Как выхаживают недоношенных детей в Мозырском родильном доме

1382

Белые лепестки — так называют деток, родившихся раньше срока. Они – символ хрупкости и незащищенности: малыш, который торопился увидеть мир, часто нуждается в специализированной помощи докторов.

О том, как она оказывается, узнавали корреспонденты газеты «Жыццё Палесся».

Заведующая отделением новорожденных Маргарита Игоревна Готько.

Маргарита Игоревна Готько пришла работать в родильный дом сразу после прохождения интернатуры, в 1987 году.

За это время через ее руки прошли сотни, если не тысячи, малышей. На короткое время она становилась им ближе, чем мама. Некоторые из них уже выросли, получили профессии, создали свои семьи. Она не знает, да и не вправе активно интересоваться судьбой своих маленьких пациентов – но всегда рада знать, что у них все в жизни сложилось хорошо.

– Иногда мамы приходят, приводят уже своих подросших деток. Большая радость для нас – слышать, что все в порядке, знать, что наши маленькие пациенты делают успехи в школе, – улыбается Маргарита Игоревна.

Недоношенные дети рождались всегда.

Сейчас количество преждевременных родов достаточно постоянно, и в то же время зависит от ряда причин – социальных, биологических, инфекционных и прочих. Проблемы выхаживания недоношенных зависят прежде всего от степени недоношенности. Современные технологии позволяют выхаживать новорожденных весом от 500 граммов. И конечно, выхаживание недоношенных требует не только высокой квалификации врача, но и специальной аппаратуры.

Евгения родила дочь чуть более двух лет назад.

Роды были преждевременными.

Неоднократно лежала в Мозырском роддоме на сохранении с угрозой прерывания беременности. Евгения вспоминает, что на тот момент у нее были предчувствия – что-то может пойти не так – но сама себя успокаивала и старалась настраиваться на хорошее.

– К родам была готова, но только не к преждевременным, – рассказывает женщина. – Известие о том, что роды начались, восприняла тяжело, сильно переживала. Мне очень повезло с медперсоналом: помогали, до последнего были со мной, а потом еще долго ко мне приходили, поддерживали.

Новорожденную девочку забрали в реанимацию, а маму перевели в палату к другим родильницам. Евгения говорит, что безмерно благодарна врачам, которые выходили ее саму и ребенка.

Как «донашивают» малышей

В Мозырском городском родильном доме малыши, родившиеся раньше срока, а также с патологией, оказываются на время разлученными с мамами: они попадают в отделение анестезиологии и реанимации.

Именно там возможно создать условия для интенсивного полимониторинга состояния младенца.

Итак, малыш родился недоношенным: задача врачей – остановить прогрессирование имеющихся нарушений со стороны незрелых органов и систем, создать условия для их созревания и восстановления после стабилизации состояния, поясняет заведующая отделением новорожденных Маргарита Игоревна Готько.

– Вообще, недоношенность недоношенности рознь. Есть ребенок почти 2,5 кг, и он уже может быть вместе с мамой, а есть очень маленькие дети – вводит в курс дела доктор. – Весовая разница сильно влияет на состояние и адаптацию ребенка.

Не всегда у недоношенных младенцев не раскрыты легкие – у некоторых они раскрыты. Но, например, не работает кишечник. Помощь ребенку оказывают только квалифицированные врачи при наличии немалого количества оснащения. Малыш помещается в кювез, к нему подключаются мониторы, при необходимости и дыхательная аппаратура. Каждому ребенку подбирается нужный ему режим – и влажность, и температура, а в целом это определяется как моделирование внутриутробной жизни.

Что дальше?

Правильное выхаживание включает не только термальное окружение, но и правильное вскармливание, профилактику дефицитных состояний, осложнений, дыхательных расстройств.

Очень серьезная проблема недоношенных детей – восстановление нервной системы, которая более всего страдает. Необходимые условия создаются на базе учреждений третьего и четвертого уровня оказания перинатальной помощи.

Мозырский роддом – учреждение второго уровня, в его задачи входит стабилизация состояния малыша, а дальше его направят в вышестоящее учреждение – как правило, в Гомельскую областную клиническую больницу, где имеется специализированное отделение недоношенных.

– Транспортировка недоношенных детей в учреждения третьего и четвертого уровня сейчас хорошо налажена. Работает опытная выездная реанимационная бригада, а машина представляет собой мини-отделение. Там и кювез, и респиратор, и монитор, и инфузоматы, а процесс транспортировки хоть и краткий, но очень ответственный, – объясняет заведующая отделением.

Мама рядом

С сентября 2018 года родильный дом сделали более открытым для посещения родственниками женщин. Что касается открытости отделения реанимации, то матерей сюда пускают всегда.


– Состояние матери тревожное, каждый час жизни ее ребенка – золотой, поэтому для них отделение реанимации открыто в любое время: и до обхода, и вечером. Единственный случай, когда маму могут не пустить к ребенку, – это если врачи и медсестры заняты: оказывают экстренную помощь, проводят инвазивные процедуры, – заверяет Маргарита Игоревна.

Главный врач родильного дома Наталья Вячеславовна Муравьева отвечает на вопрос, можно ли мамам недоношенных детей находиться вместе в одной палате, а не рядом с теми, у кого дети здоровые: им пойдут навстречу – но лишь при наличии свободной палаты, если таких мам несколько. К сожалению, так бывает не часто, недоношенный ребенок может быть один на весь роддом, а выделить маме трехместную палату не представляется возможным, ведь рожениц всегда хватает. Сотрудники роддома руководствуются существующими санитарными нормами и правилами – должна соблюдаться цикличность заполнения палат.

Всегда есть возможность получить помощь психотерапевта, – этот специалист работает в родильном доме.

Что касается посещения роддома священником, то это возможно, если мама и ее родные заранее договорятся с представителем духовенства. Крещение деток, находящихся в тяжелом состоянии, в роддоме даже приветствуется. И самим мамам будет полезна духовная поддержка со стороны священника.

Что касается новых методов выхаживания детей, то все они разрабатываются РНПЦ «Мать и дитя» – перинатальным центром четвертого уровня.

Метод кенгуру хорошо подходит детям, идущим на реабилитацию, поясняют врачи.

Ничего сложного в техническом плане, но нужна хорошая адаптация самого ребенка. Если врачи говорят, что начался второй этап реабилитации, значит, состояние малыша стабилизировано, его можно переводить в специализированное отделение областного уровня.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото Сергея БОРОВИКА и из архива Мозырского городского родильного дома.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: