Физики не лирики. О том, как заинтересовать ученика в интервью с учителем-методистом школы №13

479

Как рассказать о любом физическом явлении так, чтобы ученики не заскучали? Как вызвать у них неподдельный интерес к изучению этого предмета? И почему изучать физику необходимо вкупе с остальными негуманитарными дисциплинами? Об этом корреспонденту «Жыццё Палесся» рассказал учитель-методист средней школы № 13 Сергей Леонидович ДВОРАК.

– Сергей Леонидович, что повлияло на выбор такой трудной и интересной профессии? Были ли сомнения?

– Выбор профессии был предопределен еще в мои школьные годы. Мне очень нравился этот предмет. Во многом благодаря моему учителю Александру Васильевичу Шведовскому я выбрал эту профессию. Он смог увлечь меня физикой, мне было интересно проводить какие-то эксперименты, опыты. Он помогал, объяснял, всегда шел нам навстречу. Окончив школу в 1980 году, я поступил в наш институт на факультет общетехнических дисциплин и физики. Мы там осваивали гидравлику, теплотехнику, сопротивление материалов, изучали сельхозмашины, автомобили. То есть там готовили не только учителей физики, но и широких специалистов.

– И все равно за годы учебы не передумали? Ведь с получением диплома поле деятельности было широкое…

– Нет, не передумал. Более того, на последних курсах обучения всегда есть практика, которую я проходил в своей родной средней школе № 5. Именно тогда я еще больше укрепился в намерении связать свою жизнь с педагогикой.

– Помните ли вы свой первый рабочий день в школе?

– Помню, была суета. Первое сентября, все снуют туда-сюда, все красивые и нарядные, хорошее настроение. После института по распределению получил направление в Железнодорожный район г. Гомеля в среднюю школу № 49. Встретили меня там очень хорошо, душевно. За мной как за молодым специалистом закрепили двух опытных учителей: одного – по физике, другого – по трудовому обучению. Если у меня были затруднения или возникали вопросы, то они всегда мне помогали, даже если стояли в дверях кабинета одетыми и готовыми уйти домой. Они мне говорили: «Если вопросов много, записывай их, чтобы ни о чем не забыть спросить». Я до сих пор с теплотой вспоминаю те годы, и когда бываю в Гомеле, то всегда нахожу возможность, чтобы зайти в гости.

– Как, на ваш взгляд, нужно преподавать физику, чтобы ребятам было интересно?

– Читать новую тему в учебнике с карандашом в руках. Бывает так, что вроде бы учитель – вот он, перед классом, но мыслями совершенно в другом месте. Объясняет новую тему, а на своих учеников не смотрит, механически пересказывая новый параграф. Исходя из этого, учащийся не понимает новый материал, и ему становится скучно и неинтересно. Поэтому на уроке учитель должен создавать визуальный контакт, чтобы ребята понимали: преподаватель сам заинтересован в усвоении новой темы. Но и ученик в свою очередь должен приложить усилия, чтобы разобраться в изучаемом. Без взаимодействия никак. К тому же наш кабинет оснащен всей необходимой базой для образовательного процесса, что позволяет ребятам с интересом погрузиться в предмет.

– Как вы думаете, должен ли современный учитель разбираться в смежных дисциплинах, а не только знать свой предмет?

– На сегодняшний момент так получается, что по некоторым учебным предметам отсутствует или разорвана межпредметная связь. В учебниках, которые были написаны во времена Советского Союза, все было взаимосвязано: если мы, скажем, на уроке начинаем изучать тему «Векторы», то она уже была освоена по математике, и на конкретных примерах мы рассматривали, как это будет происходить в физике. А сейчас эту тему из математики убрали, а в физике оставили. Естественно, на своих уроках я объясняю этот материал досконально, более глубоко.

Есть задачи качественного плана, то есть они не содержат никаких формул, и учащийся должен очень хорошо знать материал. Когда мы рассматриваем теплопровод-
ность, то знания из биологии способствуют лучшему усвоению материала. Например, я задаю вопрос: «Обращали ли вы внимание, что зимой, когда мороз, голуби и воробьи сидят нахохлившись? Почему?» Без знаний по биологии ответить на вопрос будет затруднительно.

Также тесная межпредметная связь у физики с химией. В комплект оборудования для кабинета физики прилагалась таблица Менделеева, и это неслучайно. Мы к ней обращаемся, когда в 8 классе учим строение атома, и нам нужно знать не только строение нейтральной частицы атома, но и ионы – как раз то, что ребята изучают на уроках химии.

– Когда вы видите, что ученик не понимает материал, хотя на его объяснение было потрачено и время, и усилия, что вы предпринимаете?

– Например, во время лабораторной работы я могу посадить ученика послабее за одну парту с тем, кто посильнее. Со своей стороны материал я преподнес, объяснил и растолковал, но ребята, которые понимают материал, могут объяснить его доступнее и доходчивее. Во время совместной работы «сильный» ученик объясняет последовательность действий и почему нужно делать именно так, а не иначе, чтобы было правильно.

– Придерживаетесь ли вы традиционной учебной программы или стараетесь вносить что-то новое в нее? Используете ли вы на своих уроках инновационные методы обучения?

– Они не то чтобы инновационные. Я просто мотивирую ребят на то, чтобы они самостоятельно добывали информацию. Если им просто преподнести готовое решение или ответ на блюдечке, то в памяти ничего не отложится и тема не будет усвоена. А вот если они самостоятельно найдут решение, тогда толк будет.  Главное – задать направление, чтобы ученик дальше двигался самостоятельно в поисках ответа. Вот только тогда ему будет интересно.

При изучении новой темы я всегда создаю им проблемную ситуацию и предлагаю найти ее решение через «мозговой штурм», я вовлекаю их в беседу. Можно высказывать абсолютно любые предположения, но при этом я настаиваю, чтобы ребята слушали друг друга и не повторялись в своих ответах. Например, при изучении закона Паскаля я задал задачу: из двух винтовок с одинаковым зарядом выстрелили в два яйца. В одном яйце – сквозное отверстие, а второе разбилось вдребезги. Почему? В классе сразу же началось бурное обсуждение.

– Меняется ли роль учителя в XXI веке? Какие новые цели должен ставить перед собой преподаватель, когда он уже не является единственным источником знаний?

– Учитель сегодня это, прежде всего, наставник, который направляет учеников, учит, где и как искать необходимую информацию, помогает в выборе будущей профессии и так далее. Учитель должен подготовить ребенка к взрослой жизни, чтобы переход от школы к университету был плавный. Школьные знания должны быть практичными, адаптированными под современную жизнь. Моя же скромная задача заключается в том, чтобы развивать познавательный интерес для изучения физики и техники в целом. Я делаю упор на как можно большее использование экспериментов и исследований на уроках.

– Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы стать хорошим учителем?

– В первую очередь, любить тех, с кем ты работаешь. Стать для ребят помощником в учебе, не превращаться в надзирателя. Важно также наладить сотрудничество с учениками, под этим я подразумеваю создание доброжелательной обстановки на уроке.

– Физики не лирики. Можно ли о вас так сказать?

– Порой нам приходится вспоминать лирику и использовать какие-то выдержки из произведений, когда мы рассматриваем некие различные явления, окружающие нас. Мы вспоминаем на уроках и басни Крылова, если это необходимо по теме. Вы же помните басню про лебедя, рака и щуку, о тех усилиях, которые, с точки зрения физики, прилагают три тела? Так вот строчка «а воз и ныне там» с точки зрения физики неправильна: воз будет двигаться. Или недавно при изучении тепловых явлений я дал задание, чтобы каждый нашел по несколько четверостиший из произведений поэтов, где упоминалась бы физика, физические явления.

– Любите ли вы читать? Что из литературы предпочитаете?

– Читать люблю, но литература по большей части специальная, по своему направлению. И учащимся рекомендую читать не только художественные книги, но и по моему предмету для расширения кругозора и общего развития. Один из моих учащихся прочитал такой сюжет: из-под купола цирка съезжает велосипедист по спиралевидной линии. Ученик говорит, что так не может быть – теоретически велосипедист должен был разбиться. Чтобы доказать обратное, мы с этим учащимся изготовили прибор, который подтверждал, что тело, спускающееся по спирали, благополучно достигает финиша. В нашем случае был металлический шарик и прозрачная трубка. Если говорить об образовательном процессе, то на своих уроках я стараюсь развивать познавательную активность учеников не только к физике, но еще и к технике. Поэтому есть ребята, по своей инициативе изготавливающие приборы для проведения экспериментов, которые мы потом задействуем на уроках.

– Если не учителем, то кем бы вы стали?

– Когда-то я хотел быть врачом. Однако благодаря учителю физики решение изменил, потому что он смог увлечь меня своим предметом. Теперь же Александр Васильевич является для меня примером того, каким должен быть идеальный учитель. К сожалению, сейчас его уже нет с нами, но его уроки я помню до сих пор и стараюсь достойно представлять профессию педагога.

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: