Учащиеся мозырской школы №1- о выборе между 10 классом и профессионально-техническим образованием

В ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря» уже составлены списки учащихся десятых классов будущего учебного года. Мы встретились с ребятами и убедились: они четко знают, чего хотят, и уже давно определились с выбором. Приятно удивило, что нет цели «высшее образование любой ценой», а выбор профессионально-технического образования осознанный, а не «где-то же надо учиться…». Поэтому кто-то выбирает обучение профильное, кто-то – профессиональное. Впрочем, судите сами.


Не розовые мечты

Мацак Максим, 9 «В»:
– Буду учиться в десятом базовом классе. На УПК обязательно освою профессию водителя, потому что мечтаю быть дальнобойщиком, как мой папа. Он исколесил пол-Европы: бывал в Дании, Австрии, Грузии и т.д. Из каждой поездки привозит мне интересные истории и подарки. После школы поступлю на автослесаря, потому что хороший водитель должен уметь при необходимости починить свою машину. В детстве я много времени провел в гараже, наблюдал, как папа занят ремонтом. Это дело не из легких: надо знать, как все устроено, потому что один раз не так закрутишь деталь – и машина не поедет. Автослесари хорошо зарабатывают, потому что машин стало много, а людей, которые хорошо разбираются в технике, – мало.

Кунгер Виолета, 9 «А»:
– Меня заинтересовала профессия логист. Логистика – это умная система хранения и транспортировки товара. Качественная логистика позволяет сократить расходы и сделать товар дешевле, а значит, доступнее для покупателя. Логист должен умело использовать компьютерную технику, владеть иностранным языком. Я люблю решать трудные задачи и находить выход из сложных ситуаций, поэтому думаю, что эта профессия мне подойдет. Необходимые для поступления предметы буду изучать на повышенном уровне в профильном классе своей школы.

Харамецкий Павел, 9 «В»:
– Много лет я занимаюсь греблей. У меня 6 трехчасовых тренировок в неделю. Пойду в десятый базовый класс и продолжу тренировки. Моя ближайшая цель – выиграть чемпионат Европы. Если я стану чемпионом, и мои отметки по русскому или белорусскому языку и биологии будут не ниже шести, то я смогу без экзаменов и ЦТ поступить в университет на тренера. Учась в университете, смогу оставаться в спорте высших достижений и идти к своей мечте – стать призером Олимпиады.

Чабрицкая Виктория, 9 «Б»:
– Я останусь в школе, потому что мне здесь все нравится и жаль раньше времени расставаться с любимыми учителями. Мы с одноклассниками посещали уроки в профильных классах и увидели, каких успехов добились старшеклассники, изучая предметы на повышенном уровне. Занятия проходят в небольших группах, внимания ученикам уделяется много. Думаю, что смогу подготовиться к ЦТ без репетиторов. Хороший уровень знаний по русскому языку поддерживаю благодаря участию в предметной олимпиаде, где уже 5 лет подряд получаю дипломы за победы. Для изучения на повышенном уровне выбрала физику и математику, потому что хорошее знание этих предметов гарантирует поступление на бюджет на огромное количество специальностей. Скорее всего, свою жизнь свяжу с IT: в XXI веке специальности, связанные с информационными технологиями, становятся все более востребованными.

Шпак Маргарита, 9 «А»:
– Я мечтаю стать психологом. Это очень интересная и нужная для общества профессия. Психологи помогают решать проблемы людям, которые запутались в жизни и в себе. Многие думают, что могут все решить сами или с помощью друзей. Это не так. Не всегда друзья могут понять и дать верный совет. Очень часто людям нужна квалифицированная помощь специалиста. Я хочу стать профессионалом и помогать людям преодолевать трудности. В профильном десятом классе буду изучать на повышенном уровне биологию и русский язык, а также готовить себя к будущей профессии – воспитывать в себе терпеливость, сдержанность, стрессоустойчивость.

Кутько Станислав, 9 «В»:
– Я мечтаю стать поваром. Моя мама тоже когда-то училась на повара. По специальности она, правда, не работает, но зато готовит очень вкусно. Сейчас открывается много всяких пиццерий, кафе, ресторанов быстрого питания. Повара без работы не останутся. Но я хочу быть шеф-поваром самого лучшего ресторана и готовить изысканные блюда. Повар – творческая профессия. Если знаешь сочетаемость и свойства продуктов, можно изобретать совершенно новые блюда. Хорошо, что есть возможность познакомиться с профессией уже в 10-11 классах. За это время я смогу многому научиться и решить, готов ли я заниматься этим делом всю свою жизнь.

Романченко Юлия, 9 «А»:
– Я увлекаюсь английским, изучение этого языка приносит мне радость. Переводчик – профессия нужная и интересная. Благодаря переводчикам мы можем читать книги любимых авторов изо всех уголков земного шара, знаем и изучаем историю и культуру древних народов, следим за развитием самых интересных событий в жизни современных государств и их жителей. Переводчиков называют посредниками между непохожими культурами и людьми. Поступить в лингвистический университет мне помогут знания, которые я получу в профильном классе в группе с изучением на повышенном уровне русского и английского языков.

Александрович Александр, 9 «В»:
– Я очень люблю свою школу и еще не готов расстаться с любимыми учителями и одноклассниками, поэтому планирую пойти в десятый базовый класс. В учебе я не делаю больших успехов, но зато принес школе много наград в районных, областных и республиканских творческих конкурсах. Я очень люблю детей, постоянно организовываю всякие игры, представления, конкурсы, квесты. Когда я выхожу на сцену, ребята меня всегда поддерживают аплодисментами. Когда вырасту, обязательно стану педагогом-организатором. Педагог-организатор – это друг и наставник, это лидер, за которым идут все. Это очень важный в школе человек, от которого зависит, насколько яркой и разнообразной будет школьная жизнь.

Нужна здравая оценка

Своих способностей и возможностей, рынка труда и других факторов, чтобы правильно выбрать профессию. Уверена Виктория Михайловна Пивоварова, заместитель директора по учебной работе:

– В следующем учебном году будут открыты 2 десятых класса. В одном из них учащиеся будут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне в составе групп, во втором – на базовом уровне, получая при этом профессиональную подготовку. По такой же модели в нашей школе прошел выпуск в 2018 году, что позволяет нам сегодня говорить о перспективах обучения в дифференцированных классах.

Результаты вступительной кампании подтвердили эффективность обучения в профильных микрогруппах. Проанализирован средний балл по 5 предметам, которые выпускники изучали на повышенном уровне. По русскому языку средний балл ЦТ выпускников профильного класса выше районного на 29,2; математике – на 9,9; физике – на 13,7; химии – на 12,8; биологии – на 23,7.

Что способствовало таким результатам?

В первую очередь, желание учиться самого ребенка и поддержка родителей, во-вторых, созданные школой условия по организации профильных групп и подбору педагогических кадров. Благодаря образовательной модели «учитель–ученик–родитель» выпускники школы поступили в самые престижные высшие учебные заведения страны и зарубежья: Белорусский государственный медицинский университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный экономический университет, Белорусский национальный технический университет, Академию управления при Президенте и многие другие.

Результаты вступительной кампании выпускников базового класса слабее, хотя многие ребята показали достойные результаты. Здесь мы сталкивались с проблемой, когда видели, что учащийся не способен пройти установленный минимальный порог по предмету на ЦТ. Проводили с ним работу по оказанию помощи по определению дальнейшего канала жизнеустройства. Зачастую родители не всегда владеют реальными требованиями к уровню обученности учащихся по учебным предметам, ожидают успешного результата при поступлении своих детей и, не получая его, испытывают чувство разочарования и растерянности. Поэтому хочется пожелать родителям быть в тесном контакте с педагогами, прислушиваться к их советам, чтобы объективно и реально оценить возможности своего ребенка и помочь ему в выборе профессии.

Дмитрий КУЛИК.