Гордость белорусов и россиян

204

Обращаясь к уроженцам Бреста, вошедшим в элиту разных государств, можно и нужно задать следующий вопрос: “Кто из них сделал самую внушительную военную карьеру?”

Ответ на него хорошо известен: Петр Иванович Ивашутин. Личность последнего на протяжении многих лет представляет огромный интерес для всех, кто занимается профессионально и интересуется как любитель историей советской военной элиты, командного состава государственной безопасности, военной разведки советской супердержавы, исчезнувшей немногим более четверти века назад.


Петр Иванович Ивашутин – предмет одинаковой гордости белорусов и россиян.

Стартовая точка его жизненного пути такова: 5 [18] сентября 1909, Брест-Литовск. Вскоре белорусский отрезок данного пути сменил украинский. География украинского отрезка была такова: город Сновск, город Городня. Оба города относятся к Черниговской области. Со Сновском связаны часть дошкольного периода, учеба в семилетней школе, прохождение курса железнодорожной школы. В железнодорожную школу юноша поступил по совету отца-железнодорожника. С городом Городня связано постижение рабочих наук в тамошнем профессионально-техническом училище, прохождение первых реальных университетов в качестве слесаря, вносившего вклад в образцовое содержание путевого хозяйства. Настойчивый, целеустремленный молодой человек был нацелен на взятие новых рубежей и прежде всего получение высшего образования.

Заметим, что эти настойчивость и целеустремленность проявлялись в республике, которая в 1920-е годы всецело окунулась в украинизацию, которая привела к быстрому созданию национальной высшей школы. Естественно, в ней учились те, кто по требуемым стандартам владел языком титульного этноса. Герой очерка к ним не относился и, естественно, мог поступать только в вуз, где обучение велось на русском языке. Единственным правильным решением был переезд в очередной субъект советской федерации, известный как РСФСР. Выбор пал на Иваново-Вознесенск и был реализован в 1926 году. Здесь глава семьи по-прежнему работал по тому же профилю, что и на Брестчине и Черниговщине. Петр же продолжал свои рабочие университеты уже в качестве слесаря на машиностроительном заводе «Сантехстрой». Из-за чисто бюрократических проволочек ему не удалось по приезде сразу влиться в студенческую семью в местном политехе. Но со временем молодой человек будет сочетать работу на заводе с весьма успешной учебой на рабфаке. Его не могли не замечать. В 1930 году он становится членом ВКП(б). Казалось бы, получение высшего технического образования у героя очерка не за горами. Однако июнь 1931 года маркировал совершенно неожиданный поворот судьбы.

Как коммунист П. И. Ивашутин, естественно, был солдатом партии.

Партия решила, что место данного коммуниста в Сталинградской школе военных летчиков № 7. Началась армейская часть биографии уроженца Брест-Литовска, которая продолжалась шесть десятилетий. За это время он пройдет путь от курсанта до генерала армии, одной из ключевых фигур в советской военной структуре. Пройдет два года с момента поступления в указанную школу и советские ВВС обретут очередного офицера, который будет на ты с тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1, ТБ-2, ТБ-3. Такой уровень подготовки офицера был с восхищением воспринят командованием ВВС и вполне закономерным стало его зачисление слушателем командного факультета Военно-воздушной академии имени профессора

Н. Е. Жуковского. Однако через год партия решила, что коммунист П. И. Ивашутин принесет больше пользы Родине, оказавшись на ответственной работе в системе НКВД.

И на сей раз те, кто принимал решение по Ивашутину, влившемуся в указанную систему в драматическом для страны и мира 1939 году, не ошиблись. Из него получился отличный руководитель особых отделов, весьма эффективный контрразведчик. За время службы в органах госбезопасности пережил ряд реорганизаций. Менялись названия главной организационной структуры в системе обеспечения государственной безопасности (НКВД, МГБ, МВД, КГБ), но никак не менялось ее функциональное назначение. Петр Иванович дошел в этой системе до должности первого заместителя председателя КГБ при Совете министров СССР и даже несколько недель исполнял обязанности председателя.

Март 1963 года маркировал новый поворот судьбы для уроженца Брест-Литовска. Он стал начальником Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и занимал эту должность до июля 1987 года. Конечно, о его деятельности на данном посту многое еще неизвестно. Судя по тому, что рассекречено, этот военачальник весьма эффективно реформировал всю систему советской военной разведки, превратил ее в одну из лучших в мире. Герой очерка по максимуму использовал для своего ведомства качественно новый по всем параметрам технологический базис постиндустриальной цивилизации.

Были внедрены прорывные радиоэлектронные технологии, приобрела реальные очертания космическая разведка. Именно с подачи Петра Ивановича в СССР появились разведывательные корабли. С именем этого человека связано появление в ГРУ автоматизированной системы военной разведки. Благодаря его уникальным дипломатическим способностям заработал механизм теснейшей координации между военными разведками СССР и его союзников. В зарубежных странах впервые появилась непосредственно относившаяся к ГРУ инфраструктура. Главный военный разведчик наладил систему четкого, оперативного, своевременного информирования высшего политического руководства страны на основании скрупулезно проведенного анализа. К сожалению, оно не всегда обращало внимание на предупреждения ГРУ. Известно, например, что ГРУ в лице Ивашутина убедительно доказывало Брежневу и его окружению, что ввод советских войск в Афганистан абсолютно нецелесообразен, что этот шаг обернется крайне отрицательными последствиями для советской стороны. История показала, что Ивашутин оказался прав.

Вверенная Ивашутину структура капитальнейшим образом разбиралась в военной и военно-политической стратегии НАТО – главного оппонента СССР и его союзников в годы холодной войны. Подобранные благодаря отлично продуманной кадровой политике генерала армии офицеры и генералы многократно разгадывали хитроумные ходы западных стратегов, которые пытались разными способами ослабить советскую сторону, неоднократно делая ставку на дезинформацию.

Генеральской энергии хватало не только на разведку.

Биографы советского военного разведчика номер один выявили его тройную причастность к советскому парламентаризму, факты участия в качестве полноправного делегата на высших форумах Коммунистической партии Советского Союза как на уровне субъекта федерации, так и на общесоюзном уровне. Под тройной причастностью имеется в виду нелегкая депутатская ноша как в республиканских парламентах Украины, Российской Федерации, так и в союзном парламенте. На Украине герой очерка был замечен и как делегат республиканского партсъезда, и даже как член центрального комитета республиканской парторганизации. Еще чаще его можно было видеть на партсъездах союзного уровня. В его активе 7 делегатских удостоверений касательно подобных съездов.

Масштаб Петра Ивановича как выдающейся личности убедительно отражала его наградная коллекция. Конечно, при ее разборе следует придерживаться общепринятой иерархии наград. Поэтому начнем с золотой звезды Героя Советского Союза.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР, датируемом 21 февраля 1985 года, содержится следующая формулировка основания для награждения: «за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, и успешную деятельность по укреплению Вооруженных Сил СССР в послевоенный период». Компетенция этого официально высшего органа власти в СССР реализовывалась касательно генерала армии в процессе награждения 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, 2 орденами Кутузова 2-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды. Высоко оценило уроженца Бреста и руководство постсоветской России. Первый российский президент Борис Ельцин наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени. Интересно, что П. И. Ивашутин получил свой первый орден в 1940 году, а последний – в 1999 году. Ко всему этому следует добавить советские медали, ордена и медали зарубежных государств, статус Заслуженного работника НКВД, Почетного сотрудника госбезопасности.

Именно с Петра Ивановича началась реальная история знака «За службу в военной разведке». Когда герою очерка шел уже 90-й год, в его наградной коллекции появился соответствующий знак с весьма примечательным порядковым номером 001. Это – престижная награда для того сегмента россиян, которые входят в сообщество военных разведчиков.

Российский биограф П. И. Ивашутина В. Лота пишет: «В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1974 года генералу армии Петру Ивановичу Ивашутину был вручен маршальский знак отличия «Маршальская звезда».

П. И. Ивашутин не стал Маршалом Советского Союза, но он стал Маршалом советской военной разведки. По труду – и честь».
Судьба отвела Петру Ивановичу без малого 93 года. Вся его жизнь навсегда останется образцом служения Отечеству. Автор очерка считает, что давно настала пора назвать в честь Петра Ивановича одну из улиц в городе над Бугом.

Михаил Стрелец,
доктор исторических наук,
профессор Брестского государственного технического университета.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: