Меняется порядок ввоза электромобилей для личного пользования. Какие бонусы ждут владельцев?

К теме электротранспорта в стране возвращались не раз. Пусть не на бешеной скорости, а в размеренном темпе в Беларуси движутся к тому, чтобы электрокарам зеленый свет загорался на всех дорогах. Без дорожного налога и таможенной пошлины, а с теперь ещё и без НДС. Согласно указу Президента, с 15 июня и до конца 2025 года при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Глава государства подписал документ в марте. До этого Александр Лукашенко также не раз подчеркивал, что развитие электротранспорта – не дань моде, это необходимость. Это то направление, которое решает сразу несколько вопросов, связанных и с влиянием на окружающую среду, и с потреблением энергоресурсов. Тем более скоро в Беларуси электротоплива будет в достатке. Итак, как электрокар стал не роскошью, а средством передвижения?

И забота об экологии тешит, и с обслуживанием и эксплуатацией вопросов нет. После обычного автомобиля пересесть на электрокар – не проблема. По ощущениям – как перейти с механики на автомат (водители поймут): комфортнее и манипуляций куда меньше. Что касается постоянной подзарядки автомобиля – это уже не головная боль, а дело привычки (как и с мобильным телефоном).

Лариса Пекурова: «Мне в моей машине хватает заряда на 32 км, потому что у меня гибрид. Но я очень люблю заправлять электро, и для езды по городу мне в течение дня вполне достаточно. Три часа обычно полная заправка длится. Очень удобно в зонах кинотеатров. Ты пошел, поставил машину – это супер работает». 

Говоря об электромобилях, которые еще недавно казались чем-то диковинным для Беларуси, автолюбители рассуждали как об удовольствии не из дешевых, а с учетом всех налогов и пошлин – о мечте, которая не по карману. Уже сегодня действительность меняется: электрокары по цене обычного автомобиля, под них создают инфраструктуру, а что касается налоговых обложений – этот вопрос взяло на себя государство. Вслед за отменой дорожного сбора и таможенной пошлины для электрокаров с этого дня действует и нулевая ставка налога на добавленную стоимость. Речь идет о случаях, когда автомобиль покупают исключительно для личного пользования. Такая льгота будет действовать до конца 2025 года. Как раз через пять лет на дорогах страны ожидают увидеть до 100 тысяч электрокаров.

Сергей Бобров, руководитель отдела продаж компании – официального дилера немецкого производителя автомобилей: «Конечно же, ажиотаж возрос. У нас появились новые категории клиентов, которые стали обращать внимание на электрические автомобили и приезжают к нам для проведения тест-драйва. Здесь нет двигателя внутреннего сгорания, который бы приносил дополнительные расходы. Ввиду того, что автомобиль электрический, он не нуждается в особом техническом обслуживании, точно также доступный, плюс экология».

Больше авто с электродвигателем – шире инфраструктура. Сейчас в стране свыше 400 электромобилей. 260 зарядных станций по всей стране. Что касается подзарядки, то сегодня она не стоит и одной копейки, а уже с июля – установят тарифы. Обещание сделать дешевле даже, чем в других странах, в силе. При нынешней стоимости бензина в год на заправку машины тратится примерно 6-8 тысяч рублей. Зарядка же обойдется в 3-3,5 тысячи.

Анатолий Котляров, руководитель группы перспективного развития новых энергетических технологий предприятия «Белоруснефть»: «С июля «Белоруснефть» планирует ввести тарификацию в районе 30-40 копеек за киловатт/час. По сравнению с традиционным топливом, это будет порядка в два раза дешевле. В этом году планируется установить еще порядка 180 зарядных станций, в Минске будет установлено 130, остальные будут установлены в областных центрах и по трассам. По трассам будут устанавливаться 180-киловаттные зарядные станции, которые позволят обеспечить зарядку автомобилей за 6 минут до ста километров». 

Кто взял курс на «электромобильность» – пример Норвегия. На дорогах – больше 300 тысяч электрокаров, и это 10% от общего числа транспорта. Показательна и соседняя Украина – за два года плюс 30 тысяч таких машин. Есть прогнозы и для нашей страны: не забегая в далекое будущее – достичь цифру в 2 тысячи электрокаров уже до конца года было бы успехом. А со всеми, как говорится «плюшками»: льготами, инфраструктурой и преференциями – скоро, возможно, быть примером и для других.

ont.by