место с подходящим обзором, где успел сделать несколько кадров до того, как все закончилось. Длительность данных условий освещения составила 15-20 минут.

Вот еще один пример. В данном случае разговор идет о выезде на природу на 2-3 дня с палатками. Съемку я начал около 12 ночи и пришел к палаткам только после того, как солнце разогнало утренний туман.

— Приходится ли идти на жертвы ради классного фото? Например, выдвигаться куда-то спозаранку, спасаться от комаров, долго выжидать нужного момента?

— Да, однозначно приходится. Комары, промокшая одежда и обувь, замерзшие пальцы, недосып — все это бывает.

Правда, когда ты «погружаешься» в туманный рассвет, золотистый закат или не спеша идешь (едешь на велосипеде) по тихой ночной дороге (тропинке), думаешь совсем не о «жертвах». В такие моменты обычно чувствую радость, умиротворение и, конечно же, азарт «охотника за светом».

— Насколько успех фото зависит от техники? И какими техническими «примочками» пользуетесь вы в своей работе?

— Лично мое мнение такое: уровень техники, безусловно, важен и в какой-то мере способен компенсировать ошибки фотографа, но гораздо в большей мере важно умение пользоваться тем, что имеешь в руках. Наиболее важны для получения отличных кадров, на мой взгляд, удачные условия (свет, время суток, погода), а также навыки и опыт фотографа: умение увидеть кадр, предвидеть (за счет опыта, анализа и расчета) в каком месте, с какого ракурса и в какое время можно сделать хороший кадр, знать и учитывать возможности своей фототехники, будь то зеркальный фотоаппарат с внушительным парком оптики, компактная цифромыльница или камера мобильного телефона — вот наиболее важные, на мой взгляд, факторы для удачного кадра. Хороший кадр можно сделать и камерой недорогого смартфона (около 120-130 у.е.).

[metaslider id=»63859″]

Главной своей, как вы сказали, «примочкой» считаю удачно пойманный свет и композиционное построение кадра. Для обработки мне в большинстве случаев хватает простенькой программы ACDSee Pro. Чаще всего снимаю в режиме приоритета диафрагмы (А или Av) и мануальном режиме (М). Люблю и часто пользуюсь старыми мануальными объективами (Гелиос-44, Юпитер-37а, Пеленг-8а).

— Кто ваш главный критик? И, вообще, ждете ли всегда критики фото, ищете ли мнения опытных коллег? Пишут ли вам письма в личные сообщения с комплиментами по поводу ваших фото?

— В целом стараюсь самокритично относиться к своим фотографиям. В большей мере это такие же, как и я, фотолюбители или случайные зрители на просторах интернета. Целенаправленно не ищу чьего-либо мнения или критики. Письма пишут (улыбается).

— Вы где-нибудь выставляли свои фотоработы? Может быть, были важные фотоконкурсы?

— Да, конечно же. Но нечасто. Это и местные фотовыставки, и международные (интернет — очень удобная в этом плане вещь), и фотоконкурсы республиканского и международного масштаба.

— Как можно судить по вашей странице, вы очень много фотографируете. Для вас это больше, чем хобби? Если не секрет, вы зарабатываете на фото?

— Это одно из моих увлечений. На фото не зарабатываю, оно для души, для удовольствия.

— У вас огромное количество фотографий Мозырщины. Есть ли еще уголки в городе и окрестностях, которые остались нехожеными вами?

— Уверен, что их достаточно.

— На ваш взгляд, где самые лучшие и красивые места для того, чтобы фотографировать, в Мозыре, и те, которые могли бы служить визуальной визиткой нашего города?

— Практически в любом месте Мозыря можно сделать интересный кадр при благоприятных условиях освещения и погоды. Просто нужно стать в нужное время в нужное место, посмотреть в правильном направлении и отсечь лишнее. Вот и вся формула удачного кадра.

В последнее время входит в моду аэрофотосъемка с помощью квадрокоптеров. В связи с этим количество таких мест резко возрастает.

Визуальной визиткой, на мой взгляд, могут служить многие места. Я здесь больше представляю себе коллаж из нескольких фотографий. Но пусть этот вопрос останется для тех людей, которые занимаются этим профессионально.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.

Фото предоставлены героем материала.

 

 

Формулу удачного кадра рассказал один из самых популярных мозырских фотографов журналисту газеты «Жыццё Палесся»: 1 комментарий

  • 24.05.2018 в 13:11
    Permalink

    Сергей-припятский самородок. Умеет передать через фото шелест волны, влажность утреннего тумана и даже писк комара .

Обсуждение закрыто.