Убыточное предприятие ищет выход. На ОАО «Мозырьпиво» рассказали о планах санации

Процедура банкротства, санация –  еще не крах. В большинстве случаев  это как раз наоборот – реальный шанс сохранить предприятие, распутав клубок финансовых неурядиц. Главное – точный расчет и оптимизм. Кто не сдается и ищет варианты, чтобы исправить ситуацию, тот непременно дойдет до цели

Небольшой экономический ликбез в тему: институт банкротства функционирует в любой развитой стране, это позволяет защитить как интересы должников, так и самих производителей: предприятию помогают выбраться из долговой ямы, дав ему передышку в виде системных мер оздоровления, иначе они называются санацией.

На территории Мозырского района в стадии санации  находятся 5 предприятий: ОАО «Мозырьпиво», ОАО «Мозырский спиртоводочный завод», ОАО «Мозырский авторемонтный завод», ОАО «Мозырьпромстрой», ЗАО «Мозырьлес».

Недавно Совет Министров согласовал ходатайства Гомельского облисполкома о продлении периода финансового оздоровления  двух мозырских заводов, которые  ранее были признаны неплатежеспособными. Так, до  13 декабря 2024 года будет продлена санация Мозырского спиртоводочного завода. Уточним: производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) предприятия началось еще в 2016 году. Санация «Мозырьпива» идет с 2017 года. На этот раз ее продлили до 22 марта 2025 года. Интересуемся на предприятии, в чем они видят выход из критического положения.

Варить на совесть

«Первое, что нужно сделать, – нарастить объем. Если говорить о внутреннем рынке, мы по-прежнему делаем ставку на те  брендовые продукты, вкус которых потребители знают. В производстве медовухи и сбитня «Мозырьпиво» было первым в Беларуси, это наша инновационная продукция. В их рецептуре мы ничего менять не стали, их по-прежнему варим на основе натурального меда и трав, – комментирует  зам. директора по экономике и финансам предприятия Денис Николаевич Игнатович. – Белорусский рынок слабоалкогольной продукции перенасыщен, за малую долю от общего пирога приходится сражаться, идти на  многие уступки. Появляется все новая   и новая конкурентная продукция, в том числе и импортная».

Начальник участка по производству и розливу напитка Наталья Ивановна Пограновская.

Главный успех предприятия  последних лет – налаживание производства напитков брожения. Они выгоднее, дешевле по акцизу, чем купажированные, а значит, конкурентоспособнее.   Сегодня «Мозырьпиво» производит их  в основном по давальческим схемам для витебской компании ООО «Бирштат Трейд», которая выступает дистрибьютором этой продукции. «При потребности в 50 т для них мы отгружаем  ежемесячно 9 т медовухи и сбитня. При этом производство загружено на 100 %.  Проблема заключается в нехватке емкостного парка. Чтобы исправить ситуацию, нужно запускать цех брожения, для этого необходимо либо привлекать кредитные ресурсы, либо искать поддержку со стороны инвесторов. Возможно, им выступит наш основной дистрибьютор. С введением цеха мы  сможем сбраживать до 100 т  в месяц. Эти напитки уже ждут в Москве и странах Прибалтики – портфель заказов сформирован»,  – объясняют на предприятии.

Купажист Любовь Гавриловна Мартинович.

«Следующий этап – от напитка брожения – к пивному  напитку, что также уменьшит налоговую нагрузку и снизит себестоимость продукции, – добавляет зам. директора по общим вопросам Елена Павловна  Игнатович. – Этот продукт был разработан по рецептуре научно-практического центра Национальной Академии наук Беларуси по продовольствию  специально для рынка Российской Федерации: за счет специфики российского законодательства он  имеет высокую конкурентоспособность. Фактически пивной напиток в российском законодательстве – это пивной коктейль в белорусском, но с небольшими уточнениями. От медовухи и сбитня, выпускаемых на нашем заводе, эти напитки отличаются большим содержанием сусла – за счет этого они имеют своеобразный пивной вкус.

Вернуть прежние экспортные позиции – наша главная цель, сегодня же нам приходится довольствоваться только  внутренним рынком».

Машинист выдувных машин Диана Сергеевна Левчик.

Кто подставит плечо заводу

По итогам 8 месяцев «Мозырьпиво» идет с опережающими темпами в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Объем товарной продукции в августе 2020 года вырос в два раза, отгрузка – в полтора. И  это несмотря на провальный тяжелый май и коронавирусное лето, когда закрывались магазины разливного пива и кафе – главные потребители мозырских напитков. Помимо производственных, в самый прибыльный жаркий сезон на предприятии  назрел кадровый вопрос. Фактически торговать квасом с бочек стало некому – возрастные «квасницы» в народ идти отказались из-за небеспочвенных рекомендаций докторов: пенсионерам в эпидемию лучше держать дистанцию. Помощь пришла откуда не ждали – подставили плечо заводу студенты и школьники. «Такой рабочий ритм: без выходных, с 7.00 до 19.00 – выдержит не каждый взрослый, а молодежь справилась!  –  эмоционально рассказывает Елена Павловна Игнатович. – Хочется еще раз от души поблагодарить ребят и их родителей за хорошее воспитание детей. Таких ответственных, добродушных давно не встречала. Молодежь задействовали буквально во  всех рабочих процессах: они и операторами на  линии пищевой продукции были, мыли и заправляли бочки, стояли на  выдуве ПЭТ-бутылки, на розливе, многие – день на жаре. Что ни поручишь – все выполнят! Молодежный десант  отлично потрудился, особенно хочется отметить  Антона Валерьевича Савенка, Алексея Александровича Телепуна, Дарью Александровну Старовойтову, Дарью Сергеевну Цымбалист, Кирилла  Валерьевича Лузана, Анну Сергеевну Харабаш. Ваши родители могут вами гордиться!

Еще несколько слов – о нашем коллективе: нас всего – 20. Тот объем продукции, который завод выпускал при среднесписочной численности 100 человек, сегодня мы готовим таким малым составом. Это было решение всего коллектива – пока не набирать штат. Мы (администрация) дали хорошо заработать в сезон, и все сотрудники это оценили. Еще раз убеждаюсь в том, что  когда в коллективе есть согласие и общие цели – результат будет. Мы настроены оптимистично и готовы много работать, чтобы доказать и кредиторам, и нашим партнерам, и всем нашим дорогим потребителям: у «Мозырьпива» есть будущее!»

Ольга АРДАШЕВА.

Фото автора.