В Беларуси хотят усилить контроль за уклонистами от распределения

623

Министерство образования предлагает «принять исчерпывающие меры по взысканию средств, затраченных на обучение». Минобразования страны составило письмо, в котором говорится о необходимости усилить контроль за выпускниками вузов и ссузов, чтобы предотвратить уклонения от распределения.

Данный документ в первую очередь получили подчиненные правительству организации, областные исполкомы, Национальная академия наук, ассоциация нанимателей, а также советы руководителей средних специальных и высших учебных заведений.

Наладить работу с заказчиками кадров

Текст письма подписала первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова. В одном из его пунктов говорится о поручении Совмина от 4 октября 2018 года № 05/209−440/11284р.

В частности, о том, что «наличие достаточно большого числа выпускников учреждений образования, распределенных (направленных на работу) и не приступивших к работе в соответствии с законодательством, свидетельствует о недостаточной работе учреждений образования с самими выпускниками и заказчиками кадров, а также о невыполнении в полном объеме заказа на подготовку кадров».

В связи с этим Минобразование просит «детально разобраться по каждому факту неприбытия выпускника к месту работы, принять исчерпывающие меры по взысканию средств, затраченных на его обучение, при отсутствии объективных причин, установленных законодательством».

Кроме того, ведомство просит «выработать действенные меры по исключению в дальнейшем фактов необоснованного неприбытия к месту работы распределенных (направленных на работу) выпускников».

Сделать это нужно совместно с заказчиками кадров, советом ректоров (директоров) и направить свои предложения до 15 ноября.

Внедрить дуальное образование?

Также, по мнению властей, пришло время качественно обновлять и совершенствовать профессиональное образование, чтобы оно соответствовало запросам времени. Для этого в Минобразовании предлагают изучить опыт Германии, которая практикует дуальную систему подготовки кадров.

Суть такого образования в том, что теоретические знания студенты получают в университете (колледже, профессиональном лицее), а практику нарабатывают непосредственно на рабочем месте – на предприятии. При этом все обучение оплачивается предприятием, а учащиеся с первого дня получают заработную плату.

– Заявки на дуальные программы абитуриенты подают на предприятия и фирмы еще за год до окончания школы. А после получения подтверждения и подписания договора идут учиться по выбранной специальности в университет, колледж или профессиональный лицей, – объясняют принцип программы в Минобразовании.

В ведомстве также отметили, что практику на предприятии будущие специалисты в Германии проходят 12–18 месяцев, как минимум 12 месяцев. Она распределяется по договоренности между университетом (колледжем, профессиональным лицеем) и заказчиками подготовки специалистов. В целом же обучение длится 4−5 лет.

– Подобная практика была бы полезной и в нашей стране. Однако мы готовы рассмотреть и другие предложения, – говорится в письме министерства.

– Также мы просим предоставить предложения по механизмам привлечения организаций – заказчиков кадров, независимо от формы собственности, к участию в софинансировании подготовки кадров, а также механизмам стимулирования организаций на инвестирование средств в подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов, рабочих, служащих, укрепление материально-технической базы учреждений образования.

Несмотря на то, что ведомство серьезно взялось за решение проблемы с большим количеством «отказников», стремительных изменений ждать вряд ли получится. В рамках действующего законодательства власти, конечно, смогут потребовать с бывших студентов вернуть затраченные на их обучения средства. А вот внедрение дуальной системы образования потребует некоторое время, так как для этого необходимо вносить определенные корректировки в законодательство.

 

Подготовила Виктория ЯКИМОВА
Фото Виталия ГИЛЯ  

© 1prof.by


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: