Из учеников – в учителя. Школьный путь длиною в жизнь педагогов школы №11

Средняя школа № 11 г. Мозыря сегодня лидирует среди остальных учреждений образования города по количеству выпускников, вернувшихся в учебное заведение в качестве педагогов.

Говорят, что главные уроки жизни нам преподают именно наши школьные учителя, которые не только дают знания, но и помогают найти свой путь. Сегодня средняя школа № 11 г. Мозыря, отметившая в 2020 году 40-летний юбилей, может похвастать тем, что вырастила не одно поколение образованных и талантливых учеников, многие из которых так вдохновились своими школьными наставниками, что решили продолжить их дело в родной альма-матер. И вот несколько историй.

Елена Александровна Чернушевич – продолжатель педагогической династии, которой уже более 50 лет.

Причем именно в СШ № 11 начался отсчет трудового стажа ее семьи: мама Елены Александровны работала в школе с открытия, затем учить детей здесь стала сестра, а в 2007 году – и наша собеседница. Елена Чернушевич вспоминает, что еще в школьные годы прониклась особым интересом к профессии благодаря своим учителям: «Надежда Леонидовна Головченко, Нина Ивановна Швед, Тамара Михайловна Лихач… На мой выбор профессии повлияли школьные педагоги, со многими из которых в будущем мы стали коллегами».

По окончании школы в 1996 году Елена Александровна поступила в Мозырский государственный педагогический университет. Вернуться в родные школьные стены получилось не сразу: первое время работала в отделе образования. Но душа рвалась к преподаванию, поэтому наша собеседница сначала стала трудиться в СШ № 11 по совместительству, затем окончательно погрузилась в учительские будни, пополнив состав школьных учителей математики. Сегодня педагог с уверенностью говорит, что когда-то сделанный выбор оказался правильным на 100 %.

Людмила Николаевна Зайцева, учитель белорусского языка и литературы, работает в школе уже 12 лет. Годы учебы в любимой альма-матер наша собеседница вспоминает с улыбкой, ведь в далеком 1991 году, когда маленькая любознательная девочка впервые села за ученическую парту, оказалось, что ее судьба на долгие годы будет связана с СШ № 11.

Сегодня учитель с удовольствием помогает студентам-практикантам влиться в педагогическую деятельность. Но в памяти по-прежнему живы моменты, когда юная школьница с неподдельным интересом смотрела на своих учителей, еще не подозревая, что педагогика – ее стезя: «Я часто вспоминаю свою первую учительницу Зинаиду Васильевну Рутскую, которая вложила в нас не только знания, но и любовь. В старшем блоке тоже были замечательные учителя. Именно благодаря своим педагогам я захотела вернуться в родную школу, где мне дорог каждый уголок». Многие из наставников Людмилы Николаевны и сегодня работают бок о бок со своей ученицей, всегда подставляя плечо в трудную минуту.

Ирина Ивановна Конопляник в нынешнем году отмечает своеобразный юбилей: 30 лет, как она работает в СШ № 11 учителем начальных классов.

Правда, прочувствовать на себе всю прелесть начального звена в родной школе Ирине Ивановне не удалось: учреждение открылось, когда наша собеседница уже окончила три класса. Но поступление сюда в 4 класс стало событием, предопределившим судьбу.

«Школу я окончила в 1986. В этом же году директор Владимир Степанович Туровец взял меня на работу в качестве пионервожатой. Университет я оканчивала в 1991 году и параллельно работала в нашей школе воспитателем в группе продленного дня. Возможно, Владимир Степанович видел в своих учениках потенциал и желание трудиться». Ирина Конопляник вспоминает, что учительница истории очень хотела, чтобы способная ученица пошла по ее стопам, но сердце юной выпускницы университета лежало к маленьким детям, с которыми она работает уже много лет. «В нашей школе есть немало хороших традиций. Одна из них: менять роль ученика на роль учителя. А еще многие мои выпускники водят в родную школу своих детей, так как знают, что качество знаний здесь высокое».

Даниил Андреевич Васильев, учитель английского языка, в отличие от коллег, тоже вернувшихся в родные школьные стены, имеет еще совсем небольшой педагогический багаж.

Но за три года работы успел по-настоящему «втянуться» и полюбить выбранную профессию. Учитель признается, что в школьные годы совсем не думал идти в педагогику. Но тяга к иностранным языкам предопределила выбор жизненного пути: в 2010 году выпускник СШ № 11 поступил в Мозырский педагогический университет на специальность «иностранные языки». Правда, в свою школу вернулся не сразу: вел группы английского языка в детских садах и попутно узнавал, есть ли вакансии в родных школьных стенах. А в 2017 году недавнему студенту улыбнулась удача: в любимой школе появилось место. Даниил Андреевич рассказывает, что перейти на другой уровень общения со своими учителями было непросто, ведь еще несколько лет назад они были его наставниками. Но в коллективе его приняли настолько тепло, что все переживания быстро исчезли. И сегодня педагог с удовольствием старается выйти за рамки стандартного определения учителя, находя все новые и интересные способы подачи материала.

Ирина Николаевна Красуля – учитель белорусского языка и литературы с 23-летним стажем работы, 16 лет из которого она трудится в СШ № 11.

Школу наша собеседница окончила в 1988 году, сразу поступив в педагогический университет. Ирина Николаевна считает, что в жизни каждого человека есть учитель, который оставляет яркий след не только в воспоминаниях, но и в судьбе. «В моей жизни таким человеком стала учительница родного языка Варвара Ивановна Бобруйко. Это педагог от Бога. Благодаря ей я еще в школьные годы поняла, какую профессию выберу». Неудивительно, что так прикипев к учителю из родной школы, после семи лет работы в СШ № 14, Ирина Николаевна по воле судьбы вновь вернулась в свою альма-матер. К слову, эту же школу окончили обе дочери нашей собеседницы. Причем младшая пошла по маминым стопам и сейчас открывает для себя удивительный мир педагогики. Говорят, что самое главное для учителя – видеть свое продолжение в учениках. И на этом поприще Ирина Красуля преуспела: ведь сразу три ее выпускницы так полюбили уроки белорусского языка, что сегодня продолжают дело своего наставника в учреждениях образования района.

Наталья Михайловна Крупа – еще один учитель начальных классов, покоряющий путь своих школьных наставников.

Педагог с улыбкой говорит, что с момента поступления в первый класс в 1983 году с любимой школой расставалась лишь на 6 лет, когда училась в университете и проходила отработку в другом учебном заведении. «В 1999 году в родную школу меня как выпускницу педкласса пригласила Валентина Миновна Прохоренко, работавшая в те годы завучем начального блока. И я с радостью вернулась туда, где прошли мои счастливые школьные годы».

По словам Натальи Михайловны, ей очень повезло с учителями, которые не просто жили своими предметами, а всегда интересовались учениками, поддерживали, помогали и направляли. Зинаида Николаевна Желязко, Наталья Викторовна Масло, Людмила Николаевна Дубанова, Нелли Николаевна Кислицина… Любимых наставников наша собеседница помнит поименно, ведь со многими ей довелось общаться еще и в качестве коллеги. Сегодня, по мнению Натальи Михайловны, в школе также сложился замечательный коллектив, где всегда по-дружески помогут и с радостью поделятся опытом.

Елена Алексеевна Пикуза в школьные годы была из числа тех учеников, которых принято называть активистами.

Учитель начальных классов вспоминает, что всегда с удовольствием участвовала во всех сферах жизни школы, поэтому с педагогами у нее сложились очень теплые доверительные отношения. К слову, именно школьные учителя Елены Алексеевны повлияли на выбор профессии: «Я очень благодарна своей первой учительнице Марии Григорьевне Мартинович, которая стала моим проводником в мир педагогики. Мы до сих пор поддерживаем контакт. Еще одним человеком, предопределившим мою профессиональную судьбу, стала завуч Валентина Миновна Прохоренко, она многому меня научила». Елена Алексеевна рассказывает, что в стенах СШ № 11 провела уже 34 года: сначала в качестве ученика, а затем – педагога. В родную школу нашу собеседницу тянуло всегда. Еще на 5 курсе университета Елена Пикуза вела здесь кружок музыки, затем работала воспитателем группы продленного дня, учителем музыки и, наконец, учителем начальных классов. От своих старших коллег Елена Алексеевна переняла не только опыт, но и умение находить контакт с детьми: учитель настолько растворяется в своих учениках, что и сегодня поддерживает общение с теми, кто уже давно выпустился из стен школы и успел обзавестись своими детьми. Кстати, на стене кабинета нашей собеседницы висят фото всех ее 4 выпусков, которыми она очень дорожит.

О сложившемся коллективе директор школы Евгения Сергеевна Воронович рассказывает с особой гордостью, ведь за долгие годы существования учреждение не раз подтверждало статус одного из лучших в городе:

– У нас очень хороший коллектив, ведь здесь работают трудоспособные высококвалифицированные специалисты. На данный момент в школе 82 % учителей с высшей и 1-й квалификационной категорией, два учителя-методиста. Сейчас ведется активная работа по подготовке 8 педагогов к сдаче квалификационного экзамена на категорию «учитель-методист».

Для любого руководителя лестно, когда у его коллег одна запись в трудовой книжке. У нас же работает много учителей, которые трудятся в школе еще с момента ее открытия. А это значит, что им здесь, действительно, нравится. Стоит отметить, что мы с радостью принимаем в свою дружную семью молодых специалистов. И вдвойне приятней, когда это наши выпускники, в которых педагоги вложили много труда и частичку души, и сегодня они являются продолжателями традиций нашей школы. Старшие коллеги всегда помогают молодежи, становятся проводниками в профессию. А молодые кадры, в свою очередь, вносят в образовательный процесс что-то новое. Надеюсь, что такая тенденция и дальше будет продолжаться.

Александра КИРИНСКАЯ.