Елена Шутик: «Покупатель всегда прав…?»

«В последнее время в наших магазинах такое разнообразие товаров, что глаза разбегаются. Бывает очень сложно остановить свой взгляд на каком-то из них, а еще сложнее сделать свой выбор. И тут на помощь покупателю должен прийти продавец-консультант».

Прошли те времена, когда, чтобы сделать необходимую покупку, нужно было обойти множество магазинов, прежде чем найти нужный товар. Сейчас другое дело. В нашем городе продолжают открываться все новые магазины. Это дает возможность выбора.

Растет конкуренция, магазинам приходится делать все возможное, чтобы покупатель пришел к нему: проводить акции, скидки. Выигрывает тот, кому удается привлечь клиента. Наша молодежь уже и представить себе не может, что такое дефицит, который был в советские годы, его помнит только старшее поколение. Когда были деньги, а купить на них нужное было сложно.

Профессия продавца в настоящее время сильно отличается от той, которая была в прежние времена. Нужно иметь навыки общения, быть сдержанным, доброжелательным, вежливым, знать нормы этикета. Продавец не просто стоит у кассы и считает деньги, он превращается в продавца-консультанта, который должен знать ассортимент, стопроцентную информацию о товаре, уметь доходчиво объяснить человеку, помочь выбрать покупку.

Когда я бываю в 4-м микрорайоне нашего города, непременно захожу в торговый центр «Радуга». Не сочтите за рекламу данного магазина, выражаю сугубо личное мнение. Никогда не ухожу оттуда без покупок. Кассиры вежливые, обязательно поздороваются, предложат приобрести еще дополнительно товар со скидкой, а после того, как обслужат, обязательно пожелают хорошего вечера или дня. Поначалу меня удивляло, когда незнакомый человек желал приятно провести вечер. Но к хорошему быстро привыкаешь. Всегда я выхожу из этого магазина с хорошим настроением. И не сомневаюсь, что приду сюда еще не один раз. Бесспорно, руководство этого торгового центра проводит правильную политику, обучив свой персонал этике поведения с покупателями.

Еще хороший пример. Магазин торговой сети «Мила». Их множество по нашему городу. И в какой ни зайдешь, тут же к тебе подойдет консультант с предложением помочь, подсказать в выборе. И, конечно, из такого магазина также сложно уйти без покупок.

Приведу и другой противоположный пример. Мы, покупатели, как-то привыкли, что продавец-консультант непременно подскажет, посоветует, какой товар лучше приобрести. Недавно я зашла в мясной отдел одного магазина, мне приглянулась сырокопченая колбаса за небольшую, как мне показалось, цену, где-то около 15 руб. за килограмм. Я спросила у продавца, может, она знает о вкусовых качествах товара, возможно, она или кто-то еще из их персонала покупал себе и пробовал. На что та мне с недовольным видом ответила, что не зарабатывает столько денег, чтобы покупать такую дорогую колбасу. Хотя, по моему мнению, такая цена для сырокопченой колбасы вполне нормальная.

Стоит ли говорить, что продавец отбила у меня всякую охоту покупать что-либо, я развернулась и ушла. Не раз и до этого приходилось в этом магазине наблюдать следующую картину: продавцы увлеченно обсуждают между собой какие-то личные вопросы и не всегда обращают внимание, что кто-то ожидает возле прилавка. Что правда: в этом магазине редко бывают очереди, покупателей почти всегда мало. Потому и работают продавцы с прохладцей, без особого усердия. Куда им спешить? Хотя и акций, и скидок у них предостаточно, и выбор неплохой. А с другой стороны, почему у работников этой торговой точки такие низкие зарплаты. А не потому ли, что продавцы не заинтересованы привлечь покупателя, подсказать, помочь в выборе.

И руководству магазина следует обучить своих работников правилам элементарной вежливости, а личные проблемы и недовольство оставлять за порогом своего дома. Тогда и покупатели с удовольствием будут приходить за покупками, вырастет выручка, глядишь, и зарплата будет выше.

Все очень просто, хочешь добиться результата, нужно начать с себя. В первую очередь, добросовестно выполнять обязанности на своем рабочем месте, прилагать максимум усилий и старания. Тогда успех гарантирован.