15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. Вместе по жизни и на войне

231

О Памире, которому характерна долгая суровая зима и короткое лето, а вершины круглый год покрыты снегом, братья-близнецы Сергей и Александр Жолудь знали по страницам школьного учебника географии. Однако же никто не предполагал, что судьба предоставит им возможность не только увидеть неприступный Памир воочию, а и в тяжелейших условиях пройти по его горным перевалам.

В музее на Замковой горе.

«Провтюковские университеты»

Они для Сергея и Александра начались в мае 1960-го, когда вместо одного ожидаемого первенца в семье Николая Денисовича и Галины Алексеевны Жолудь появились сразу два сына. Наряду с трудностями их рождение для родителей стало двойной радостью, так как у обоих отцы погибли на фронтах: на одного пришло сообщение о том, что пропал без вести, а второй погиб, будучи партизаном. Так что прибавление мужчин в семействе стало «компенсацией» больших потерь, а также надеждой на продолжение рода.

В деревне Провтюки Мозырского района по тем временам насчитывалось более 200 дворов, а среди ее жителей было много именитых, талантливых и трудолюбивых людей. Мастером на все руки по части бондарства слыл и Николай Жолудь, перенявший в свое время премудрости этого дела от отца. Большое влияние на формирование характеров парней по мере их подрастания оказывали дядья по обеим линиям, но особенно дядя Сергей, бывший военный, который служил в составе группы советских войск в Германии. На правах старшего брата матери он и дом помогал строить молодым, и мальчишек к военной дисциплине и ответственности приучал…

В школьные годы Сергею с Сашей неплохо давались все предметы, но больше нравились гуманитарные дисциплины. Из практических – физкультура и начальная военная подготовка (НВП). По стрельбе не раз защищали честь школы и района на областных соревнованиях. А разобрать или собрать «мелкашку» или «калаша» вообще было для них парой пустяков. Конечно же, любовь к предмету привил учитель НВП Евгений Кутузов, бывший военный и знающий в этом деле толк. Физические же нагрузки для парней были закономерностью по той причине, что в деревне основная доля работы по заготовке дров и сена, крупному и мелкому ремонту ложилась именно на мужские плечи, а если учесть, что в семье не было дочерей (через 6 лет родился еще один сын), то ребята, пока родители на работе, отвечали еще и за порядок в доме, и за хозяйство, в котором было немало живности.

Сергей и Александр Жолудь в «учебке» г. Тапа.

Ответственность за большие и малые дела была для них прежде всего, а уж только потом – футбол и хоккей (зимой), поиграть в которые было за счастье. Родители трудились в совхозе «Мозырский», а когда в промзоне стал строиться будущий гигант нефтепереработки, то на заводе. Николай Денисович, будучи хорошим плотником, был в числе тех, кто возводил его от первого колышка, а мама тоже потом долгое время работала техничкой. Именно здесь на заводе слесарями в 1977 году начали писать свою трудовую биографию и Сергей с Александром.

На перекрестках судьбы

До призыва в армию братья имели на руках удостоверения трактористов, полученные в школьном УПК. Готовясь к службе, на базе учебного пункта ДОСААФ получили еще и водительские удостоверения. Попали в осенний призыв и, получив повестки, 6 октября 1978 года, как было принято по тем временам, на службу их провожали всей деревней. Старшие односельчане давали наказ: служить достойно, молодые завидовали, так как армия считалась главной школой для настоящих мужчин…

– Мы попали в эстонский город Тапа-1, где была самая сильная «учебка» по подготовке универсальных специалистов по ремонту военной техники, – рассказывает Сергей. –
На занятиях нас, курсантов, обучали разборке и сборке различных узлов и механизмов, сварке и токарному делу, обнаружению и устранению неисправностей. После «учебки» в силу дефицита в нужных специалистах одного хотели направить в Германию, а другого – в Забайкальский военный округ. Потом взяло верх понимание, что близнецов нельзя разлучать, потому что они с самого начала своей жизни, всегда чувствуют друг друга и у них невидимая энергетическая связь. Если разлучить, значит причинить им душевную боль, от чего они будут страдать и могут заболеть. В итоге нас обоих направили в Среднеазиатский военный округ. В поселке Георгиевка Семипалатинской области в это время началось формирование отдельного инженерно-саперного батальона для дальнейшей службы на территории Афганистана. Отправка планировалась на конец января 1980 года…

По сути, военнослужащим, у которых время службы перевалило за половину, можно было и отказаться от такого маневра, но Сергей и Александр Жолудь, как водители-саперы, дали согласие. Началась серьезная подготовка, и в один из январских дней батальон вместе с техникой на железнодорожном составе прибыл в киргизский город Ош. Здесь в течение недели предстояло серьезнейшим образом проверить и подготовить штатную технику, чтобы она была готова вместе с бойцами совершить многокилометровый марш-бросок в сторону Афганистана.

Талант командиров и мужество солдат

В январе 1980 инженерно-саперный батальон под командованием капитана Сергея Шведа выдвинулся на марш…

– В нашей колонне техники шло 4 БТРа, кран «Урал» и два ЗИЛа-131. Мой – впереди, машина брата – замыкающая. Ведь, кроме всего прочего, мы же еще и ремонтники. Если что-то происходило с техникой, ее нужно было срочно «реанимировать». В общей сложности наше подразделение за несколько дней совершило переход через десять высокогорных перевалов Восточного Памира в условиях низкой температуры и снежных бурь, – рассказывает Александр Жолудь. – Иногда было тяжело дышать и страшно смотреть вниз с высоты.

Дорога через Памир.

На перевале Талдык из-за большого количества серпантинов «хвост» колонны временами терялся из виду. Очень трудным оказался переход через перевал Ак-Байтал на высоте 4655 метров. На некоторых перевалах были сильный гололед и плохая видимость – тогда офицеры шли впереди машин с фонариками или флажками, указывая путь механикам-водителям. Временами мы сами выглядывали из кабин, чтобы посмотреть, куда ведет дорога. Многие сослуживцы тогда обморозили лица, руки, ноги…

В общей сложности благодаря мужеству личного состава батальон тогда преодолел более 800 километров в сторону границы Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Перед соединением была поставлена задача – войти в город Файзабад. Марш с тяжелой боевой техникой был похож на беспрецедентный подвиг. Перейдя через Памир и преодолев реку Пяндж, подразделение оказалось на афганской земле.

Памирский тракт в истории афганской войны стал невероятным подвигом советской армии, совершенный благодаря таланту командиров и мужеству советских солдат.

Путь по территории ДРА сопровождался нападениями боевиков, которые пользовались тем, что советские военнослужащие постоянно расчищали завалы, преграждавшие движение колоннам техники. В кишлаке Гульхана на охране путей со стороны Пакистана батальон стоял на протяжении трех месяцев. Здесь братья получили первое боевое крещение. При движении колонны машина одного из товарищей попала на мину, и в результате погиб сапер-армянин. Несмотря на опасность, которая постоянно сопровождала, бойцам приходилось взрывать горную породу, убирать и чистить завалы для других колонн техники.

– На адаптацию к службе на афганской земле потребовалось пару-тройку недель, – вспоминает Сергей Жолудь, – а дальше потекли армейские будни, наполненные волнениями и тревогами. Наряду с тем, что мы смогли приспособиться к поведению противника, пришло и понимание того, насколько бесценным подарком является человеческая жизнь…

«Вы друг друга не бросите»

Такие слова не раз говорил братьям комбат. И, действительно, афганская война, которую они прошли плечом к плечу, стала этому подтверждением. Связь между близнецами, о которой говорят, действительно существует. Она постоянно выручала братьев в армии, а вдали от Родины они всегда старались поддерживать друг друга. Однако к завершению службы обстоятельства сложились так, что им все же пришлось разлучиться на целых два месяца…

Дело в том, что болезнь Боткина прошлась в Афганистане по каждому четвертому. Гепатит не миновал и Александра. А как только болезнь была выявлена, его сразу же отправили в Союз. Лечился в туркменском городе Красноводск. Пока находился в госпитале, вышел приказ Министра обороны об увольнении в запас, так что после выписки он уже отправился в Беларусь.

А Сергею пришлось ждать замену до декабря. И наконец-то этот счастливый день наступил. Удивительно, но факт, что цифра «6» в жизни Сергея оказалась знаковой: 6 октября они с братом призывались на службу, Ми-6 вывозил счастливых 6 «дембелей» 6 декабря в Союз, где их ждали с нетерпением родные и близкие люди. Особенно их ждали матери, как и Галина Алексеевна Жолудь, которая постоянно чувствовала тревогу, но не могла узнать, где же служат ее сыновья. Оба молчали как «партизаны». Обнять маму следом за братом Сергей смог только 11 декабря. Родители ругали, корили и одновременно гордились, что сыновья выросли настоящими мужчинами, способными мужественно преодолевать любые трудности.

Снова в строю. Трудовом

Немного отдохнув и адаптировавшись после службы, братья вернулись к гражданской деятельности: на протяжении 43 лет трудятся водителями в транспортном цехе № 14 открытого акционерного общества «Мозырский НПЗ». Пройдя дорогами афганской войны и памирского тракта, в частности, что закалило их волю и характер, смогли создать крепкие семьи, в которых жены относятся к ним с пониманием, воспитать детей и дождаться внуков. Оба уверены, что главная награда – жизнь, которая позволила добиться многого. Отрадно, что на заводе уже порядка 5 лет трудится сын Сергея Александр, представитель третьего поколения семейной династии Жолудь, которая в целом отдала предприятию порядка 120 лет!

Девиз и правило жизни братьев-близнецов – быть простыми людьми и надежными товарищами. А еще – оставаться настоящими мужчинами, сильной опорой и поддержкой для своих семей, родных и близких людей. И, непременно, держаться вместе. Доказано жизнью, что их сила – в единстве. Вместе можно и горы свернуть, и трудности преодолеть.

Наталья КОНОПЛИЧ,
фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: