В «Полесьепроект» рассказали, что заботит мозырских архитекторов

959

О проблемах, с которыми сталкиваются сегодня проектировщики, создавая архитектурные произведения, нам рассказали Мария Олеговна РОГОВСКАЯ, главный архитектор проектов, и Юрий Николаевич РЕУТ, главный инженер проектов архитектурно-конструкторской бригады № 2 Проектно-изыскательского унитарного предприятия «Институт Полесьепроект» ОАО «Полесьестрой».

Вокруг архитектора

– Мария Олеговна – архитектор, я – конструктор, – поясняет Юрий Николаевич. – Если говорить проще, то проектировщик – общее название, архитектор создает облик, а конструктор его воплощает.

– Итак, каковы самые распространенные к вам, архитекторам, претензии, и насколько они справедливы?

М. О. Роговская:
– Обычно это недостатки в эстетическом облике зданий и сооружений. Насколько они справедливы… Когда финансирование позволяет, то делаем лучше, потому что качественнее материалы и качественнее отделка, если оно ограничено, то простой покраской тех же домов КПД внешний облик особо не изменишь.

Также есть вопросы и по благоустройству территорий, но и здесь многое зависит от финансирования: качество и количество малых архитектурных форм и объектов растительного мира. Сегодня все дворы заставлены автомобилями – таковы действующие нормы. Давно есть идеи перенести парковки под землю, но это дорого, и вряд ли застройщики, которые платят за свои квадратные метры, захотят и подземный паркинг оплатить. Во всяком случае, не сегодня.

– С какими заблуждениями относительно работы архитектора вам приходилось сталкиваться?

Ю. Н. Реут:
– Наверно, не только про архитекторов думают, что они «сидят, ничего не делают». Если серьезнее, есть представления, что архитектор – это некто, далекий от жизни. Известный белорусский архитектор Александр Кратович отмечает: «Основная проблема в том, что заказчик приходит с мерками из автосервиса, парикмахерской, приема у врача, массажиста или тренера – в смысле ценообразования и затрат времени. Они не понимают, что проекту и его реализации в натуре потребуется в десять, в сто раз больше времени, чем по вышеназванным услугам».

На одном из совещаний Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Дмитрий Михайлович Микуленок отметил, что стоимость проектных работ должна составлять до 15 % от стоимости строительства объекта. Сейчас это 2-3 %, очень редко 5 %.

– Также все, кто работал за границей, отмечают, что там, при схожих условиях труда, у них было в три раза больше времени на проектирование…

М. О. Роговская:
– Сроки – это действительно проблема. По факту по объектам, которые необходимо проектировать год-полтора, нам ставятся сроки в полгода. И от этого, в основном, и страдает качество проектной документации.

Больший срок для проектирования необходим не для неторопливой работы с многочисленными кофе-паузами, а для подробного изучения объекта со всех сторон.

Надо выехать на территорию, изучить местность, где и как ты собираешься «посадить» объект, с чем это связано… Плюс все аспекты проектирования и строительства, контакты со всеми заинтересованными органами и службами – исполком, ГАИ, МЧС и другие, а это все длительный и не одномоментный процесс консультаций… Чем больше информации изучишь, чем больше пообщаешься с людьми, заинтересованными в данном объекте, тем полнее будет картина и качественнее выполнение объекта, тем органичнее он впишется в окружающую среду.

Но когда во времени ограничен, то не успеваешь все охватить и детально обсудить – возникают недоработки. Качество архитектуры улучшает настроение как и солнце, и природа вокруг.

– Идеальные условия для создания архитектурного шедевра – это… Продолжите, пожалуйста.

М. О. Роговская:
– Многое зависит от адекватности и заинтересованности заказчика. Адекватный – значит в курсе реалий нашей жизни, не витающий в облаках. Обязательно финансирование и поддержка общества, здравый и конструктивный взгляд со стороны. К сожалению, нередко отношения с людьми сводятся к протестам против строительства. Конечно, есть обоснованные возмущения, но когда проект выполнен по всем архитектурным и законодательным актам, качественно, интересно, и нам все равно не дают его строить, то жалко и потерянного времени, и затраченных сил. Хотелось бы, чтобы люди были заинтересованы в развитии наших городских территорий, жилой среды. Надо понимать, что Мозырь как город развивался не один десяток лет. Есть районы, которые формировались в разные времена и сегодня уже не соответствуют тому качеству жизни, к которому мы стремимся, их необходимо благоустраивать. Не всегда это получается за бюджетное финансирование, необходимо привлекать инвестиции, а это нарушает на первых порах устоявшийся для людей порядок вещей. Надо к этому относиться с пониманием, потому что жизнь не стоит на месте.

Вокруг архитектуры

– Архитектура – это только дома, здания, сооружения?

М. О. Роговская:
– Это весь город, район, квартал, в том числе благоустройство, здания, интерьер… – практически все, от внешнего вида до внутреннего содержания. Думаю, что первым в нашей жизни должен идти архитектор. Доводилось читать критические комментарии «диванных экспертов» про «Дом на Пушкина». Возможно, в сравнении с мировыми столицами он проигрывает, но в Мозыре впервые создан прецедент строительства более качественного жилья, не просто «типовых потребительских качеств», причем по цене за квадратный метр в два раза ниже, чем в Минске. Нам есть куда расти и к чему стремиться в дальнейшем.

– Как можно оценить сегодняшние отношения с заказчиками?

Ю. Н. Реут:
– Известное выражение Наполеона «Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги» можно смело переоформить под заказчика и желательный для него проект. Сегодня есть частники, которые в вопросах архитектуры и конструктива разбираются иной раз лучше профессиональных специалистов. Они строго и дотошно считают финансы, изучают современные строительные материалы и рассказывают нам о новинках. Сегодня люди имеют возможность путешествовать и видеть, как строят в других странах, есть огромный массив информации в интернете, и предлагают нам применить увиденное в другой стране на своих объектах. Как пример такого сотрудничества с заказчиком ставший уже знаковым для города «Дом на Пушкина».

Хотя до идеала, когда совпадают желания и возможности, еще далеко. Нам тоже есть что посоветовать и предложить заказчику со своей профессиональной точки зрения, но нас не всегда слушают и принимают во внимание наши рекомендации.

– В соседней России наметился переход от количества построенных домов к созданию качественной среды обитания. Каковы тенденции у нас?

М. О. Роговская:
– Мы стараемся не отставать, в Минске, например, этим активно занимается фирма «А-100 Девелопмент». Мы были на их объектах, впечатления великолепные, мы, заказчики и проектировщики, к этому уже приходим. Надо понимать, что это изменение мировоззрения. Что от нас требовалось раньше? Сроки, быстро построить дом, быстро сделать необходимое минимальное благоустройство, поставив детскую площадку и оборудовав парковочные места.

Сегодня главное, чтобы это было комфортно для людей, более безопасно и удобно для жизни. Чтобы ребенок вышел из подъезда и, не переходя дорогу, попал на детскую площадку.

Одно из направлений – делать комплексные площадки во дворах для всех категорий граждан: для детей, для любителей спорта, для взрослого населения и пожилых людей. У нас такие площадки можно видеть на бульварах Малинина и Юности, где появились спортивные тренажеры.

– В недавно принятой Директиве № 8, посвященной строительству, отмечается, что «отсутствие современных технологий проектирования и низкая ответственность проектных организаций негативно влияют на качество разрабатываемой проектной документации, что является одним из основных источников проблем в строительстве». Насколько это к вам относится?

Ю. Н. Реут:
– Свою ответственность мы чувствуем, с себя не снимаем, и делаем все от нас зависящее. Справедливо в отношении оснащенности и передовых технологий: необходимо не только современное программное обеспечение, но и постоянное обучение специалистов – мы к этому пока идем. И, конечно же, нарабатывать опыт.

– Что можно сказать о нормативной базе? Специалисты жалуются: «Раньше были тоненькие СНиПы (строительные нормы и правила), а сейчас это кипы бумаг, в которых не каждый профессионал разберется…»

М. О. Роговская:
– Этот вопрос – о количестве нормативных документов – поднимается постоянно, потому что очень сильно ограничивает и затрудняет творчество проектировщиков. Есть нормы, которые соблюдать жизненно необходимо, потому что они влияют на безопасность, но есть и вопросы, в которых можно положиться на опыт и знания проектировщиков.

– На ваш взгляд, чему надо уделить особое внимание в Мозыре с точки зрения архитекторы?

М. О. Роговская:
– Жилье в городе строится активно, поэтому больше внимания надо уделить жилой среде: санации сложившейся застройки, озеленению, благоустройству – местам отдыха. Мне, например, не совсем комфортно в плане «куда пойти вечером или в выходной день». Хорошо бы насытить парк, набережную какими-либо общественно-развлекательными зонами. Бульвары – несомненный плюс Мозыря, но сегодня они стоят пустые – только для прогулок, хотя их также можно наполнить разнообразными площадками. Нет комплексных площадок, куда можно было бы прийти всей семьей, родители отправились в кино, а дети – в игровую комнату.

Сегодня, кстати, на бульваре Малинина на месте автостоянки запроектирован торговый центр с кафе, кинозалами – ожидаем, что он окупится и будет пользоваться большим спросом.

Дмитрий КУЛИК.
Фото Александра СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: