Печальный детектив. Какие были мотивы у парня, нанесшего 8 ножевых ранений спящему на улице человеку, разбирался наш журналист

244

Вынесен приговор по делу об убийстве на ул. Малинина 31 августа 2020 года.

…Камеры наружного наблюдения на домах по улице Солнечной сняли простой сюжет, как в полдень компания из трех парней и девушки, будущие первокурсники, шла по улице Притыцкого в районе медучреждений за бетонным забором в сторону студенческого общежития. Солнечный день, хорошее настроение у всех. Один из парней обратил внимание на лежащего в кустах подвыпившего гражданина, но компания не придала этому особого значения и, не задерживаясь, поспешила дальше. Через некоторое время те же камеры бесстрастно зафиксировали, как около места, где лежал нетрезвый гражданин, появился высокий юноша. Несколько минут он ходил вокруг, словно выбирая время или настраиваясь, пытаясь собраться с духом, после чего в интервале с 12.59 по 13.00 скрылся в кустах… Через некоторое время в милиции раздался звонок, и рыдающий голос признался, что совершено убийство и по какому адресу находится совершивший преступление. Задержание произошло моментально, сопротивление преступник не оказывал.

Молодой парень в трезвом состоянии средь бела дня убивает беспомощного пьяного не самым страшным ножом длиной 75 мм и максимальной шириной 15 мм, нанеся 8 ранений, после чего нож сломался. В результате наступила смерть от обильного внутреннего кровотечения. Недоуменный вопрос: за что? И предположения. Новый Родион Раскольников задался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею?» А еще нередки новости, когда радикальные юные идеалисты занимаются очищением мира, убивая неопрятных несчастных бродяг. Или, может, убийца узнал в покойном давнего обидчика своей семьи и вынес приговор? Суду предстояло разобраться в этой криминальной драме.

Следствие вели…

Первая беседа с правоохранителями состоялась в машине патрульного экипажа, прибывшего на задержание так и не ставшего студентом мозырского педвуза 19-летнего уроженца Столинского района Брестской области.

На видеозаписи видно недоумение милиционеров: «Ты же приехал учиться, зачем убивать? Пьяный валяется, решил убить? Может, человек просто устал, стало плохо, потерял сознание…».

И реплики парня (оставим без комментариев): «Я все прекрасно понимаю, но у меня нет смысла в жизни, не будет никогда девушки. Жалко этого мужчину, жалко родителей, но больше всех мне жалко себя… Надо мной в школе и армии издевались, и здесь тоже издевались бы, я знаю… Надеюсь, меня приговорят к смертной казни, хочу, чтобы меня расстреляли… Я не хотел, чтобы так все получилось…».

По его словам, немного выпил для храбрости спиртного, но в момент освидетельствования в 14.30 был трезв (по науке за час из крови уходит 0,15-0,2 промилле).

В дальнейшем в ходе следствия обвиняемый показал, что он «вышел с желанием убить кого-либо, чтобы его приговорили к смертной казни; пьяного гражданина выбрал в качестве жертвы, потому что он был в беспомощном состоянии…». И красноречивые скриншоты из мобильного телефона с запросами «Как вырубить человека с одного удара», «Сколько дают за убийство в Беларуси»… «Я не хотел…», но если ты выходишь из дома с ножом, то такие вещи трактуются однозначно и не в пользу подзащитного.

Окончательно прояснить ситуацию помогла судебно-медицинская экспертиза, которая установила, что обвиняемый «в период инкриминируемого ему деяния страдал и в настоящее время страдает психическим расстройством в форме смешанного расстройства личности. Не имеются интеллектуальные и психотические расстройства, правильно понимает противоправность и уголовную наказуемость инкриминируемого ему деяния. То есть он может сознавать значение своих действий и руководить ими…

В то же время в субъективно значимой для него ситуации, предъявлявшей повышенные требования к ограниченным ресурсам его психики, когда он в очередной раз испытывал выраженный субъективный дистресс из-за отклонения в когнитивной сфере, своеобразной интерпретации событий, поведения и слов других людей был охвачен идеями собственной неполноценности, тягостными предчувствиями, боясь, что он опять будет предметом насмешек в коллективе студентов, что привело к желанию быть казненным, чтобы прекратились его многолетние душевные страдания…».

Обвиняемый при наличии «нежелания вступать в контакт с людьми при отсутствии уверенности в их позитивном отношении» ждал от мира только плохого, но жена погибшего, признанная потерпевшей стороной, в ходе судебного процесса, сочувствуя душевным страданиям парня, отказалась от исковых требований о возмещении морального ущерба.
Впрочем, не все так просто. Обвиняемый искал беззащитную жертву, которой стал в итоге подвыпивший мозырянин. Но ведь это могли быть и ребенок, а их особенно много в этом микрорайоне, и женщина в любом возрасте… Да и вряд ли было бы легче, если бы пострадал здоровый мужчина, как не может утешать и тот факт, что погиб не ведущий здоровый образ жизни человек.

Поэтому недоуменный вопрос «Средь бела дня убить человека, потому что нет в жизни смысла?!» остается открытым.

Надо подумать…

«А голова – предмет темный, исследованию не подлежит…», – говорил персонаж Леонида Броневого из фильма «Формула любви». Заранее просим извинить нас за наши, вполне возможно, обывательско-дилетантские рассуждения, которые пришли в голову в ходе судебного следствия.

Итак, на скамье подсудимых 19-летний парень. Среднестатистическая внешность, высокий, стройный, подтянутый, атлетичный. Прекрасные характеристики по месту жительства, из школы, армии. «По характеру спокойный, скромный, – отмечают в воинской части. – Оптимист(!) по натуре, бесконфликтный. Дисциплинирован, настойчив, не теряется перед трудностями, разумную инициативу проявляет только там, где это крайне необходимо, не склонен перекладывать на других ответственность, в коллективе с товарищами отношения выстраивает дружеские, доброжелательные, конфликтных ситуаций не допускает. Со старшими тактичен, вежлив, в споры не вступает. Состояние здоровья хорошее. Вынослив, работоспособен, всегда сохраняет присутствие духа, физически развит хорошо, в строевом отношении подтянут, аккуратен».

Полная благополучная семья, заботливый сын, благодарности за помощь в благоустройстве родного агрогородка, благодарственные письма от командования… Разве что школьная характеристика отмечает, что несколько замкнут. Эту же черту отметили недолгие соседи по комнате в общежитии: «Сам в разговоры не вступал, только если обратишься к нему…». В медицинской карте набор болезней, которые принято считать обычными для каждого школьника. Словом, классическое – как гром среди ясного неба.

Но при этом в заключении судебно-медицинской экспертизы читаем: «Выявлены следующие индивидуально-психологические особенности: …склонность к фиксации на теневых сторонах жизни и преувеличению имеющихся проблем, проекция собственных недостатков на окружающих и убежденность в их недоброжелательном отношении, обидчивость, недоверчивость, внешне обвиняющий тип реагирования, легкость возникновения враждебных реакций, приводящая к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой при вероятности отрытого агрессивного поведения. Упрямство, трудность изменения жизненного стереотипа, уход от действительности и реальных проблем во внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями, низкая контактность, трудности адаптации как в больших коллективах, так и в микросоциальной среде…».

Говоря проще, подсудимый постоянно копил в себе исключительно негатив, считал себя никчемным и недостойным жизни. Боялся, что не сможет влиться в новый коллектив, над ним будут издеваться, как в школе и армии (как мы убедились в ходе судебного разбирательства, это сильное преувеличение). В итоге решил свести счеты с жизнью, только вместо суицида – убить самому, чтобы казнили его.

Здесь, признаемся, мы вспомнили свое школьное детство и призадумались. Если без политкорректности, то, например, автор этих строк в школе был толстый – предмет постоянного троллинга одноклассников и малоприятных шуток родителей. Физкультура была пыткой. Очки, как следствие плохого зрения, – тоже повод для получения негатива. В общем, есть от чего взвыть, даже если не имеешь «тонкой душевной организации». Разве что все учились хорошо, поэтому «заучкой» не дразнили, и одевались одинаково в мамины кофты и папины рубашки. (Служба в советской многонациональной армии – это вообще отдельная тема). И наверняка подобные не самые приятные воспоминания имеют тысячи выпускников школ.

Логичен вопрос: как и почему у внешне нормального человека вдруг развиваются такие роковые комплексы? И почему тогда у других людей с негативным подростковым жизненным опытом их нет? Может, есть какие-то способы профилактики, чтобы вовремя остановить?

Наши сомнения разрешил Сергей Викторович Финов, начальник сектора судебно-психиатрических экспертиз Мозырского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь: «Расстройство личности не формируется под воздействием комплексов, это не приобретенная патология, а врожденная, и является следствием множества причин как генетических, так и перинатальных. Невзрачная внешность, плохое зрение, физическая слабость не сформируют расстройство личности. Ведь есть пример тяжелых психопатов с весьма привлекательной внешностью (серийный убийца-маньяк Тэд Банди, российский актер Никита Джигурда и т. д.). В данном случае наличие формирующейся патологии приводит к вторичному формированию комплексов в силу нарушения способности к полноценной социализации. Невозможно никакими профилактическими мерами предотвратить развитие патологии. Как пример – дети с расстройством личности, генетически обусловленным, оставленные родителями в родильном доме, а в последующем воспитывающиеся в очень положительных семьях в окружении любви и заботы. Но достигая пубертатного периода, проявляются в полной красе – курят, пьют, уходят из дома, бродяжничают, воруют. В практике имел не один такой пример…»

На весах Фемиды

Обвинение потребовало для обвиняемого 12 лет лишения свободы.

Суд снял такое отягчающее вину обстоятельство, как состояние алкогольного опьянения, потому что экспертиза не показала наличие алкоголя в крови. Кроме этого, обвиняемый без давления и принуждения совершил явку с повинной и помогал следствию в расследовании преступления. Жена погибшего попросила строго не судить парня, дать ему наказание ниже низшего предела.

Итоговый приговор: 7 лет 6 месяцев лишения свободы в условиях усиленного режима. К подсудимому также будут применены принудительные меры безопасности и лечения в виде принудительного амбулаторного наблюдения и лечения у врача-специалиста в области оказания психиатрической помощи по месту отбывания наказания. (Приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован в установленный срок).

Берегите себя и своих близких.

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: