За результат уборочной страды отвечают многие. Агрономы, механизаторы, операторы зерносушильных комплексов, водители…
Но есть служба, работа которой очень часто остается за кадром. Именно благодаря работе инженерного звена уборочная кампания завершается в положенный срок.
Когда в порядке техника, работа идет по плану. Но вот только стоит выйти из строя какой-нибудь маленькой детали, то машина останавливается.
Сегодня в рамках нашего проекта «И хлебом единым» беседуем с ключевой фигурой уборочной страды – главным инженером. На этот раз мы отправились на ведущее государственное предприятие «Совхоз-комбинат «Заря», где встретились с главным инженером Василием Михайловичем Пасюком.
– Василий Михайлович, что зависит от главного инженера хозяйства в разгар уборочной кампании? Это ключевая фигура в этот период или все-таки главный герой уборочной страды – это механизатор?
– От каждого звена зависит общий результат. Если говорить о моей работе, то от инженера зависит многое. Я отвечаю за выход комбайнов на поле, за порядок на мехворе, за исправность техники для перевозки зерна.
Механизаторы, конечно, многое делают, но все-таки без обслуживающего персонала им не справиться. Если некому будет отвозить зерно? Или заправлять комбайн? Ведь именно инженерная служба отвечает за обеспеченность топливом, запчастями. Поэтому я считаю, что не только механизатор – герой жатвы. Есть еще водители, инженеры, операторы зерносушильного комплекса и многие другие.
– У механизаторов пик работы приходится именно на важные сельскохозяйственные кампании. Так, например, больше всего времени на поле они проводят в разгар посевной, а также в разгар жатвы. А как работает инженер? В его работе также есть особенно сложные
периоды?
– Действительно, некоторые думают, что в сельском хозяйстве работа активизируется только во время жатвы. Но так ли это на самом деле? Забота о техническом состоянии машин, обеспеченность запчастями началась в конце уборочной прошлого года. В сезон ни один комбайн не простаивал, потому что мы всю зиму, весну работали. Так что забот у инженерной службы всегда много.
– У вас работы еще особенно много и потому, что автопарк предприятия самый крупный в районе…
– Да, у нас много техники. Если включить в список все, что имеет двигатель, что проходит ежегодный технический осмотр, то можно говорить о 300 единицах. Добавим сюда почвообрабатывающие, посевные, а также другие агрегаты – получим цифру в 500 единиц.
13 зерноуборочных комбайнов работают на поле, 14 МАЗов задействованы на отвозке зерна, кормов. И все это должно исправно работать…
– Столько техники не уместилось бы на одном мехдворе. В каждом отделении имеется свой мехдвор?
– Да, на главном, который расположен в непосредственной близости от управления предприятия, собрана техника, которая предназначена для обслуживания всего хозяйства. В основном она отвечает за обеспечение кормами, перевозку зерна. На мехдворах в других отделениях собрана сельскохозяйственная техника, которая работает именно в отдаленных полях Мозырского и Наровлянского районов.
– Какие поломки чаще всего приходится устранять?
– Если говорить о комбайнах, то все машины у нас производства ОАО «Гомсельмаш». Качество техники неплохое. Но, как известно, вечного ничего нет. Чаще всего мы меняем угловой редуктор комбайна. В нашем хозяйстве, можно сказать, за один сезон комбайн отрабатывает три сезона. Площади огромные. Особенно много сеем кукурузы на зерно. А для машины уборка кукурузы гораздо сложнее уборки колосовых.
Сейчас, как я считаю, идет разминка. Осенью условия уборки гораздо сложнее: погода портится, световой день уменьшается. Так что к технике нужно всегда очень бережно и внимательно относиться, чтобы она не подвела в самый ответственный период.
Стоит сказать, что как на ОАО «Гомсельмаш», так и на других предприятиях всегда идут нам навстречу: запчасти отпускают даже в выходные. Ремонт практически всегда мы осуществляем сами, за исключением редких случаев, когда выходит из строя электроника.
– Автопарк у вас большой, но при этом порядок в нем идеальный. Как удалось добиться таких результатов?
– Порядок – это результат далеко не одного дня. Это система. В «Заре» так было заведено изначально. У нас никогда не было забытой-заброшенной техники. Все, что числится по бухгалтерии, что проходит осмотр, если положено, в органах МРЭО и ГАИ, гостехнадзора, – все используется по назначению, за всем смотрим внимательно. Конечно, порядок в нашем автопарке – это не только моя заслуга. У нас на всех уровнях работают ответственные люди. Совместная большая работа и дает такой результат.
Как следствие, в хозяйстве есть «живые» деньги. Так что вопрос о том, как рассчитаться за ремонт, за техосмотр, за топливо у нас не стоит. И, кстати, раньше наши машины с отдаленных участков ездили на заправку в отделение. Сегодня же в хозяйстве имеется два топливозаправщика. Так что время не теряем – заправляемся на поле.
– Я знаю, что вы, Василий Михайлович, окончили Бобруйский автотранспортный техникум. В «Заре» начинали трудиться заведующим гаражом. А как сегодня выглядит ваш рабочий день? Многое поменялось за 20 лет вашей работы?
– На работу сегодня прихожу около 7 утра. Осматриваю технику. Планирую кому и куда нужно ехать в первую очередь, ведь комбайны не должны простаивать. Выезжаю на поле… И пошло-поехало… Домой возвращаюсь, когда уже стемнело. Каждый день загружен, наполнен чередой будничных дел. С годами многие моменты стали проще, ведь техника модернизируется. Но зона ответственности со временем расширилась. Теперь я отвечаю за многое. И работа моя, старание должны соответствовать оказанному мне доверию. Так что стараемся…
Юлия ПРАШКОВИЧ.