Мозырская детская художественная школа искусств признана одной из лучших на Гомельщине

Весь мир как холст.

Для коллектива Мозырской ДХШИ занесение на Доску почета Гомельской области – приятная награда и стимул для покорения новых творческих вершин. Как же художнику без похвалы? Директор художественной школы Светлана Ивановна СЕРКОВА в беседе с корреспондентом газеты «Жыццё Палесся» приоткрывает двери на педагогическую «кухню», где воспитываются юные мастера изобразительного искусства.

Учебный процесс.

С момента образования школы, а произошло это в 1978 году, здесь отучились порядка 1000 юных мозырян. Примерно тридцать процентов из них в дальнейшем выбрали профессии, связанные с изобразительным искусством: дизайнер, реставратор, иконописец, иллюстратор, скульптор, модельер, архитектор, учитель изобразительного искусства… Например, известный в мире белорусской моды дизайнер Евгений Иванчик (бренд IVANCHIK) – тоже выпускник Мозырской ДХШИ. Достаточно много среди педагогов школы ее же выпускников: это, например, Жанна Михайловна Панцевич, Леонид Владимирович Приходько, Андрей Владимирович Пепеляев, Надежда Сергеевна Тихонова, Александра Вячеславовна Белковец. Многие из них активно выставляются, участвуют в пленэрах, реализуют себя не только как педагоги, но и как творческие люди.

В 1998 году школа переехала в здание в центре города, где и находится сейчас. Пока мы беседуем со Светланой Ивановной, рабочие заняты ремонтом: каникулы, детей сейчас нет.

Старинные, но обветшалые окна заменили, помещения стали светлее, все здесь обновляется к новому учебному году – но дух творчества, которым «напитались» здешние залы и кабинеты, безусловно, сохранится: атмосферу делают вовсе не стены, а люди. Увлеченные созидатели – такие, как педагоги Мозырской детской художественной школы искусств.

– Школа работает в академическом направлении: рисунок, живопись, композиция станковая и декоративная, скульптура, бумажная пластика, макетирование, цветоведение… Стараемся, чтобы наши ученики-выпускники покидали школу с большим багажом знаний и умений, и очень приятно, когда они, уже будучи студентами вузов, возвращаются и благодарят, – отмечает Светлана Ивановна.

– Школа искусств и кружок изобразительного искусства – все-таки есть разница?
– Конечно! Мы даем дополнительное образование, тем не менее это полноценный учебный процесс, с подведением итогов в конце каждой четверти, выставлением отметок.
И, знаете, мы всем нашим коллективом говорим детям большое спасибо за то, что они выбирают изобразительное искусство и приходят к нам учиться.

– Во сколько лет дети решают стать художниками и приходят к вам учиться?
– Учеба в школе длится пять лет, а принимаем мы, как правило, с 9 лет. Даже лучше, если с 10 лет. Но до этого малыши имеют возможность посещать наши дошкольные группы, затем – подготовительные группы для младшего школьного возраста.  Есть у нас и хобби-классы – принимаем всех желающих без ограничения возраста. Тянет человека к живописи, он после работы приходит к нам, работает в графической технике или пишет маслом… все зависит от личных предпочтений. Творчеству, как и любви, все возрасты покорны.

В учебный год школу посещали без малого 300 человек, то есть почти 200 учащихся, а также воспитанники подготовительных и хобби-курсов. О пользе занятий Светлана Серкова говорит так: «Положительный заряд энергией, хорошая база знаний и умений, эстетическое удовольствие, радость от проделанной работы и созданного произведения».

– У нас здесь этакий храм искусства, – улыбается моя собеседница. – Работают несколько мастерских: живописи, рисунка, скульптуры, а также кабинет истории изобразительного искусства, кабинет композиции. Наша задача – дать разностороннюю художественную подготовку. Выбор «своего» направления – дело самого ученика. По окончании школы ребята создают творческий проект: выбирают тему, художественное направление, материалы для реализации своего проекта, изучают литературу по теме, работы художников и после этого приступают к выполнению проекта.

К его защите выпускники также подходят творчески. Например, одна выпускница создала диптих о любви: на одной картине двое молодых людей, познакомившихся в путешествии, на другой – они же во время их свадьбы на Бруклинском мосту – и защитила его на иностранном языке. Другая девушка стала автором диптиха «Мамина радость»: первая картина – лошадь и ее новорожденный жеребенок в лучах солнца, вторая – этот же жеребенок, уже взрослый, побеждает на скачках.

– Очень интересно слушать детей на защите их творческих проектов, наблюдать, какой путь они прошли на пути к своему становлению как художников, – рассуждает моя собеседница.

Так проходит просмотр готовых работ учащихся. Да-да, рисунки выкладывают на пол, а жюри, просматривая картины, дает свою оценку.

К слову, директором школы Светлана Ивановна стала в 2014 году. До этого работала здесь педагогом, а еще раньше – учителем в Мозырской гимназии. В Мозырь, кстати, приехала жить в 1998 году: сама – выпускница Харьковского государственного педагогического института.

– Каждый ли ребенок, придя в школу искусств с художественным уклоном, научится рисовать?
– Все дети по-своему видят красивое. Если ребенок перед собой ставит цель – научиться рисовать, то он сможет ее достичь. Конечно, мы со своей стороны, как педагоги, приоткрываем рамки, приближаем детей к эстетическому восприятию окружающего. Они у нас культурные, во многих вещах видят красивое. Казалось бы, что можно увидеть во всех этих стекляшках, в надбитой чашечке? Можно. У художников все немного иначе: в каждой маленькой детали может быть огромный смысл. А техника нарабатывается с опытом. На занятиях мы ставим натюрморты, и задача ученика – передать материальность, фактуру. Я считаю, мы занимаемся очень полезным делом. Преподавать изобразительное искусство – прекрасная профессия. Мы работаем с детьми, а значит, всегда молоды душой и сердцем.

К территории школы прилегает скверик, который коллектив благоустроил своими силами. 

– Ваши ученики умеют отличать искусство от безвкусицы?
– Привитие художественного вкуса – длительный процесс. Мы занимаемся этим, начиная с подготовительного отделения, а затем и с первого класса школы. Смотрим картины известных художников: интересно дать малышам картину и вместе с ними порассуждать о ней.

– Что считается высшим пилотажем – скажем, нарисовать человека максимально реалистично, или, может быть, создать картину в невероятной технике?
– Что касается техники, то, наверное, все уже придумано до нас. А что считать высшим пилотажем, ребенок сам для себя определяет. Многое зависит от интерпретации, от того, под каким углом смотришь на произведение. Бывает, смотришь на работу ученика – и вроде, ничего особенного, а он так расскажет о ней на защите, что диву даешься…

 В выставочном зале школы.

– Интересно, какие художественные направления сегодня привлекают молодое поколение?
– Все мы разные. Кому-то нравится классический подход, кому-то – нововведения. Сегодня много говорят об абстракции, и это направление приобрело широкую популярность. Но чтобы прийти к абстракции, надо сперва пройти путь реализма, академического рисунка. Проще говоря, научиться рисовать по канонам, чтобы в дальнейшем пуститься в эксперименты.

– Художники, как любые творческие люди, чувствительны к критике. Как критикуют педагоги ребят, чтобы не ранить их самолюбие? А может быть, раненое самолюбие – не самое страшное в процессе учебы?
– У нас не принято критиковать – это и правда способно ранить ребенка. Кто-то, возможно, поймет критику, а кто-то может бросить школу. Но мы помогаем заметить, где ошибка, где можно исправить, улучшить произведение – ориентируемся на позитив, стараемся поддержать, подбодрить. На просмотрах готовых работ, при выставлении отметок дети, бывает, и расстраиваются. Тогда стараемся донести до них мысль, что все еще впереди, что не все дается сразу, и что в школу приходят учиться, – а учение не бывает без ошибок.

Ориентиром в педагогической профессии для моей собеседницы служат слова Константина Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, счастье само вас отыщет». Стоит ли говорить, что Светлана Ивановна не жалеет о выборе дела всей жизни?

– Я хочу поблагодарить весь наш коллектив, педагогов, технический персонал: именно благодаря вашему слаженному труду удается достичь такого высокого результата. Место на областной Доске почета – наша общая награда, – завершает разговор директор.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора и из архива художественной школы.