«Не каждому дано так щедро жить…» Академик Андрей Дмитриевич Сахаров в интерьере реалий советской эпохи

267

«Он был настоящим пророком»

Судьба отвела академику Академии наук СССР Андрею Дмитриевичу Сахарову 68 лет. Он появился на свет 21 мая 1921 г., а завершил жизненный путь 14 декабря 1989 г. А. Д. Сахаров жил исключительно в советскую эпоху и, естественно, реалии этой эпохи, детерминировали узловые моменты его жизни. В настоящей статье предпринята попытка выявить профилирование Сахарова в интерьере реалий советской эпохи. Конечно, портрет этой выдающейся личности имеет несколько проекций. Автор предлагает видение трех наиболее значимых ипостасей личности А. Д. Сахарова.

Ученый-первопроходец

А. Д. Сахаров выступил в числе генераторов основополагающих идей, направленных на снятие проблемного комплекса, связанного с появлением термоядерного оружия в арсенале Советских Вооруженных Сил. Реализация этих идей означала получение мощнейшего аргумента в международном раскладе, маркировала вступление в качественно новый этап в процессе формирования технологического базиса постиндустриальной цивилизации. А. Д. Сахаров стал одним из творцов военно-технической революции.

Научное наследие А. Д. Сахарова весьма актуально. Хорошо известно, что человечество имеет потребность в неисчерпаемом источнике энергии. Появление такого источника означало бы великую энергетическую революцию, фундаментально решало бы проблемы обеспечения энергетической безопасности в глобальном масштабе. Для этого надо овладеть тайной управления термоядерной реакцией. Две трети века тому назад А. Д. Сахаров и его учитель
И. Е. Тамм определили направление соответствующих изысканий, которое признается безальтернативным современной генерацией физиков. Она базирует исследовательский процесс на принципе магнитной термоизоляции плазмы, сформулированном А. Д. Сахаровым и И. Е. Таммом. Прочно вошли в учебники для школ и вузов результаты изучения А. Д. Сахаровым свойств и эволюции Вселенной в целом. Они позволили уточнить, скорректировать ряд устоявшихся представлений о физической картине Вселенной. А. Д. Сахаров дал оригинальное и в то же время весьма убедительное объяснение наблюдаемого преобладания в видимой части Вселенной вещества над антивеществом. Существенно обогатил физику элементарных частиц его тезис о нестабильности протона. Великому ученому принадлежит авторство теории индуцированной гравитации. Именно из уст Сахарова впервые прозвучала идея нулевого лагранжиана, предопределившая появление нового научного направления. Очевидным прорывом в исследованиях на стыке астрономии и физики явились «сахаровские осцилляции».

Есть все основания утверждать, что научные заслуги Сахарова были соразмерны с теми наградами, которые он получил от советских властей. Три золотые звезды Героя Социалистического Труда, дипломы лауреата Сталинской и Ленинской премий отражали истинный масштаб академика Сахарова.

Несгибаемый борец с тоталитаризмом

С середины 1950-х гг. ученый-физик стал задумываться, в каком обществе он живет. В общественных воззрениях Андрея Дмитриевича всегда прослеживался гуманистический стержень. Его удовлетворял только тот политический режим, для которого человек был целью, а не средством. Сахаров схлестнулся в неравной схватке с тоталитаризмом, будучи глубоко уверенным в его исторической обреченности. Великий гуманист, он был обеспокоен тем, что существующий в его Отечестве политический режим попирает фундаментальные права и свободы человека.

С именем А. Д. Сахарова связаны и становление в СССР правозащитного движения, и признание его на международном уровне, и, несомненно, продуктивный этап деятельности его организационных структур, которые обрели реальные очертания под влиянием хельсинкского процесса. Затем лидер этого движения переживет вместе со своими единомышленниками его резкий спад в результате энергичных действий репрессивной машины советской тоталитарной системы. Кульминацией подобных действий явились ссылка Сахарова и его супруги в Горький в январе 1980 г., лишение выдающегося ученого всех государственных наград. Была даже попытка исключить его из состава действительных членов Академии наук СССР. Но страстный протест лауреата Нобелевской премии Петра Капицы свел эту попытку на нет. Кстати, один Нобелевский лауреат защищал другого. В 1975 г.

Сахаров был удостоен Нобелевской премии мира за выдающуюся правозащитную деятельность. Лидер советского правозащитного движения оперативно реагировал на факты нарушения прав граждан, ездил на процессы, которые устраивались над инакомыслящими.

Сахаров наряду с Солженицыным закладывал идеологическую основу правозащитного движения. Андрей Дмитриевич и Александр Исаевич вынесли на суд правозащитного сообщества три интеллектуальных продукта программного характера. Первый назывался «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» и принадлежал А. Д. Сахарову. Второй и третий были известны как «Жить не по лжи», «Письмо вождям Советского Союза», ставшие важной вехой в развитии социально-политической концепции лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына. «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» датируются 1968 г. Сформулированные в настоящем трактате базовые положения сохранялись в концепции Сахарова до конца его жизни, кардинальных же изменений в его взглядах не прослеживалось, имели место лишь некоторые модификации.

Первое базовое положение: корень практически всех значимых проблем советского общества следует искать в отчуждении народа от власти, монополизированной тончайшим слоем коммунистической номенклатуры. Монополия ведет к загниванию. Необходимо заменить монополию номенклатуры той системой, при которой цивилизованно конкурировали бы самые разнообразные подходы к решению государственных задач, которые мог бы совершенно свободно сформулировать и обнародовать любой гражданин СССР. Последний должен выступать объектом реальной правовой защищенности, ощущать, что под его права и свободы подведены твердые гарантии, что в его стране по-настоящему функционируют демократические институты. Первый этап на этом пути исторической важности – полная десталинизация. Известно, что Хрущев решился на частичную десталинизацию, а Брежнев начал от нее отход, по многим принципиальным позициям уступал неосталинистам.

Второе базовое положение: нет и не может быть альтернативы мирному сосуществованию государств с различным общественным строем. Тканью мирного сосуществования является весьма широкое поле для сотрудничества. При этом А. Д. Сахаров выступил за сотрудничество на прочной программной основе, изложил свое видение соответствующей программы. В качестве главного приоритета был определен совместный поиск путей решения глобальных проблем.
Третье базовое положение: оптимальное по всем стандартам общество может возникнуть только как результат конвергенции капиталистической и социалистической систем. Нобелевский лауреат считал, что предпочитаемое им общество должно впитать в себя все лучшее, что есть у каждой системы.

Например, в области экономики речь шла об органическом сочетании государственного регулирования производства и рыночных механизмов. В конце 1960-х гг., когда Сахаров работал над своим трактатом, в мире уже были примеры конвергенции. Наиболее яркий из них – Швеция, где была реализована социалистическая модель.

Автор значимых политических проектов во времена перестройки

Ученый и правозащитник встретил горбачевскую перестройку с твердым желанием максимально поучаствовать в разработке стратегии разума, которой не могло быть альтернативы в стране, находившейся в состоянии системного кризиса. В стихотворении Евгения Евтушенко, посвященном А. Д. Сахарову, есть такие строки: «Не мстительность, не личная обида, а разум вел его спасти страну от самодурства, самогеноцида, что перешли давно в самовойну». Именно в русле стратегии разума следует рассматривать три сахаровских проекта.

Первый по времени появления проект был всецело посвящен вкладу СССР в кардинальную перестройку международных военно-политических отношений. Он был обнародован лауреатом Нобелевской премии мира в его речи на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества». Эта речь произносилась через два месяца после возвращения Андрея Дмитриевича в Москву из горьковской ссылки. Это возвращение произошло по личному распоряжению Горбачева, взявшего курс на наполнение реальным содержанием концепции нового политического мышления. Позиционируя себя в качестве сторонника нового политического мышления, Сахаров сформулировал ряд прорывных идей.

Первая идея: строгая и последовательная опора на принцип разумной достаточности обороны в военной политике, диктуемая национальными интересами советского государства.

Вторая идея: «Принципиальный отказ от применения первым ядерного оружия. Ядерное оружие любого типа и назначения может быть применено лишь с санкции Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами страны при наличии достоверных данных об умышленном применении ядерного оружия противником и при исчерпании иных способов разрешения конфликта». До сих пор ни одна из ядерных держав не заявила о подобном отказе.

Безрезультатными оказались датированные 1998–1999 гг. попытки официального Берлина добиться согласия НАТО с сахаровской идеей.

Третья идея: рассмотрение ядерного оружия исключительно как «средства предотвращения ядерного нападения противника».

Четвертая идея: формирование глобальной архитектуры, при которой будут достигнуты «полная ликвидация и запрещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения при условии равновесия в обычных вооружениях, при разрешении региональных конфликтов и при общем смягчении всех факторов, вызывающих недоверие и напряженность». К сожалению, до формирования такой архитектуры было далеко и тогда, и сейчас, спустя три десятилетия. Академик Сахаров бросал вызов ястребам из советского военно-промышленного комплекса. За ними стояло массовое общественное сознание, сформированное в годы холодной войны. Соображения, изложенные Нобелевским лауреатом, были учтены советской стороной в процессе разработки советско-американского договора по ракетам средней и меньшей дальности, подписанного президентом США Р. Рейганом и Генеральным секретарем ЦК КПСС  М. С. Горбачевым 8 декабря 1987 г.

Второй и третий проекты были сформулированы и обнародованы народным депутатом СССР А. Д. Сахаровым, который стал народным избранником 26 марта 1989 г. К сожалению, смерть, наступившая 14 декабря 1989 г., сделала его депутатскую деятельность довольно короткой. Первый съезд народных депутатов СССР проходил с 25 мая по 9 июня 1989 г. Второй форум такого рода датирован 12–24 декабря 1989 г. Андрей Дмитриевич активно работал на Первом съезде, проявлял чрезвычайную инициативность в первые три дня работы второго съезда, уходил 14 декабря 1989 г. со съезда с желанием дать на следующий день бой мыслящему категориями прошлого большинству депутатов. Но поздно вечером, как метко выразился Е. Евтушенко, «забастовало сердце, словно шахта».

В первый же день работы Первого съезда народный депутат СССР Сахаров предлагал принять декрет о власти. То содержание, которое он вкладывал в этот декрет, свидетельствовало о желании сломать хребет тоталитарному политическому режиму. Базовый пункт сахаровского проекта: отказ КПСС от монополии на власть, признание недействительной статьи шестой Конституции СССР 1977 г. В проекте был также прописан механизм формирования равновесия между законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти, что создавало прочный заслон на пути установления диктатуры. На съезде за Сахаровым пошло ничтожное меньшинство. Только через два месяца после его смерти КПСС согласится с введением многопартийности. Что же касается сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти, то здесь даже в момент исчезновения СССР многое не было доведено до конца.

На том же съезде Сахаров был избран в состав Конституционного комитета. Ему вменялась в обязанность подготовка проекта новой Конституции СССР. 27 ноября 1989 г.

А. Д. Сахаров принес на заседание Конституционного комитета свой проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. В нем были аккумулированы все вышеупомянутые идеи и предложения. Весьма своевременным был вариант мягкой конфедерации, который прослеживался в конституционном регулировании отношений между центром и союзными республиками. Если бы Второй съезд народных депутатов СССР принял сахаровский проект, можно было предотвратить распад этой великой страны. Но, проявляя политическую близорукость, съезд отверг его.

Отвергнув, как и абсолютное большинство народных депутатов СССР, этот проект, Горбачев до начала новоогаревского процесса потерял четыре субъекта Советского Союза. В новоогаревском процессе, стартовавшем 23 апреля 1991 г., участвовало только девять союзных республик. В условиях реальной угрозы очередных потерь еще большей становилась актуальность конфедерации. Но в договоре о создании Союза Суверенных Государств как мягкой, децентрализованной федерации, подписание которого было сорвано августовским путчем 1991 г., это никак не прописывалось. Здесь не нашлось места для пунктов 20–23 сахаровского проекта. Лишь ст. 20 перекликалась с п. 24 проекта Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Работа над текстом Договора по созданию Союза Суверенных Государств как конфедерации независимых государств была завершена уже тогда, когда СССР фактически распался. В этом договоре ряд статей перекликалось с пунктами 20–24 сахаровского проекта.

В качестве квинтэссенции рассуждений о личности А. Д. Сахарова можно привести высказывание академика Д. С. Лихачева: «Он был настоящим пророком. Пророком в древнем, исконном смысле этого слова, т.е. человеком, призывающим своих современников к нравственному обновлению ради будущего. И, как всякий пророк, он не был понят и был изгнан из своего народа».

Михаил Стрелец,
доктор исторических наук, профессор Брестского государственного технического университета.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: