Когда призвание – зажигать сердца. Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники культуры

В коллективе, как и в семье, главное смотреть в одну сторону.

Об этом не понаслышке знают участники ансамбля «Радуница», руководитель которого Николай Васильевич Туровец стремится подарить зрителю такое творчество, от которого бы в пляс пустилась душа. И немудрено, ведь сердце самого баяниста искренне предано музыке с самого раннего детства.

Cудьбы извилистые тропы

Сегодняшний директор Козенского дома культуры когда-то был тем маленьким талантливым мальчиком, который жадно ловил каждую ноту на деревенских вечеринах. «Если где-то был праздник, мои друзья всегда прибегали туда, чтобы покушать. А я только и смотрел на баяниста. Когда все шли за стол, у меня была возможность взять оставленный на улице баян и поиграть», – вспоминает Николай Васильевич. При этом пятилетний мальчик так лихо подбирал мелодию на слух, что завороженные сельчане всегда угощали умелого мальца «прысмаками» со стола. Наш собеседник говорит, что, будучи мальчишкой, не понимал, как можно не уметь играть. Ведь к музыке тянулась душа. Свою роль сыграли и творческие гены. Отец нашего собеседника служил в Луганске, возглавляя взвод «Катюш», и попутно участвовал в агитбригаде Кубанского ансамбля. Николай Туровец вспоминает, что в детстве любил наблюдать за тем, как папа, высокий статный мужчина, завораживал всех своим ярким танцем и красивым голосом. Не обходились сельские праздники и без звонкого голоса мамы: «Когда собиралось застолье, все ждали Надю, чтобы она «подводила» песню своим голосом. Это, знаете, как в кузне: кто-то молотом бьет по металлу, а кто-то молоточком подыгрывает. Мама и папа были украшением любого праздника».

Творчество с детских лет окутало маленького музыканта своими теплыми крыльями. И эта атмосфера особых эмоций дала свои плоды: Николай Васильевич поступил в музыкальную школу в городе Петриков. Стоит сказать, что родом наш герой из деревни Лясковичи, которая сегодня уже стала символом белорусской культуры. Потенциал юного баяниста вполне позволял ему окончить школу при нынешней Белорусской государственной академии музыки. Но времена были непростые, поэтому выбор пал на «ближний свет». Но и там одаренность парня заставляла учителей искать особые подходы. Ведь, научившись ловить мелодию на слух, ловко повторяя сыгранную наставником композицию, юный ученик понятия не имел, как обращаться с нотами: «На сельских вечеринках никто не знает нот, песня и музыка там идут изнутри». Однако для таланта границ не существует. Всегда ищущая и жаждущая новых знаний и возможностей натура привела Николая Туровца сперва в Мозырский музыкальный колледж, а затем и в Гомельский государственный колледж искусств Н. Ф. Соколовского.


«Я всю жизнь аккомпанирую», – говорит наш собеседник. Еще в студенческие годы начинающего музыканта просили поиграть на разных мероприятиях: «Включаться приходилось сразу. Например, концерт состоит из 20 номеров, я их не знаю. Но сажусь, ловлю мелодию на слух и начинаю играть». Талант от Бога – часто говорят о таких людях. И, наверное, именно высшая сила подарила Николаю Туровцу супругу-единомышленника, с которой он, кстати, познакомился, будучи аккомпаниатором на одном из мероприятий. «Я играл, а она пела. И наши взгляды случайно встретились…» Сегодня Зинаида Васильевна – и коллега по ансамблю «Радуница», и супруга, и верный друг.


Профессиональное становление Николая Васильевича сродни художественному фильму. Житковичи, Светлогорск, Лясковичи, Мозырь – с легкой руки нашего героя творческие коллективы появились во многих райцентрах области. Но душа прикипела именно к «Радунице» и Козенскому дому культуры. Причем музыкант никогда не искал легких путей ни в жизни, ни в творчестве, ни в карьере. Общаясь с Николаем Туровцом, понимаешь, что он как маленький, но храбрый парус из его любимого стихотворения гордо белеет над водоворотом жизненных событий, выискивая бурю, чтобы вновь и вновь испытывать свои силы. Отказавшись от хорошего места в Гомеле, руководитель Козенского РДК все силы бросил на создание нового, не похожего на остальных, коллектива. И главная награда за упорство – народное признание не только в родной стране, но и далеко за ее пределами.

Новатору везде путь открыт

Рассказывать о своем детище Николаю Васильевичу особенно приятно, ведь с коллегами по творческому цеху он прошел, как говорится, и огонь и воду. И оно того, однозначно, стоило. Создавая «Радуницу», художественный руководитель хотел не просто удивить, а зажечь сердца публики. Как результат – ансамбль в то время стал единственным, кто работал в смешанном жанре и даже провел мастер-классы по всем районам области. К слову, заслуг у «Радуницы» столько, что всех руководитель уже и не вспомнит. Ансамбль стал первым мозырским коллективом, открывшим дорогу в Западную Европу, а до 2000-го года были единственным творческим коллективом, представлявшим область на республиканских «Дожинках». За первые 10 лет существования «Радуница» победила во всех конкурсах по своему направлению…

Но все эти вершины меркнут на фоне главной победы – завоевания доверия и искренних чувств своих зрителей. Однажды, вспоминает директор РДК, им даже довелось исполнять песню на японском языке для делегации из страны сакуры и самураев. Причем исполнение настолько тронуло членов делегации, что они встали и начали подпевать. Николай Васильевич верит, что музыка способна исцелять и душевные, и физические раны. И за свой длинный творческий путь ему довелось повидать многое. Например, в памяти музыканта всегда живут искренние улыбки на лицах бабушек (так ласково называет их наш собеседник), которые отбрасывали в сторону палочку и пританцовывали в такт звонким песням его коллектива, приговаривая: «Спасибо тебе, сынок».

Но главная песня «Радуницы» еще не спета, считает наш герой, вынашивая план по очередному «Вау!» для зрителя.

Одна яблоня – две веточки

О сыновьях, которые пошли по стопам отца, музыкант говорит с чувством особой гордости. При этом признается, что свой выбор им никогда не навязывал: «Я знаю, что это нелегкий хлеб». Но гены взяли свое. Старший сын Павел уже много лет играет в рок-группе «Pile», образовавшейся при Доме культуры. А несколько лет назад ребята представляли свое творчество на известном рок-фестивале в Калининграде. К слову, они были единственным отобранным из 39 белорусских групп коллективом. А дело в том, что тексты их песен настолько позитивные, нетривиально отражающие окружающую реальность, что полюбились судьям с первых аккордов. Сегодня Павел Николаевич совмещает игру в группе с работой инженера в учреждении, которым руководит отец. «У него очень важная работа, связанная с аппаратурой», – рассказывает наш собеседник.

О творческом начале младшего сына Юрия родители по началу совсем не догадывались. Ведь он профессионально занимался футболом и даже подавал надежды. Записав сына в будущие футболисты, родители с удивлением приняли новость о том, что он хочет заниматься музыкой. Пройдя за год непростой курс молодого бойца музыкального фронта, Юрий поступил в музколледж, а затем – в Могилевский филиал Белорусской государственной академии музыки. Там талантливый парень легко вписался в музыкальные круги, где его заметили белорусские «Песняры», пригласив на прослушивание. Но выдержал Юрий и этот волнительный экзамен, войдя в легендарный коллектив в качестве музыканта-ударника. Сейчас Юрий Николаевич еще и председатель профсоюзного комитета Белорусского государственного ансамбля «Песняры».

Сегодня смело можно говорить о творческой династии семьи Туровец, при этом Николай Васильевич уверен, что она будет продолжена. Ведь даже в 8-месячной внучке, поющей песни пока на своем языке, наметанный дедушкин глаз уже разглядел потенциал. Добрый, излучающий особый свет и дарящий неподдельные эмоции даже во время простой беседы. Таким я увидела Николая Туровца. А иначе и быть не может, ведь его кредо – дарить людям тепло своего творчества, делая их счастливыми.

Александра КИРИНСКАЯ.
Фото из личного архива героя публикации.