«Тот, с кем ты вчера ел из одного котелка, сегодня погиб…»

186

Влияние войн на общество является трагическим и очень дорогостоящим в отношении потерь как с человеческой, так и с технической точки зрения. Война порождает хаос, ослабляет верховенство права и расширяет насилие, ставя под угрозу права и достоинство человека…

После непрерывной войны в Афганистане последствия для афганского общества огромны. В то время как материальная потеря может быть компенсирована, и разрушенный город может быть восстановлен, человеческие потери не восполнимы, дети, потерявшие отца, женщины, потерявшие мужа и сыновей, никто не может вернуть своих любимых.

По данным различных источников и опросов, в этой затянувшейся войне в стране погибли более миллиона афганцев и 3 миллиона получили увечья или ранения.

Каждый солдат, который вернулся живым домой, остался воином-интернационалистом. Ведь если солдат ушел из Афганистана, то Афганистан не ушел от солдата.

Владимир Владимирович Сидоренко – солдат, воевавший в Афганистане. Со мной он поделился своими воспоминаниями.

– Я родом из деревни Кустовница Мозырского района. Когда мне исполнилось 7 лет, пошел в начальную школу, позже перевелся в Михалковскую среднюю школу и закончил ее в 1978 году. Был призван осенью 1978 года в ряды Вооруженных Сил. До призыва в армию работал два месяца слесарем на заводе железобетонных изделий в Мозыре. На войну попал, когда мне было 19 лет. Отслужил в Советском Союзе год, а потом отправили в Афганистан.

– Как происходила отправка на войну?

– Когда служил в дивизии, нам дали по листку бумаги и сказали писать заявление, что мы согласны исполнить интернациональной долг. И уже через 10 дней мы были в Афганистане.

– В какого рода операциях вы принимали участие?

– Во всех. Например, мы проводили проверку и защиту караванов, сопровождение, охрану, поисково-спасательные, боевые рейды, защиту аэродрома, ночные «засады» и многое другое.

– Когда отправлялись в Афганистан, вы понимали, на что идете?

– Да, конечно. Нам говорили, что нас может ждать. Когда моя дивизия уже стояла в Калининграде, отправили в Москву, из Москвы – в Ашхабад самолетом, а после двух с половиной часов ожидания отправились уже в Афганистан. Там я получил бронетранспортер. А потом – еще 500 км до Кандагара.

– Как проводился набор солдат?

– Набора как такового и не было. Бригаду строили и спрашивали, кто хочет в разведку. Зависело все от твоего желания, хочешь ты или нет.

– Опишите свои чувства в боевой обстановке.

– А какие чувства в боевой обстановке могут быть? Есть задание, есть приказ. И ты его выполняешь. На «подумать» времени не было в такие моменты.

– Что для вас самое страшное было на войне?

– Самым ужасным можно назвать смерть твоих боевых товарищей. Тех людей, с которыми ты только вчера ел из одного котелка. В такие моменты состояние очень подавленное.

– Что можете сказать по поводу убийств на войне, что для вас это значит?

– На войне есть приказы и нет убийств. Ведь если тебя пытаются убить, по тебе стреляют, ты не будешь стоять смирно. Или ты, или тебя. В такие моменты никаких раздумий нет.

– Ваше отношение к врагу, его образ.

– А как можно относиться к врагу, к тому, кто без единой мысли сожаления убивает твоих товарищей? И не всегда убивает быстро. Ведь душманы сильно издевались над пленными и теми, кого вскоре убьют. Отрезали части тела, отрубали головы и оставляли глубокие увечья на теле и духе самого человека.

Они могли быть где угодно. У нас даже был указ, что если ты куда-то идешь, к примеру, по нужде, то должен взять с собой оружие, то есть без оружия – никуда.

– Правда ли, что пленных не брали?

– Ну, почему нет, брали, конечно. Вот приведу пример. Два моих сослуживца взяли в плен одного духа (душмана). За это они должны были получить медаль за отвагу, но скоро погибли. В итоге медали были присвоены им посмертно.

– Какие были климатические и гигиенические условия?

– Мы находились в пустыне. Было очень жарко и постоянно эта пыль и песок, которым дышишь, он режет глаза и хрустит на зубах. Никакой гигиены не было.

– А какие отношения были между солдатами и офицерами?

– Никакой дедовщины не было, ибо все ели из одного котелка. Даже скажу больше. Война породнила нас, сделала семьей. Ни чины, ни звания не имели значения.

– Были ли женщины в армии?

– В мое время такого почти не было, чтобы женщина служила в армии. Только если медработники, и потом автолавка появилась.

– Правда ли то, что каждого солдата преследуют призраки его мертвых товарищей?

– То, чтобы прямо призраки, – не знаю. Но вот все воспоминания никуда не денутся. Помню, как мне кошмар приснился. Такая пулеметная очередь, а сам я в гробу. Когда проснулся, оказалось, что просто запутался ногами в одеяле. А погибших товарищей я не забываю, вспоминаю, чту.

– Как Афганистан повлиял на вашу жизнь?

– Все, кто прошел через Афган, кто вернулся домой живым, вернулись героями. Однако война из молодых юношей сделала настоящих мужчин. Она закалила их дух и тело. Каждый солдат любит и ценит честность, добросовестность и справедливость, взаимопомощь ближнему.

– Большое спасибо за уделенное время и спасибо вам за выполнение интернационального долга.

…Хотя трудно найти причины и оправдания для любой войны. Советско-афганская война была настоящим кошмаром для простых людей. Сегодня многие историки оглядываются на советско-афганскую войну, пытаясь объяснить и оценить ее мотивы и последствия. Верно высказывание Джона Ф. Кеннеди: «Человечество должно положить конец войне прежде, чем война положит конец человечеству».

Николай МАРЧЕНКО,
учащийся 11 класса Криничанской средней школы Мозырского района.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: