Рожденный летать

222

Нынешний год для Беларуси особенный: республика отметила 75-летие со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

История Великой Отечественной войны написана тысячами унесенных жизней, кровью и болью наших соотечественников, оставивших на ее страницах свои незабываемые автографы.  Один из тех, кто ценой большого труда, риска и героизма сделал немало для приближения того победного дня, а потом десятки лет посвятил гражданской авиации, — командир звена 251-го авиаотряда спецприменений БУГВФ, старший лейтенант гражданской авиации Виктор Матвеевич БОБРОВСКИЙ.

Пожалуй, история не знает такого мальчишки, который в детстве не грезил бы подняться в небо, чтобы лихо пронестись над землей за штурвалом винтокрылой машины. Такая сокровенная мечта искоркой тлела, а потом постепенно разгоралась и в душе нашего героя Виктора Бобровского. Хотя был какой-то период, когда ему хотелось стать, как отец,  горным мастером. В Иркутской области и непосредственно в г. Черемхово добывали уголь. Однако же верх со временем взяло небо. Успешно окончив среднюю школу в Иркутске, он стал искать путь к своей мечте. Не зря говорят: находит тот, кто ищет, а моря покоряются смелым. В своем случае парень мечтал покорить небо. Пути-дороги привели его в летное училище. Там на базе 82-й учебной эскадрильи (в 1941 году) он получил специальное образование, а чуть позднее здесь же окончил еще и курсы по спецнабору в 1942 году. Уже во всю мощь шли боевые сражения на всех фронтах. Он тоже рвался на фронт, однако же на протяжении некоторого времени работал пилотом-инструктором по обучению молодых летчиков для действующей Красной Армии. Виктор Бобровский понимал, насколько его миссия важна и ответственна. За время летной работы налетал порядка тысячи часов, а в мае 1943 года оказался в действующей армии. Проходил службу в составе 2-го отдельного авиаполка, 105-го Гвардейского Отдельного Авиаполка ГФВ 1-го Прибалтийского фронта.

1943 г. На Калининском фронте.

Согласно архивным документам пилот Бобровский произвел 524 вылета к линии фронта по заданиям военно-санитарного управления и управления связи 1-го Прибалтийского фронта. В сложных условиях, рискуя жизнью, налетал более 500 часов, эвакуировал из санитарных батальонов фронта 360 раненых солдат и офицеров в тыловые госпитали, к линии фронта доставил 1036 кг консервированной крови, более 200 кг медикаментов, 2790 кг центральной печати в день ее выхода, более 5 тонн других грузов. Отдельные задания гвардии младшему лейтенанту Виктору Бобровскому приходилось выполнять в сложной фронтовой обстановке под прицельным огнем противника либо при неблагоприятных метеорологических условиях. Сказать просто, что летчик был храбрым и мужественным, значит ничего не сказать. Справляться с заданиями ему помогала большая любовь к летному делу, высокая техника пилотирования, чувство патриотизма и любви к Родине, гражданской ответственности и строжайшая дисциплина. За образцовое выполнение боевых заданий на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками младший лейтенант Бобровский в 1944 году был представлен к правительственной награде — ордену Отечественной войны II степени. Маленький тихоходный биплан У-2, пилотируемый младшим лейтенантом, несмотря на низкую грузоподъемность (до 300 кг), мог за ночь сбросить на немецкие позиции намного больше бомб, чем бомбардировщик. Опытный пилот мог приземлить машину на лесную поляну или проселочную дорогу. В составе 1-го Прибалтийского фронта Виктор Бобровский летал до конца войны.  О капитуляции Германии узнал в Кенигсберге. В копилке личных наград летчика, кроме ордена, прибавились медаль «За победу над Германией», Почетная грамота Верховного Cовета СССР, чуть позднее, в мирное время, — медаль «За трудовые заслуги» и нагрудный знак «Отличник авиации». Война для пилота Бобровского закончилась не в 45-м. Специальные задания он продолжал выполнять и на протяжении 1946 года в составе 251 авиаотряда. Только за этот год на его счету оказалось 395 полетов, плюс два слепых, общий налет составил порядка 400 часов.

Июль 1954 года. В. М. Бобровский с доктором Михаилом Савичем в г. Наровле.

С 1947-го по 1952 год трудовая деятельность летчика Бобровского была связана с гражданской авиацией.  В начале 50-х он участвовал в  восстановлении аэропорта в Мозыре. Здесь прошла самая значимая часть его жизни. Являясь командиром звена 251-го авиаотряда спецприменений БУГВФ, старший лейтенант гражданской авиации Бобровский умело пилотировал самолеты ПО-2, С-2, ЛИ-2 до 1957 года, доставляя в нужные места пассажиров и грузы. Приходилось эвакуировать людей из зоны паводка или пожара, вместе с медиками бороться за жизнь человека, своевременно доставляя больного из какого-нибудь райцентра Полесского региона в Гомель, Мозырь или в столицу. После того, как окончательно «приземлился», в 1975 году на базе Ленинградской академии гражданской авиации он окончил курсы повышения квалификации работников службы перевозок СССР и долгое время работал в должности начальника отдела перевозок Мозырского аэропорта. В общей сложности Виктор Матвеевич Бобровский посвятил авиации более 40 лет. Характерно, что в любой должности и на любом посту он никогда не допускал даже малых происшествий. Будучи руководителем звена, всегда мог мобилизовать личный состав на выполнение поставленной задачи. Требовательный в отношении подчиненных, он еще больше предъявлял требовательность к самому себе, что являлось самым действенным примером для воспитания молодежи. Секрет безаварийной работы его звена состоял в том, что он умел привить пилотам чувство высокой ответственности за каждый выполняемый рейс. За период работы в ГВФ на счету Виктора Матвеевича Бобровского более 300 000 километров и более 5 тысяч часов общего налета на самолете По-2. Для многих пилотов его авиазвена он остался мудрым наставником, научившим чувствовать винтокрылую машину и любить свою профессию так, как преданно любил ее сам.

В некоторой степени авиация для Виктора Матвеевича стала делом семейным, потому что работе в Мозырском аэропорту порядка 30 лет  в должности специалиста на метеостанции отдала и его супруга — Екатерина Феофановна. Строгим, но в то же время добрым, открытым и справедливым был Виктор Матвеевич и в семье, оставаясь для своих родных и близких любящим мужем и отцом, заботливым дедушкой. Может быть, потому что на протяжении всей жизни главными ценностями для него были порядочность, ответственность и справедливость. А, может, еще и потому, что считал: эти три фактора формируют в человеке самую важную черту — человечность, отличающую его от ненужных пороков по принципу  «Дал слово — сдержи его. Взял обязательство — выполни!».

Виктора Матвеевича Бобровского — ветерана Великой Отечественной войны — не стало в минувшем году 12 ноября на 96-м году жизни. Он тихо ушел в мир иной, оставив нам в наследие мирное небо над Родиной. Пусть же от нас — ныне живущих на земле — будет светлой память об этом замечательном человеке. Стоит только взглянуть на небо…

Может быть, его душа опять в полете,

С чем расстаться у пилота  нету сил?..

Может быть, он там — в том самолете,

Что недавно небо раскроил?..

Может, и сейчас он в той кабине

Держит по небу уверенно маршрут.

Он — пилот, да, он — пилот доныне,

А в руках его — ручка и РУД.

Наталья КОНОПЛИЧ, фото автора и из семейного архива.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: