Молодая учительница начальных классов — о проницательных детях, воспитании и наказании и о том, как не споткнуться, делая первые шаги в педагогическую профессию.
В нашей традиционной рубрике «Сердце отдаю детям» мы обычно пишем об известных в городе учителях, наработавших с годами внушительный багаж опыта, знаний и собственных педагогических находок.
Но сегодня, в честь Дня молодежи, который празднуется в последнее воскресенье июня, решили сделать исключение. Наша героиня, учительница начальных классов средней школы № 13 г. Мозыря Кристина Михайловна ДУБОВЕЦ — молодой специалист, недавняя выпускница факультета дошкольного и начального образования МГПУ им. И. П. Шамякина. Но, несмотря на свою стартовую позицию в педагогике, она уже успела завоевать уважение руководства школы и коллег-педагогов. Чем? Своей активной жизненной позицией, стремлением не только учить, но и воспитывать достойных маленьких граждан своей страны.
Для младшеклассников их первая учительница — словно добрая волшебница, открывающая мир. Для родителей — добрый советчик. И чтобы совмещать в себе все роли, учителю нужно знать и уметь очень и очень многое…
Первая учительница. Первые ученики
— Быть молодым педагогом — это сложно и ответственно вдвойне?
— Да, это ответственная и нелегкая работа. Когда начинала свою педагогическую деятельность в школе, я была очень растеряна! С чего начать? Казалось бы, полученных знаний в вузе достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает того педагогического опыта, который приходит не сразу, а с годами. В начале своей профессиональной деятельности, я как молодой специалист столкнулась с трудностями. Переживала о том, как меня примут в коллективе, думала, как наладить правильные отношения с детьми. И я поняла, что необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы. Что касается ответственности, конечно осознаешь, что тебе поручена важная задача, которую ты не вправе не выполнить.
— Вы — их первая учительница, они — ваши первые ученики. Вспомните и расскажите, пожалуйста, ваш момент знакомства с классом. Волнительно было? Чем особенно запомнилось это событие?
— Наша первая встреча состоялась 1 сентября. Я была взволнована, наверное, так же, как и мои ученики. Мои первоклассники были настолько красивые — мальчики с бабочками, девочки с бантиками! Этот день я запомню надолго! Я, конечно бы, очень хотела, чтобы мои ученики тепло вспоминали меня как своего первого учителя.
— А помните ли вы свою первую учительницу? Как она повлияла на вас?
— Свою первую учительницу я вспоминаю и сейчас. Мне кажется, я не забуду ее никогда. Ее зовут Раиса Николаевна Мытько. Столько у нее было внимания, доброты и терпения к ученикам! Именно этот человек, эта хрупкая женщина заложила во мне первые зерна любви к учительской профессии, которые спустя годы стали моим призванием.
Ответственность и уважение
— Учитель начальных классов учит своих учеников азам, но знает намного больше…
— Ян Амос Каменский пишет: «Обучать — значит, вдвойне учиться». Так и в нашей совместной деятельности: обучая их, я учусь вместе с ними.
— Младшеклассники дня сегодняшнего. Какие они? Отличаются ли от тех, которыми, на ваш взгляд, были вы и ваши ровесники?
— Дети постоянно меняются. Сегодня они не такие, какими были их ровесники десять лет назад. Другая модель развития все-таки наложила отпечаток на нынешнее поколение. Современные дети хорошо понимают, когда им врут. Раньше дети верили всему, что говорили учителя: тот, кто старше, считался более опытным. Сейчас школьники понимают, что все могут ошибаться.
Современные дети понимают и то, что сегодня не нужно заучивать всю информацию, по той простой причине, что всю информацию мы можем узнать или прочитать в интернете, а устройства для выхода в интернет всегда под рукой.
Нынешних детей сложно чем-то удивить. Я стараюсь на своих уроках использовать различные методы и приемы. Сейчас время информационных технологий, и поэтому наши уроки не обходятся без мультимедийных установок. Свои уроки я стараюсь сделать нетрадиционными.
— Сегодня много говорят о воспитательных методах, о том, что детей нельзя наказывать. Какие методики вы используете, чтобы дети себя хорошо вели? Что, на ваш взгляд, является наказанием для непослушного ребенка, а что — нет?
— Главной целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. И поэтому ни наказание, ни жалость не являются эффективными методами подготовки детей к жизни. Потому что, воздействия на ребенка с помощью «кнута» и «пряника», мы лишаем его возможности выработать в себе ценные качества — ответственность и уважение. Своим ученикам я говорю так: «Вы уже достаточно взрослые, чтобы отвечать за свои поступки». Я предоставляю ребенку возможность оценивать свои действия самостоятельно.
— Какая вы в глазах ваших учеников? Родителей? Коллег? Приходилось ли вам работать над собой, чтобы соответствовать своему собственному образу учителя?
— Всегда задаю себе вопрос: какая я в глазах своих учеников? Но я не могу на него точно ответить. Наверное, для каждого учащегося я разная. Каждый свой отработанный в качестве учителя день я стараюсь проанализировать. И скажу вам с уверенностью: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Чтобы совершенствоваться, учитель обязан много читать, успевать за потоком информации. Должен интересоваться методичками, книгами, содержащими ответы на возникающие в работе вопросы. В моей работе возникает уйма вопросов, на которые я ищу ответы. На некоторые из них мне помогает найти ответ мой наставник Светлана Михайловна Смычник.
Успешный учитель — тот, кто обладает огромной душой и терпением
— О чем стоит думать молодому учителю, только-только начинающему свой путь? Какие сюрпризы — приятные и неприятные — его могут ждать?
— Учитель, который только-только начинает свой путь, имеет два выбора: либо пойти по легкому пути и сухо, стандартно вести свои уроки, либо с первой минуты знакомства заинтересовать своих учеников, проводить уроки нестандартно, нетрадиционно, как и подобает молодому педагогу (хотя скажу, что это не так просто, как кажется на первый взгляд). В выборе методов нужно отталкиваться от ученика. И самое главное — не забывать о том, что даже если учителю очень нравится какая-то методика, это не значит, что и детям будет интересно этим заниматься. Учитель должен играть роль помощника в учении.
— Что бы вы посоветовали абитуриентам, которые хотят стать учителями? Какие качества им нужно в себе развивать?
— Я думаю, профессию учителя выбирают, в первую очередь, те, кому самому посчастливилось встретить талантливых, интересных педагогов, способных увлечь за собой. В современном мире профессия учителя, по-моему, ценится не так, как раньше. По-настоящему талантливым учителем становится тот человек, который влюблен в эту профессию, обладающий огромной душой и терпением.
Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото из личного архива героини материала.