Не только возраст, но и опыт

1894

Таким должен быть критерий назначения руководителя.

Эту точку зрения высказал в беседе с нами Григорий Леонидович Кодол – начальник отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Мозырьсоль». При этом нашего собеседника можно считать именно молодым руководителем. Достаточно ли просто молодых лет, сил, энергии, чтобы возглавить ответственное направление? Об этом и о многом другом мы размышляем в нашей беседе. 

Биографическое

— Итак, ваша трудовая биография начиналась…

— Я родился в Бресте, но потом переехали в Мозырь, здесь окончил СШ № 4, а затем Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. По образованию – экономист-менеджер. Также окончил Академию Управления при Президенте Республики Беларусь, соответственно – юрист.

— Почему именно такой выбор – торговля? Поскольку у нас хватает предубеждений о людях, занятых в этой сфере…

— На самом деле моя специализация называлась «правовое обеспечение хозяйственной деятельности». Меня всегда больше интересовал юридический аспект работы. После окончания получил распределение в одно из лучших в стране подразделений – Узденское райпо в Минской области, где проработал два года, получив первый опыт работы. Потом пошел на повышение: меня пригласили в Белкоопсоюз – структура уровня министерства, где работал главным специалистом отдела организации торговли, не менее полезный опыт работы в вышестоящей организации на руководящей должности. Затем начальник отдела фирменной торговли на Минском мясокомбинате, экономист Минской овощной фабрики, начальник отдела организации оптово-розничной торговли торгово-розничного управления при Министерстве Обороны.

Но в итоге вернулся в Мозырь к родителям и уже семь лет работаю в ОАО «Мозырьсоль», начав с должности замначальника отдела продаж. В 2014 году был создан наш отдел, который я сегодня возглавляю уже 4 года.

— Еще живо поколение, при котором высокие должности получали только хорошо зрелые люди. Вы стали начальником в 25 лет…

— Я разделяю оба подхода к назначению кадров, главное – наличие опыта. В моем случае я не был неопытным специалистом. В райпо я работал товароведом-экспедитором, задача которого получить и развезти товар по точкам. Хватало всего: летом машина «кипит», и ты вместе с ней, потому что надо смотреть, чтобы сохранился товар. Зимой машина замерзает, а в дальних деревнях еще и застревает – надо бежать по хатам звать людей на помощь. Продукцию надо было одеялами укрыть, чтобы довезти. В Белкоопсоюзе был другой опыт: научить людей в райпо правильной работе, проанализировав ситуацию на месте и дав рекомендации. В одном месте была практика, в другом – больше теория на основе накопленной практики. Но, когда опыт накоплен, ты уже можешь что-то применить, судить о профессиональных качествах других вне зависимости от их возраста.

Производственное

— Задачи вашей структуры каковы?

— Наше предприятие экспортоориентированное, мы продаем более 80 % солепродукции за пределы Беларуси, поэтому задача серьезная – и дальше продавать на экспорт более 80 % производимой продукции. Сегодня идут поставки в 16 стран мира, география расширяется. Спрос с нас особый. В прошлом году продали за рубеж 420 тыс. тонн из произведенных 497 тыс. тонн – абсолютный рекорд предприятия. И достижение нашего отдела.

— О торговле есть множество пословиц: «Торговля кого выручит, а кого выучит», «Не обманешь – не продашь», «Барыш с убытком на одних санях ездят», «Купил, не купил, а поторговаться можно» и другие. Ваш отдел по каким принципам действует?

— В продажах все методы хороши, но мы стараемся быть откровенными и честными с клиентом. Мы работаем на государственном предприятии, и это обязывает. Тем не менее, какая-то хитринка всегда присутствует, как у любой структуры, которая занимается коммерцией. Но в итоге мы продаем, а не «впариваем» и не «втюхиваем», находя золотую середину между нашей необходимостью продать определенные объемы и ассортименты и желанием, возможностью, спросом клиента купить нашу продукцию.

Предприятие производит разные виды продукции: таблетированная соль, посолочно-нитритная смесь, фасованная соль, затаренная соль – и в разные периоды спрос на эти виды меняется. А нам необходимо найти баланс, потому что надо продавать все! Мы не можем выключить станки или устроить себе каникулы.

— Вы четыре года в этой должности – работается легче, чем вначале?

— Продавать становится только сложнее. Было меньше конкурентов и ниже конкуренция, и мы работали с перевыполнением своих мощностей. Но сегодня появляются новые игроки на российском рынке – наш основной рынок сбыта. Запущен завод по производству соли «Экстра» в Новомосковске (Тульская область), его мощность – 150 тыс. тонн. Это существенный конкурент для нас. Планируется запуск сользавода в Калининграде. Серьезная модернизация прошла у наших конкурентов в Польше, Австрии. Все это влияет на конъюнктуру рынка. Да, есть рынок Венесуэлы, Пакистана, Китая, но соль – это все-таки дешевый товар, и доставка нашего продукта в эти точки обойдется в два раза дороже, чем цена самой соли. Плюс у них есть либо свое производство, либо заводы в соседних странах – поэтому наш продукт будет неконкурентоспособен.

У нас есть определенные давно сложившиеся рынки, продукция стабильно уходит в 16-20 стран в год. Некоторые рынки появляются эпизодически, скажем, Кипр, Монголия, но в любом случае мы стараемся искать новые направления, где-то подхватить даже минимальные объемы. Но не все рынки для нас подходят.

— Вы пришли с приличным опытом работы на эту должность. Багажа знаний хватило?

— Нет. В любой организации есть своя специфика, и даже грамотным специалистам есть чему учиться. Поэтому нужно уметь слушать своих опытных коллег, что-то почерпнуть от них, а потом учиться в ходе работы и самостоятельно. Например, при помощи интернета изучал рынок соли, потому что прежде у меня взаимоотношения с солью были только на уровне покупки в магазине. А теперь необходимо знать расстановку сил, конъюнктуру солевого рынка. Кроме этого, прежде у меня не было такого плотного взаимоотношения с внешнеэкономической деятельностью – ее тоже пришлось изучить.

— Естественное желание каждого молодого руководителя — устроить в своем подразделении революцию. Естественно, с самыми благими намерениями. Вы с какими идеями приступали к работе в новой должности?

— Я всегда аккуратно отношусь к революционным преобразованиям, тем более, что сначала надо было изучить специфику, учитывая, что ОАО «Мозырьсоль» передовое экспортоориентированное предприятие, где и до меня выполнялась задача по экспорту продукции. Поэтому, несмотря на уже накопленный опыт, всегда есть масса различных нюансов в любой структуре. На мой взгляд, изменения в таких организациях, которые уже уверенно стоят на ногах, нужны мягкие, то, что сейчас называют тонкой настройкой. Чтобы не испортить то положительное, что уже есть. Встряски и революции уместны на «лежачих» предприятиях, создание новой команды.

В моем же случае я пришел в отдел, где уже работали опытные люди с большим стажем работы, имевшие достаточный круг решения задач, опыт работы на разных рынках, — многопрофильные специалисты. Поэтому шла простая корректировка отдельных моментов.

Межличностное

— Тем не менее, работа руководителя это не только документы, но и люди, которые могут, например, сказать «а мы всегда так делали…» на все ваши предложения…

— Сложные ситуации в рабочих вопросах, несомненно, бывают. Думаю, не покривлю душой, если скажу, что имею определенный авторитет в коллективе и у подчиненных. Мне редко приходится повышать голос, это крайний случай. Надеюсь, у меня получается найти слова, чтобы подчиненный почувствовал свою вину за недоработку и занялся ее исправлением. Считаю, что я достаточно мягкий человек, но сталь в голосе тоже умею проявлять, без этого нельзя.

Но жесткие решения тоже приходилось принимать. Внешнеэкономическая деятельность – это работа с высокой степенью ответственности. Любая ошибка в документе может привести к тому, что вагон пойдет не туда, в него загрузят не ту продукцию и т.д., а это приведет к серьезным последствиям в виде больших штрафов. Поэтому предупреждать до бесконечности… Некоторые специалисты у нас на единичных случаях на собственном опыте убедились, к чему приводят, к сожалению, ошибки. Конечно, в любой практической деятельности их невозможно избежать на 100 %, но стремиться надо. И я стараюсь до каждого своего подчиненного донести не криком, а спокойным словом его обязанности, создать понимание, к чему приводит его работа и последствия ошибок. И он будет лучше это делать, потому что только кнутом достичь результата невозможно.

— На работе вы начальник, пусть нестрогий, но требовательный. А дома?

— Не скрою, что нотки руководителя переносятся и в личную жизни, когда не можем прийти к единому решению, поэтому я ценю терпение моей жены. Я, например, готовлю лучше, чем жена. Считаю, что если ты берешься за какое-то дело, то должен стараться довести его до ума. Или вообще за него не браться, чем потом на претензии отвечать: «Ну и что? Никто ж не умер…» И когда этого не происходит, то вызывает у меня соответствующую реакцию. Но это все, как говорится, дело житейское. Бывает, что на работе производственные страсти кипят, и ты потом с остаточными явлениями приходишь домой, доигрывая ситуацию, а тут всего лишь щи недосолены…

Но для меня крик – это все-таки исключение из правил, я за мирное решение вопросов.

— Чем вы руководствуетесь, расставляя и назначая кадры в своем отделе?

— Оценивая кандидата, я руководствуюсь той спецификой работы, которую ему предстоит выполнять. Стараюсь уточнить, какой деятельностью он занимался раньше, раскрывая ряд определенных моментов в его новом направлении. А дальше прямо спрашиваю: «Вы понимаете, какую работу вы будете выполнять?» Потому что у многих людей есть своеобразное понятие о продажах как о периодических разговорах по телефону в кабинете, и все продастся само собой.

Но на деле все иначе. Помимо того, что наш специалист должен иметь грамотную речь и уметь общаться, нужно быть весьма уравновешенным психологически, потому что клиенты порой выясняют свои вопросы весьма эмоционально, и этот накал страстей надо уметь сдерживать и охлаждать. Во-вторых, необходимо быть очень внимательным к оформлению документов – здоровое буквоедство. И не каждый сможет постоянно поддерживать высокую степень внимания, чтобы не допустить ошибку. Счета, наряд-задания, накладные – ни на одном из этапов ошибки быть не должно.

Поэтому в сотруднике должен быть необычный сплав: умение общаться – это один тип темперамента, и усидчивость с предельной концентрацией внимания – это уже другой характер. Кто это может совместить? Пожалуй, только работники отдела внешнеэкономической деятельности.

— Любая работа накладывает на человека свой отпечаток. Что вы можете сказать о себе?

— Большой объем информации и решаемых задач заставляет держать себя в высокой степени внимательности. Стал более грамотно планировать свой день и свою работу – это необходимо, чтобы умело выстраивать задачи по степени приоритетности, решая их своевременно и постепенно.

— С чем можно сравнить деятельность вашего отдела?

— Наш рабочий процесс похож на складывание пазла. Надо увязать производственную программу предприятия, потребности клиентов, отгрузку, сложив воедино несколько вещей. И как он сложится, в итоге зависит итог работы предприятия. И насколько красиво и точно, без пробелов и нестыковок, получится сложившаяся картина.

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: