Медицинский кислород: его отличие и перевозка без свидетельства ДОПОГ

14857

Дыхание – это синоним  жизни, а источник жизни на Земле – Кислород. На сегодняшний день в мире  увеличилось использование кислорода в медицинских целях. Хочется внести ясность в разнице кислорода, маркировке баллонов и возможностью  перевозки без свидетельства ДОПОГ.Кислород — это элемент главной подгруппы шестой группы второгопериода периодической системы химических элементов МенделееваД.И., с атомным порядковым№8. Обозначается символом O  (лат. Oxygenium). Относительная атомная масса химического элемента кислорода равна 16, т.е. Ar(O)=16.Медицинский кислород (в толстом слое голубого цвета) — прозрачный газ, без запаха и вкуса, немного тяжелее воздуха, малорастворим в воде. При нормальном атмосферном давлении и при температуре -183˚С  он начинает переходить в жидкое состояние, при -219˚С замерзает. Вес 1м.куб. газообразного кислорода при нормальном давлении и 20˚Ссоставляет 1,331 кг. Испаряясь  при -183˚С, 1 литр кислорода жидкого дает после нагрева его до 20˚С  860 литров газообразного кислорода.

Жидкий кислород в лечебные заведения поступает в специальных в сосудах Дьюара.

Но нас больше всего интересует отличие технического кислорода от медицинского.        

Кислород, используемый медицинскими учреждениями, отличается от технического газа тем, что он поставляется в более концентрированном виде и в нём отсутствуют инородные примеси. Медицинский газ заправляется в аттестованные баллоны, в которых ранее не перевозились другие газы. Как правило, медицинский кислород в баллонах проходит многоуровневую процедуру проверки, которая начинается с самих ёмкостей. Это позволяет исключить попадание внутрь баллона инертных газов и инородных примесей. Используемый в медицине кислород стоит гораздо дороже, чем аналог технического назначения. Технический газ может быть первого или второго сорта. У медицинского газа нет деления на сорта. В медицинском кислороде не может содержаться водорода, а содержание двуокиси углерода не должно превышать 0,1 процента. Последняя составляющая в техническом кислороде не нормируется, а вот водорода в газе первого сорта должно быть не более 0,3 процента, в газе второго сорта — не более 0,5 процента. Медицинский кислород не должен содержать никаких запахов. Для технического газа эта характеристика не имеет значения. Отличить технический кислород от медицинского можно и по баллонам. Документами, подтверждающими качество содержимого ёмкостей, сопровождаются партии и того, и другого вида кислорода, но такой документ обязательно должен быть к каждому контейнеру либо баллону с кислородом медицинского назначения. В сопроводительных документах указывается название предприятия, сорт и наименование газа, номер баллона, если речь идёт о медицинском газе,  партии, дата производства, объём кислорода в кубометрах и его номер. Использование технического кислорода в медицинских целях несколько лет назад стала причиной  аварии, которая  произошла Луганской городской больнице № 7, где прогремел взрыв в реанимационном отделении.

При этом, как пояснил начальник Луганской госинспекции промбезопасности и охраны труда в социально-культурной сфере, если бы был чистый кислород в баллоне, не было бы примесей низкоуглеродистого газа, то баллон бы не взорвался, была бы вспышка. Возможно, даже не было бы там и большой вспышки, а просто выгорела бы прокладка. Таким образом, именно наличие постороннего газа в кислородном баллоне привело к таким печальным последствиям. В принципе, те эксперты, которые сразу после взрыва заявили, что баллоны с чистым кислородом не могли стать причиной таких разрушений, были правы. Взрыв был очень мощным именно потому, что была вот эта смесь газа кислорода с низкоуглеродистым газом.           

                                                    

Многие медицинские учреждения используют кислород в баллонах. Вот что необходимо знать  о  баллонах и маркировке. Для изготовления баллонов для кислорода применяются цельнотянутые трубы из углеродистой или легированной стали, а среди технологических процессов обязательно присутствует обжатие горловины баллона и его днища. Состоит кислородный баллон из цилиндрического корпуса с выпуклым дном и горловиной. В процессе изготовления такого баллона на нижнюю его часть насаживается специальный башмак – эта деталь баллона требуется для того, чтобы он мог надежно стоять в вертикальном положении. Процесс насадки башмака производится при разогреве корпуса до высокой температуры – это необходимо для того, чтобы башмак прочно закрепился на корпусе и не соскакивал в процессе транспортировки и эксплуатации баллона. На горловину кислородного баллона в процессе производства надевается кольцо с резьбой, с помощью которого в дальнейшем крепится предохранительный клапан, не позволяющий газу выходить из баллона во время его транспортировки и хранения. Кроме того, внутрь горловины с помощью резьбы вкручивается вентиль с уплотнителем, открывающимся с помощью специального маховика поворотом его против часовой стрелки (для того, чтобы закрыть вентиль, маховик надо повернуть по часовой стрелке). Последним этапом производства кислородного баллона является окрашивание его в голубой цвет и нанесение на поверхность корпуса надписи «кислород», которая выполняется черной краской.

Маркировка кислородных баллонов.

Важным этапом производства кислородных баллонов является нанесение маркировки на верхнюю часть его корпуса. Маркировка на кислородных баллонах содержит сведения о том, кто изготовил кислородный баллон, каковы его технические характеристики, а  также когда точно он был изготовлен и должен пройти освидетельствование. Маркировка должна сохраняться в процессе всего срока эксплуатации кислородного баллона, поэтому она не наносится с помощью краски, а выбивается прямо на корпусе. Кроме того, маркировка кислородного баллона надежно защищается от коррозии с помощью нанесения поверх ее специального защитного прозрачного лака.

Рассмотрим подробнее, что обозначают цифры и буквы, нанесенные на верхнюю часть баллона с кислородом.

Как видно на рисунке, маркировка состоит из четырех строк, каждая из которых содержит определенный набор букв и цифр:

Первая строка показывает, каким производителем был изготовлен кислородный баллон, и содержит номер баллона, не имеющий аналогов.

Во второй строке выбивается дата производства данного баллона и дата, когда он должен пройти освидетельствование.

Третья строка – это сведения о рабочем давлении кислорода внутри баллона в кгс/см2, а также сведения о пробном гидравлическом давлении в тех же единицах.

И наконец, в четвертой строке указывается объем баллона – то есть, количество кислорода, которое он может вместить в литрах, а также масса баллона в килограммах. При указании массы не учитывается масса вентиля кислородного баллона, а также масса колпака, который надевается на вентиль для его защиты. Кроме того, в последней строке ставится клеймо ОТК завода-изготовителя.

Вот  теперь нам осталось доставить наши баллоны  по назначению и при этом у водителя отсутствует свидетельство ДОПОГ, что не является причиной отказа в перевозке газовых баллонов, а простой необходимостью расчетов. Сегодня в век экономии и безопасности необходимо уметь рассчитать по всем правилам перевозимый груз.     

Максимальное количество транспортируемых баллонов зависит от их содержимого. Если речь идет о негорючих неядовитых удушающих газах (классификационный код А), то перевозить единовременно можно 1000 литров для сжатого газа или килограммов — для сжиженного. То же касается и окисляющих веществ (код О), например, кислорода. А вот для легковоспламеняющихся веществ (F) максимально допустимое количество при загрузке в автомобиль составляет 333 л (кг). Если всю эту информацию попытаться свести к общему знаменателю, то получается, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:

Газ Классификационный код Объем Количество
Азот А 40-л баллон до 24 штук включительно
Аргон А 40-л баллон до 24 штук включительно
Ацетилен F 5кг/40л баллон до 18 штук включительно
Гелий А 40-л баллон до 24 штук включительно
Кислород O 40-л баллон до 24 штук включительно
Пропан F 21кг/50л баллон до 15 штук включительно
Углекислота А 24кг/40л баллон до 41 штук включительно
Углекислота А 19кг/40л баллон до 52 штук включительно

Таким образом, расчет очень прост (класс 2 группа А- допустимо 1000л. Соответственно 1000л/на 40л баллон = 25 баллонов.Однако, среднестатистическая вместимость баллона при выборке не менее 100 реальных баллонов составляет 40,7-41 литра, то 24 баллона соответственно можем перевозить  с кислородом.Зная, сколько литров в баллоне, мы рассчитаем разные баллоны по весу и смело перевозим без свидетельства ДОПОГ.Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать Группа F-333л /5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ «Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма … количества веществ и изделий транспортной категории «2», помноженного на 3, и количества веществ  изделий транспортной категории «3» не должна превышать 1000″.

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода?

Расчет: (21[кг] * 4) * 3 + 40[л] * 8 = 572 < 1000. Следовательно, такая перевозка не будет считаться перевозкой опасного груза.

Вот мы и сумели рассчитать  количество баллонов в одной транспортной единице без учета совместимости.

Дмитрий Кунгер,
старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления Госпромнадзора.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: