Через объектив фотокамеры. Задали 10 вопросов фотографу Сергею Дишуку

Недавно мы писали о том, что мозырянин Сергей ДИШУК завоевал первое место в республиканском фотоконкурсе в номинации «Моя малая родина», покорив тем самым непредвзятое жюри и ценителей фотографии из всех уголков Беларуси.

Поэтому мы решили встретиться с автором ставшего уже легендарным снимка, чтобы расспросить об увлечении, принесшем ему славу, и обсудить все прелести пейзажной фотографии.

Как пришли в фотографию, и с чего все начиналось?

– Началось все в 2008 году с небольшой цифровой «мыльницы». Я даже не могу сказать, почему и как именно это произошло. Просто однажды в магазине я взглянул на фотоаппарат и подумал: «Мне нужна вот эта камера». Дело в том, что мой отец тоже увлекался фотографией – снимал на пленку. Дома сохранились фотоальбомы, негативы, оборудование – фотоувеличитель и электроглянцеватель. Самое удивительное то, что эти предметы до сих пор в рабочем состоянии. Но я с ними не работаю, потому что нет такой необходимости. На мой взгляд, это уже устаревшая технология, будущее – за цифрой.

Купив свою первую камеру, я фотографировал буквально все – что вижу, то пою (смеется). Щелкал кадры, не задумываясь ни над композицией, ни над светом.

Почему именно пейзажная фотография?

– Наверное, потому, что по характеру я интроверт. Поэтому мне больше нравится снимать природу, чем людей. Снимая пейзажи, я получаю удовольствие не столько от того, что мои работы кто-то увидит, сколько от самого процесса. Ведь зачастую съемка проходит в тишине и покое, да и просто созерцание прекрасного дарит наслаждение и умиротворение.

Как выбираете сюжет и объект для съемки?

– Разные ситуации бывают. Если просто пройтись по улице и что-нибудь «половить», то здесь имеет место спонтанность. Иногда на работу я иду пешком, а это 7 километров, чтобы словить неповторимые кадры. А бывает и так, что готовлюсь к съемке основательно: выясняю погоду, в какой точке в определенный час дня будет находиться солнце, изучаю положение объектов. Может показаться, что такая подготовка – наискучнейшее занятие. На самом деле для увлеченных людей этот процесс захватывающий, особенно когда в сюжете улавливается неповторимость. Например, когда-то я сделал несколько кадров кометы Неовайз. Конечно, я такой не единственный, но для меня эти кадры уникальны и дороги.

Насколько успех фото зависит от техники?

– От техники удачный кадр тоже зависит, но в большей степени удачность кадра зависит от знания композиции и умения ее выстраивать в кадре, от так называемой насмотренности и, конечно же, умения оказаться в нужное время в нужном месте (улыбается). А если серьезно, то важно уметь пользоваться тем, что держишь в руках. Для отличных кадров важны, на мой взгляд, и удачные условия, и опыт, и навыки самого фотографа. А чтобы их приобрести, нужно постоянно практиковаться. Учитывая законы построения кадра, свет, время суток, хороший снимок можно сделать и на телефон. Почему нет?

В какое время суток лучше всего снимать пейзажные фотографии?

– Шанс сделать удачные снимки есть в любое время дня. Однако самые привлекательные снимки можно сделать в рассветные и закатные часы, когда небо окрашивается в яркие цвета, а свет наиболее удачен для съемки пейзажа. Этот период принято называть режимным временем. Причем сумерки, когда солнце уже находится за горизонтом, порой даже более ценны, чем сам закат.

В городских условиях при утренней съемке в кадре не будет прохожих. Утром они, как правило, еще спят, поэтому это время дает возможность сфотографировать места, которые днем обычно оживленные, без людей.

А вот поиск и изучение места нужно производить задолго до самой фотосъемки. Если прийти в незнакомое место пусть даже в запланированные режимные часы, то можно не успеть сделать красивые снимки, поскольку некоторая часть времени будет потрачена на поиски удачных ракурсов. Поэтому приходите в выбранное место заранее, ищите подходящие точки съемки и ракурсы, находите интересные объекты, которые вы хотели бы запечатлеть.

Можно ли развить в себе «фотографическую зоркость»? Ведь не всем дано подмечать детали…

– Конечно, можно. Постоянно фотографируя, даже если это просто хобби, можно развить в себе наблюдательность, которая, собственно, и поможет подмечать детали, улавливать неповторимый сюжет, видеть красоту мгновения. Кроме этого, обязательно нужно анализировать свои работы. Хорошим подспорьем послужит и изучение работ других фотографов.
Вообще развить в себе «фотографическую зоркость» под силу любому человеку. Для этого нужно не расставаться с камерой, даже если это просто телефон. Постепенно насмотренность придет, а также понимание того, что ты делаешь. Практика необходима даже в фотографии.

На какую технику снимаете?

– У меня камера Nikon D7100, которой я снимаю с 2014 года. Она еще даже не отработала ресурс затвора, который рассчитан на сто тысяч срабатываний. В последнее время снимаю редко – решил вплотную заняться своей личной жизнью.

Есть ли любимый фотограф, творчеством которого вы вдохновляетесь?

– В инстаграме я подписан на несколько аккаунтов, в которых выкладываются фотографии пейзажей. Можно сказать, ими и вдохновляюсь. Помимо этого, меня вдохновляют работы нашего мозырского фотографа Сергея Шляги, нравится смотреть видеоролики Евгения Тимашова, который ведет свой YouTube-канал «Пейзаж в кадре». Кстати, еще один YouTube-канал «Вставай и снимай» прошлой весной вдохновил меня на проект «Один день – один объектив». Каждую субботу я отправлялся на прогулку, вооружившись камерой и только одним объективом из имеющихся у меня. Каждый раз это было новое место. При съемке использовал различные приемы композиции: ритмы, текстуры, цветовые пятна, трети, линии, изредка игнорируя художественную составляющую. Это был очень интересный для меня опыт.

Расскажите подробнее о моменте съемки той самой фотографии, которая принесла вам первое место в конкурсе.

– Эта фотография была не запланирована. Тогда я отправился за другим сюжетом. Однажды я специально возвращался с работы пешком, в Бибиках заприметил один дом. Думаю: надо когда-нибудь летом прийти сюда и пофотографировать. Наступило лето, в один прекрасный день вышел из дома на рассвете, туман еще был, сделал несколько снимков этого дома с разных ракурсов. С одной стороны был только дом, в небе – луна, с другой стороны – сад, за которым в дымке прятался дом. Завершив запланированную съемку, начал собираться домой – а рассвет-то в самом разгаре! – и шел по дороге с камерой, ловя случайные кадры. И вот так у меня получился этот снимок, совершенно внезапно.

Какие рекомендации вы дадите начинающим фотографам или любителям?

– Не следует пытаться быть оригинальным. Нужно просто осмысленно снимать то, что нравится. Четко представляйте, чем именно вы хотите поделиться, делая тот или иной кадр. Между тем благодаря композиции можно привлечь внимание зрителя к конкретному объекту, в котором заложен смысл фотографии, или сделать снимок интересным и динамичным. Вот несколько приемов.

1. Не стоит забывать о правиле третей, которое подразумевает размещение ключевых объектов снимка не в центре кадра, а на пересечениях линий, делящих снимок на три равные части по вертикали и горизонтали.

2. Ведущие линии – этот прием основан на присутствии на снимках явных линий, ведущих взгляд зрителя из одной точки в другую или к ключевому объекту снимка. В качестве линий могут быть дороги, бордюры, тропинки, провода ЛЭП, ограждения и другие протяженные объекты.

3. Ритмом в фотографии называется закономерное чередование композиционных элементов. Это могут быть линии, цветовые пятна и объекты, имеющие общие признаки.

4. Фрейминг или рамки. Прием подразумевает заключение ключевых объектов композиции в рамки, в качестве которых отлично подходят оконные и дверные проемы, арки.

5. Симметрия может нарушать правило третей. Однако есть случаи, когда уместно размещать объект в кадре по центру.

6. Нечетное количество объектов считается наиболее благоприятным для восприятия. На фотографиях чаще всего помещают 3 объекта. Этот прием можно встретить в живописи.
Достаточно вспомнить картины «Охотники на привале», «Тройка» Василия Григорьевича Перова.

Ольга ЛАСУТА.
Фото Сергея ДИШУКА.