На вопросы прихожан отвечает клирик Свято-Михайловского кафедрального собора, иерей Владимир Изюмов.
«Отец Владимир, почему Церковь начинает готовить нас к Великому посту заблаговременно, за пять недель до его начала?»
Олег Витальевич.
— Святая Церковь как любящая мать заботится о своих чадах, постепенно подготавливая нас как телесно, так и духовно, к вступлению в самый строгий и продолжительный пост церковного круга — Великий. В это время нашему вниманию предлагаются душеполезные и по-
учительные евангельские притчи. Так, в первое воскресенье («Неделя о мытаре и фарисее») на богослужении читается повествование о двух людях, которые совершали молитву в церкви. Фарисей молился сам себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обид-
чики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!» (Лк. 18, 10-14).
Вся эта неделя посвящена смирению, без которого невозможно истинное покаяние. Сегодня смиренные люди почему-то считаются слабыми, ведь наш современный век постоянно взращивает в нас чувство гордости, самооправдания. Но как стать смиренным? Пример для нас — наш Спаситель — Иисус Христос. Вспомните эти слова: «Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим… (Мф. 11, 29).
В «Неделю о блудном сыне» мы, читая Евангелие, вспоминаем о любящем отце и его двух сыновьях. Один из них «расточил все имение свое, живя распутно» и, испытав нужду, решил возвратиться к отцу своему…Отец же, устроил в честь возвращения сына большой пир, одел в лучшие одежды и дал перстень на руку его. Этой притчей Церковь говорит верным чадам своим о неисчерпаемой милости и любви Божией к своему творению. И особенно акцентирует внимание на покаянии, как одном из главных средств в деле спасения нашей души… О покаянии и смирении, об умении прощать ближним их прегрешения, о любви к Богу и ближнему говорят нам все четыре подготовительные недели, которые предшествуют Великому посту.
«Почему православная Пасха всегда празднуется в разное время, с чем это связано?»
Вероника Сергеевна, 75 лет.
— Светлое Христово Воскресение является главным переходящим христианским праздником. Его празднование происходит не по солнечному календарю (Юлианский, Григорианский), а по лунному. Поэтому согласно лунному календарю Пасха приходится на первое воскресение после первого весеннего полнолуния (равноденствия).
«Я — прихожанка Свято-Михайловского собора уже не один год. Но, когда начинается пост, со мной обычно происходит одна и та же история. Первую неделю пощусь, как положено. В воскресенье прихожу на исповедь, причащаюсь. А потом срываюсь: могу и молочного поесть, и мясного. Что делать?»
Ольга.
— Есть церковное постановление, которое касается послабления во время поста. На него могут рассчитывать люди, имеющие какие-либо проблемы со здоровьем, те, кто занимается тяжелым физическим трудом, кормящие матери и т.д. Но не стоит забывать о том, что пост — это «две стороны медали»: телесная и духовная. Тело мы воздерживаем от скоромной пищи, а душу — от греховных привычек и страстей. И если мы будем акцентировать внимание только на телесной стороне, то это будет уже не пост, а обыкновенная диета. Результат от такого «поста» будет нулевой. Поэтому вам такой совет: сосредоточьте все внимание во время поста на своей духовной жизни, остальное приложится!
«Никак не могу избавиться от раздражительности, особенно во время поста. Даю себе слово не гневаться, не ругаться с близкими. Однако часто его нарушаю. Как быть?»
Татьяна.
— Обычно такое явление часто встречается у людей, которые только делают первые шаги в храм и, желая соблюсти пост по всей строгости, часто переоценивают свои возможности. Потому-то Церковь и готовит нас к посту мерными шажками, напоминая о необходимости к воздержанию в пище добавлять молитву и добрые дела.
«Можно ли проходить Таинство Соборования, если человек практически здоров?»
Вячеслав.
— По уже установившейся церковной традиции христианин хотя бы раз в год приступает к Таинству соборования. Конечно, в апостольском послании говорится о необходимости соборовать тяжело больных людей. Но не стоит забывать, что душевные страдания человека — это тоже болезнь, требующая молитвенного врачевания. Посему, если кто из христиан, полноценно живущий церковной жизнью, регулярно приступающий к Таинству исповеди и причастия хочет собороваться, запрещений здесь нет.
«Мои усопшие родственники — католической веры. Могу ли я поминать их в церкви, ставить свечи об упокоении?»
Александр, прихожанин Свято-Никольской церкви.
— Согласно церковным правилам поименное поминовение как о здравии, так и об упокоении в храме, происходит только за крещеных православных христиан. Но это совсем не значит, что молиться за христиан католической веры в домашних условиях запрещено, равно как и ставить свечи.
«На исповеди по забывчивости не рассказал священнику об одном грехе. Получается, я совсем не исповедовалась и моя исповедь не принята Богом?»
Евгений Валентинович, пенсионер.
— Часто люди, подходя к исповеди, не произносят ни слова. Не потому, что они безгрешны, а потому, что тяжело говорить, когда из глаз текут покаянные слезы. Если вы забыли назвать какой-либо грех, не смущайтесь, с чистым сердцем приступайте к причастию, а грех, который потом вспомнили, назовете на следующей исповеди.
«Мой сын, когда был маленький, с удовольствием вместе со мной посещал церковь. Сегодня ему 14 лет, и храм не посещает. Не знаю что и делать… Может, я что-то упустила?»
Мария Петровна, прихожанка Свято-Михайловского собора.
— Не стоит забывать о том, что ребенок в первую очередь учится на примере родителей. Поэтому нужно спросить себя: достаточно ли я приложил усилий, чтобы мой ребенок вырос достойным христианином? Являюсь ли я тем образцом, на который он мог бы равняться? Сейчас наступает такой возрастной период, когда вам нужно с особым вниманием следить за духовно-нравственным состоянием своего чада. Тут важна мудрость и рассудительность, потому что для каждого отдельного случая подойдет своя тактика. Иногда необходимо проявить строгость, а иногда — и снисходительность для достижения доброго результата в дальнейшем.
«У меня дома много икон. Но соседка говорит, что это неправильно: больше половины икон нужно убрать, оставив только большие. Так ли это?»
Евгения.
— Нет никакого определенного количества икон, которые должны быть в доме у православного христианина. Поэтому их число обусловлено индивидуальной потребностью каждого человека. А главное все-таки для каждого верующего человека — искренняя молитва и покаянный настрой души.
Скоро Радоница — день особого поминовения усопших. Православные посещают кладбища и поминают умерших родственников. Но часто меня неприятно коробит то, что некоторые люди за столиками рядом с могилами своих родных выпивают, закусывают. Интересно, а откуда пошла традиция устраивать застолья на кладбище в этот день?
Владимир.
— Традиция приносить продукты на могилы своих усопших сродников, а уж тем более, устраивать застолья, является пережитком нашего языческого прошлого. В те времена славяне-язычники делали трапезы на гробах своих покойных родственников. Ничего общего с православной Церковью эта традиция не имеет. В дни поминовения усопших, когда мы идем на кладбище, можно взять с собой крытую лампадку, чтобы зажечь ее на могиле. Главное же — сотворить молитву о упокоении (заупокойная лития). Также нужна будет икона, если она отсутствует на могильном кресте, дабы, когда молимся, мы взирали на святой образ.
Александр СОЛОДКОВ.
Фото Сергея ШЕВЧЕНКО.