Знать своего Анискина в лицо. Один день из будней сельского участкового: рейд по деревням Мозырского района

516

Собираясь в рейд с блюстителем порядка, мне невольно вспомнился советский комедийный детектив, в котором участковый о жителях своего региона знал буквально все, и даже то, что у них было на уме…Собственно говоря, я, согласовывая маршрут рейда, надеялась, что поездка пройдет если не легко, то в какой-то степени интересно и без горького осадка. Однако же итоги оказались печальными, так как моими «героями» в тот день стали алкоголики, обязанные лица, тунеядцы, «химики»…

Мой проводник в этой поездке — участковый инспектор Мозырского РОВД майор милиции Александр Пашевич, который уже девять лет контролирует таких вот неблагонадежных товарищей. Под его надзором — 23 деревни Михалковского, Барбаровского и Криничного сельсоветов. Почти всех жителей участковый знает в лицо. Среди них есть и те, кто доставляет милиционеру немало хлопот: то на работу не выходят, то скандалят, то беспробудно пьют.


Первым пунктом назначения на нашем маршруте стала деревня Лубня — уютный населенный пункт, но мы все едем, и я понимаю, что неблагонадежный адрес находится на окраине деревни. Так оно и вышло.

История у адреса такая. Несколько лет назад хозяйка дома ударила брата топором. Ее осудили за причинение тяжких телесных повреждений, но так как она состояла на учете у врача-психиатра и проходила лечение в психиатрическом отделении, то по приговору суда женщина отделалась ограничением свободы без направления в исправительное учреждение. Теперь ей нельзя ни употреблять спиртное, ни покидать границы домовладения. Ей выделены только два часа в день, которые она может потратить на поход к автолавке за продуктами или по другим социальным надобностям — и вот так еще два года. Был у вышеназванной гражданки еще и сожитель, неоднократно судимый и регулярно злоупотребляющий. В самом начале весны, по словам участкового, в доме разгорелся скандал: подогретый спиртным градусом сожитель бросился душить хозяйку дома и «заработал» уголовное дело. Сейчас по приговору суда он отбывает наказание.

— Как видите, контингент специфический, — объясняет Александр Михайлович. — Но даже с такими людьми нужно работать и искать к каждому из них подход, потому что иначе никакого толку не будет. Сами видели, как они живут, и самое ужасное — их все устраивает. Они не замечают ни неприятного запаха, от которого глаза слезятся, ни грязи, в которой обитают. Но когда с ними разговариваешь, объясняешь, то реакция есть — почти всегда слушают.

Действительно, обстановка в доме, мягко говоря, не блещет чистотой и уютной ее назвать язык не поворачивается, однако стоит отметить чистоту и порядок во дворе. К тому же при появлении участкового женщина как будто проснулась от спячки: взбодрилась, отвечала на вопросы охотно, энергично заверяла Александра Михайловича, что к спиртному не прикасается. Хочется верить, что это правда, а не показательное выступление перед участковым…

Наведываться к таким лицам Александру Пашевичу приходится ежедневно. В списке около 250 проблемных адресов. Один из таких находится в поселке Криничный, куда мы и направляемся. Пока едем, интересуюсь у милиционера, каково это: каждый день видеть убогость и синие лица?

— Я привык, — вот так просто, пожимая плечами, отвечает мне участковый. — Спустя годы активной работы, которая подразумевает непосредственный контакт с людьми, — у милиционеров, медиков, пожарных, — вырабатывается своего рода иммунитет, невосприимчивость к созерцанию окружающего. Да, жутко, но я перестал обращать внимание на такие детали, а просто работаю, и, надеюсь, успешно.

Вот мы и приехали. Однако постойте, где же дом? А он спрятался за разросшимся кустарником и сиренью. С виду почти добротный домик — кирпичный, но внутри не за что глазу зацепиться, чтобы сказать: да, хозяева живут. Если идти осторожно, то можно без проблем пересечь кухню и попасть в комнаты. Но если не знать нюансов, как я, то можно и пострадать: пол прогнил, и доски под засаленным линолеумом держатся на честном слове. Нелепым здесь выглядит только букет сирени, оставленный в литровой банке. Хозяев дома не оказалось, входная дверь нараспашку — почему бы и нет, если из ценного здесь разве что только советский холодильник. Соседка сказала, что жена уехала в город к дочери, а муж неизвестно где.

— Семья алкоголиков, в разводе, но живут все равно вместе, — на ходу уточняет Александр Михайлович. — Этот дом находится на балансе у райжилкомхоза. Странно, что до сих пор не выселили, потому что задолженность по оплате коммунальных услуг у этой пары составляет около трех тысяч рублей.

Далее мы едем в эксбазу «Криничная», чтобы проконтролировать одного человека из категории обязанных лиц: как работает, не запила ли, нет ли нареканий. Пока участковый и заведующий зернолинией эксбазы беседуют, к зданию семенит то самое лицо, глядя на которое сложно определить возраст. Женщина клятвенно заверила участкового, что не пьет, работает, и в целом у нее все хорошо. К слову, позитив подтвердил заведующий зернолинией.

И только мы хотели садиться в автомобиль, чтобы ехать дальше, как, запыхавшись, подбежала работница предприятия с просьбой: «Михалыч, помоги! Он там снова запил, мать терроризирует деньгами. Пьет и спит беспробудно!..»

— Это дебоширит осужденный в ЛТП, — в ответ на мой немой вопрос говорит участковый. Приехав на окраину поселка, мы увидели общежитие. Александр Михайлович на правах главного в нашем «служебном тандеме» пошел впереди, определенно точно зная, куда именно. Поднявшись на пятый этаж, через длинный и темный коридор за ним следую и я. То что я увидела, сложно описать словами… Неужели люди XXI века способны жить в таких условиях? Благо на лице была маска, потому что амбре из застарелого и свежего запаха перегара, пота и мочи выдержать было невозможно. Встречала нас голосившая мать. В комнате обнаружился не только спящий сын, но и непонятное лицо, которое спало на четвереньках, уткнувшись лицом в диван. При появлении милиционера, неопознанное лицо удалилось восвояси, сын приходил в чувства после пробуждения, а мать лихорадочно искала фотографии для оформления документов в ЛТП — сын в конце месяца уже отбудет в учреждение для исправления. Но поможет ли? Кстати, путь в лечебно-трудовой профилакторий довольно прост: нужно, чтобы у человека было три действующих «административки».

— После этого его отправят на наркологическую комиссию, поставят на учет у нарколога, — объясняет участковый. — Если человек попадается в четвертый раз, тогда вполне вероятно, что его отправят в ЛТП. При этом нужно быть годным по физическим показаниям. Инвалидов I и II группы, а также III группы с серьезными заболеваниями, пенсионеров и несовершеннолетних в ЛТП не берут.

На обратном пути в город заехали в Творичевку, чтобы посетить еще один неблагонадежный адрес — место временного пребывания обязанного лица. Примечательно то, что каждый такой адрес — как мексиканская драма с неожиданной развязкой.

— История такая: сын алкоголиков, хозяев этого дома, будучи обязанным лицом, женился на девушке, которая тоже является обязанным лицом, — рассказывает Александр Михайлович, а я слушаю и очень стараюсь не запутаться в этих страстях. — Сейчас сын находится в ЛТП по решению суда, а его новоиспеченная жена живет здесь. Денег на содержание своего ребенка не выплачивает.

Перешагнув порог дома, натыкаемся на неизвестного участковому гражданина, который по-хозяйски растапливает печку. Настоящие же хозяева спят, укрывшись одним одеялом на двоих, и только пара ног выглядывает из-под укрытия. В центре комнаты, как праздничный стол, стоит обшарпанная табуретка, а на ней пустая пивная бутылка, тарелка и стакан.

— Пила? Что в бутылке было? — принюхиваясь к содержимому, спрашивает участковый и одновременно проверяет документы у незнакомого гражданина.

— Михалыч, честное слово, прилегла вздремнуть, ни капли в рот не брала, — сипит спросонья хозяйка дома. Но верится в это почему-то с трудом. Где невестка и когда домой явится, женщина не знает. Кстати, незнакомец оказался братом хозяина дома, который приехал из Москвы навестить родственника. Александр Михайлович распорядился, чтобы в ближайшее время родственника в деревне не было.

Вот так и живем: кто-то обеспечивает свою жизнь многочасовыми рабочими сменами и трудовыми днями, а кому-то жизнь — море по колено, не волнуют ни дети, ни работа, ни окружающий мир. Вся их жизнь – на дне стакана.

Контролировать эту никчемную жизнь приходится сельскому участковому.

— Бывает, поступил вызов на семейный скандал, едешь и думаешь: что тебя там ждет? Чаще всего семейные скандалы случаются по пьяной лавочке. Приезжаешь на очередное выяснение отношений, а там паника, крики, эмоции, драка. Другой раз невозможно разобраться, кто прав, а кто виноват. И вот тут надо обиженных поддержать, а буйных успокоить. Случается, что с первого раза не выходит, еще и силой померяться могут. Однажды один пьяный мне погон сорвал, пришлось успокаивать. А жена, осознав серьезность происходящего, обычно кричит: «Отпустите, это мой любимый супруг!», хотя буквально несколько минут назад звонила в милицию и просила забрать его, — рассказывает участковый.

Проверив еще парочку неблагонадежных граждан, любящих приложиться к бутылке, мы завершили рейд в агрогородке Михалковская Рудня, где проживает человек, вернувшийся недавно с заработков. По словам участкового, привез с собой и немалую сумму денег, на которые безбожно пьянствовал.

— Родственники обратились ко мне с просьбой посодействовать в решении этой проблемы, — рассказывает Александр Михайлович. — В итоге этот гражданин закодировался. Вообще родственники алкоголиков довольно часто просят поговорить с бедолагой, и в большинстве случаев профилактические беседы помогают.

Действительно, насколько же сложна миссия у современного Анискина, которому приходится учитывать настроение и состояние человека, его наклонности и образ жизни, думать о благополучии людей, проживающих рядом, стремиться помочь разрешить проблемы, а многих направить на правильный путь… В какой-то момент каждый может оступиться.

Просто кому-то хватает сил взять себя в руки, а кому-то нужно помогать, что и делает наш Михалыч, как его называют те, для кого он не просто человек в погонах, а и психолог, и наставник…

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: