К счастью, далеко не все из нас становятся участниками и жертвами преступлений. Однако о том, при каких обстоятельствах и каким образом они обычно совершаются, представление имеет каждый. Подобную криминальную информацию подбрасывают зрителям и ежедневные сериалы такого характера, и выпуски новостей. В реагировании, а позже – в раскрытии преступлений активное участие принимают не только сотрудники правопорядка, уголовного розыска, следственного комитета, но и судебные эксперты.
Первостепенная задача специалиста этого профиля – составить четкую и ясную картину преступного деяния, обнаружить преступника по оставленным им следам с помощью научных исследований, добыть нужные улики.
Мы беседуем с начальником Мозырского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Леонидом Викторовичем Ещенко. В экспертно-криминалистической службе МВД он работает около 23 лет, из них почти 6 лет — в образованном в 2013 году экспертном ведомстве.
— Леонид Викторович, все знают, что до прибытия следственно-оперативной группы на месте совершения преступления никто не имеет права что-либо трогать или передвигать, также посторонним лицам туда — вход воспрещен. Эти меры предпринимаются для того, чтобы сохранить следы преступления… А какие действия ваши сотрудники проводят прежде всего?
— Это — фотосъемка на месте преступления, все как есть. Далее эксперт-криминалист принимает все меры для обнаружения и сбора улик, к которым принято относить определенные следы и предметы, производится обработка различныхповерхностей. А вместе с этим и фотосъемка, более детальная. Задача специалиста — обнаружить, зафиксировать и изъять следы преступления. На месте происшествия мы моделируем поведение подозреваемого в совершении преступления. Например, если он проник в помещение через окно, то, возможно, где-то задел одеждой раму или подоконник, оставил на них отпечатки пальцев или следы от обуви и т.д. Изымаем окурки, жевательные резинки, — все, на чем может быть обнаружен биологический материал и отправляем их на экспертизу…
Зачастую человек, который совершает кражу (преимущественно — в нетрезвом состоянии), не находит иного способа проникнуть за «наживой» в дачный домик либо автомобиль, как посредством разбития окна с помощью собственной руки. Естественно, кровь (а это тоже — биологический материал) остается на осколках и представляет очень ценную информацию для наших экспертов…
На месте происшествия эксперт-криминалист обычно находится в течение 2-х и более часов, в зависимости от сложности работы и площади осмотра.
— Кражи государственного и личного имущества, нанесение телесных повреждений, огнестрельных ранений, незаконная охота, рыбалка, ДТП с тяжкими телесными повреждениями, угроза убийством на семейно-бытовом уровне… На все эти чрезвычайные ситуации ваши сотрудники должны приезжать в числе первых. Наверное, крепкие нервы должны быть у этих людей?
— Безусловно, хладнокровие — одна из черт наших специалистов. Но в нашей деятельности не менее важны усидчивость, скрупулезность, добросовестность, способность не считаться с личным временем, когда необходимо на протяжении суток выезжать, дежурить на местах происшествий… И самое главное, это любить свою работу, получать от ее выполнения удовлетворение.
После того, как Следственный комитет выносит постановление о назначении экспертизы по изъятым объектам, и начинается второй этап нашей работы — проведение исследований. Часть из них проводим мы сами, другая часть отправляется в г. Гомель. Срок проведения экспертиз — до 30 суток. А потом уже их результаты мы отправляем в Следственный комитет…
— Насколько я знаю, не редкость — когда эти улики ложатся в основу обвинительного приговора. Особенно, когда других «зацепок» просто нет…
— Все следы с нераскрытых мест преступлений (обувь, орудия преступления и т.д.) помещаются в картотеку. У нас существует и работает автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система (АДИС). Это программно-технический комплекс, предназначенный для ведения дактилоскопических учетов и осуществления проверок следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, по массивам дактилокарт лиц, состоящих на дактилоскопическом учете. Все данные стекаются в республиканскую базу, и в любой момент оттуда можно взять нужную и очень ценную информацию, которая позже помогает в раскрытии совершенных преступлений.
Только два примера.
14.01.2017 старший эксперт экспертно-криминалистического отдела, лейтенант юстиции П. Н. Кунгер по адресу: г. Мозырь, ул. Ульяновская (магазин ООО «Аметист») по факту хулиганства изъял два следа пальцев рук. При проверке изъятых следов по АДИС «ДАКТО 2000» было установлено совпадение данных следов с отпечатками пальцев рук гр-на М.,1986 г. р. Данный гражданин сознался в совершении указанного преступления.
29.03.2018 заместитель начальника Мозырского МРО ГКСЭ Республики Беларусь, начальник экспертно-криминалистического отдела, подполковник юстиции Д. И. Пильченко по адресу: г. Мозырь, б. Юности д. № 2 по факту угона автомобиля ВАЗ-2107 изъял след пальца руки. При проверке изъятого следа по АДИС «ДАКТО 2000» было установлено совпадение данного следа с отпечатком пальца руки гражданина М.,1999 г.р. После задержания и доставления в РОВД, данный гражданин сознался в совершении указанного преступления. Подозреваемый установлен, и преступление было раскрыто по следу пальца руки, изъятому в ходе осмотра места происшествия.
А таких примеров, когда наши работники действуют четко и оперативно, можно привести много.
— Леонид Викторович, в состав Мозырского межрайонного отдела входит 4 сектора: криминалистических, медицинских, химических и психиатрических экспертиз. А где нужно учиться, чтобы стать экспертом-криминалистом?
— В Академии МВД Республики Беларусь есть следственно-экспертный факультет. На нем ведется обучение, в том числе, и по специальности «судебные криминалистические экспертизы», срок обучения — 4 года. После окончания обучения выпускнику присваивается квалификация «юрист, эксперт-криминалист».
Стоит сказать, что в Академии слушатели получают, прежде всего, теоретические знания. Вот и к нам недавно пришел трудоустраиваться и проходить «боевое крещение» один из таких специалистов — молодой, перспективный парень. За ним был закреплен наставник из числа опытных сотрудников, так что адаптация в коллективе прошла успешно. Мастерство и опыт — дело наживное. Главное, чтобы у человека было всегда желание постоянно идти вперед, совершенствовать себя.
— От людей, конечно же, зависит очень многое. Но сегодня без современной техники тоже не обойтись…
— Оборудование, которое мы имеем на данный момент, позволяет нам выполнять достаточное количество экспертиз на должном уровне. Также у нас есть хромато-масс-спектрометр, который позволяет в течение 30-40 мин. определить, какое наркотическое средство представлено на экспертизу. Стараемся идти в ногу со временем, а это просто необходимо для нашей успешной работы.
— Нельзя не упустить из вида то, что вы, по обращениям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, проводите экспертизы на платной основе.
— Это так. Наиболее востребованными являются трасологическая, почерковедческая, судебно-медицинская экспертизы, технико-криминалистическая экспертиза документов, экспертиза холодного оружия, автотехническая, пожарно-техническая, компьютерно-техническая и др. экспертизы. Например, в отделе медицинских судебных экспертиз проводятся исследования с целью определения состояния мочевых камней для последующей корректировки диеты и предотвращения их образования. Также платно можно определить степень тяжести телесных повреждений (по-народному — «снятие побоев»). Конечно же, очень хотелось бы, чтобы всяких негативных, критических ситуаций в нашем городе было, как можно меньше. Это облегчит и нашу работу
Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.