Ученые определили худший год в истории человечества

358

Группа ученых определила худший год в истории человечества — 536 год нашей эры, когда на Европу опустился туман, который погрузил ее во мрак на 18 месяцев. Это явление наблюдалось на Ближнем Востоке, а также в некоторых районах Азии, сообщает ТАСС со ссылкой на журнал Science.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский, секретарь полководца Велизария, живший в те времена, писал: «И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно потеряло свою силу и перестало, как прежде, сиять чисто и ярко. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть».

«Это было началом одного из самых ужасных для жизни периодов, если вообще не худшим годом в истории», — считает Майкл Маккормик, историк из Гарвардского университета, который возглавил группу исследователей, задавшихся целью выяснить, что стало причиной необычного явления.

Известно, что тогда из-за нехватки солнечного света температура воздуха заметно снизилась, а следующие десять лет стали самыми холодными в Европе за 23 века. Из-за этого заметно снизилась урожайность, что привело к нехватке хлеба в 536-539 годы.

Спустя пять лет, в 541 году, Европу и весь известный на тот момент «цивилизованный» мир охватила первая в истории эпидемия бубонной чумы. Ее жертвами стали около 25 миллионов человек, чума унесла жизни половины жителей Византийской империи, положив начало ее угасанию.

Ученые, чтобы найти источник «тумана», накрывшего Европу в то время, взяли из горных ледников в швейцарских Альпах образцы снега, который является своеобразным «летописцем» и хранит информацию об извержениях вулканов, песчаных бурях или активной добыче полезных ископаемых человеком. Все изменения химического состава атмосферы отражаются в слоях снега.

Специалисты Университета штата Мэн в США, исследовавшие полученные образцы снега, «вырезали» участки, которые датировались весной 536 года, и нашли в них микроскопические частицы вулканического стекла.

Выяснилось, что эти частицы соответствуют вулканическим породам из Исландии, где, как установили ученые, в 536 году произошло мощное извержение вулкана. В результате облако пепла обволокло северное полушарие. В 540 и 547 годах последовало еще несколько извержений, которые вкупе с эпидемией погрузили Европу в состояние продолжительного упадка, длившегося до 640 года.

www.sb.by