Большие и маленькие. Узнали, как творческий полет старших коллег по кисти помогает опериться гению юных мозырян

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет. Эти слова русского педагога и писателя Константина Ушинского в Мозырской детской художественной школе искусств давно стали девизом не только для педагогов, но и для их учеников. Возможно, именно поэтому выпускники школы возвращаются в свою альма-матер, чтобы передать богатый и очень ценный опыт юным дарованиям. Сегодня здесь обучают новое, подающее надежды поколение художников, дизайнеров, живописцев, скульпторов…

О коллегах и учениках директор школы Светлана Ивановна Серкова рассказывает с особым удовольствием, ведь атмосфера в учреждении пропитана их энергетикой легкости, таланта и профессионализма. Поэтому многих сюда тянет на интуитивном уровне: человек всегда ищет место, где его душа расправляет крылья.  О том, как творческий полет старших коллег по кисти помогает опериться гению юных мозырян, мы поговорили с учителями и их протеже.

Не только учить, но и учиться

Таков жизненный ориентир Жанны Михайловны Панцевич, которая трудится в школе уже 22 года. К слову, азам изобразительного искусства наша собеседница обучалась именно здесь, получив хорошую базу советской художественной школы. Жанна Михайловна вспоминает, что рисовать любила с детства, поэтому желание родителей отдать ребенка в руки профессионалов вполне закономерно. О тех далеких ученических временах Жанна Панцевич рассказывает с улыбкой, ведь в памяти до сих пор живо ощущение особого удовольствия, которое девочка-подросток испытывала в стенах школы.

Уже тогда нынешний педагог понимала, что хочет связать свою жизнь с искусством. Поэтому, окончив школу, поступила в Могилевское училище культуры, а затем и в Белорусский государственный университет культуры. После училища, окрыленная желанием творить и учить, на первое рабочее место по распределению Жанна Михайловна попала в Калинковичскую школу искусств, которая тогда только открылась. Там с легкой руки начинающего учителя в творческое плавание вышел один выпуск учеников. А дальше жизненная дорога нашей собеседницы вновь свернула к родной альма-матер, где педагог трудится по сегодняшний момент.

У учителя, работающего с творческими детьми, по мнению Жанны Панцевич, в приоритете должны быть не оценки, а желание ребят посещать занятия: «Я всегда говорю своим ученикам, что наши уроки должны приносить им удовольствие».

Поэтому и оценивать навыки учащихся здесь непросто. Наша собеседница отмечает, что нужно в каждой картине ребенка уметь увидеть красоту. Кстати, уметь видеть прекрасное педагог учит и юных мозырян везде: в старом дереве, изгибе чугунной решетки, плывущих облаках… При этом Жанна Михайловна не боится экспериментов: на уроках показывает видеофильмы о художниках, демонстрирует иллюстрации к произведениям, рассказывает о войне, погружая учеников в историю старого города, его парков, скверов, зданий. Да и атмосфера на занятиях царит легкая и доверительная. Здесь ребята могут поговорить с педагогом обо всем, нет табу и на личные темы. Поэтому со своими учениками Жанну Михайловну связывают не только отношения «учителя-учащегося», но и невидимая эмоциональная составляющая, благодаря которой педагог чувствует детей и может вовремя направить их способности в нужное русло.

Так из-под крыла Жанны Панцевич вышло много талантливых ребят, которые продолжают получать художественное образование. Одна из них – Александра Мозоль.

Саша является лауреатом многочисленных международных, республиканских, областных и городских конкурсов. В 2019 году Александра поступила в Гомельский государственный художественный колледж, где не перестает быть лауреатом конкурсов и всегда с благодарностью вспоминает своего любимого педагога Жанну Михайловну, открывшую для нее дверь в мир искусства.

Сегодня среди учеников педагога есть еще одна девушка, которой наставник пророчит успешное будущее в сфере искусства. Валерия Киринская учится в школе только второй год, но уже успела удивить педагогов своим талантом. Рисует в удовольствие Лера давно, даже успела применить свои способности в студии изобразительного искусства. А когда поняла, что хочет заниматься на более серьезном уровне, поступила в художественную школу.


Здесь, по словам юной художницы, отключаешься от всего и переносишься в пленительный мир творчества, отдыхаешь и вдохновляешься.

Лера как представитель современной молодежи может кое-чему научить и своего педагога. Ведь девушка увлекается тематикой аниме, персонажей которого с профессионализмом художника компьютерной графики переносит в специальный планшет. Ученица Жанны Михайловны застенчиво признается, что нарисовать излюбленных молодыми людьми героев ее часто просят и одноклассники, поэтому рисует Валерия всегда и везде. А ее учитель с улыбкой подмечает, что сама с удовольствием узнает много нового и полезного от таких талантливых учеников.

Каждый ученик уникален

Так считает еще один педагог – Александра Вячеславовна Белковец, которая когда-то сама была в числе лучших выпускников Мозырской художественной школы. Творческий путь Александры Вячеславовны начинался еще в детские годы. «Рисую столько, сколько себя помню, – улыбается наша собеседница. – Однажды даже был такой случай. Пришли мы с родителями в гости, и я нарисовала на салфетке инопланетянина. Среди гостей была женщина-художник, которая сказала, что у меня хорошо развита фантазия и есть художественные задатки». Тогда родители и задумались, что способности дочери необходимо развивать, и отдали ее в руки специалистов.

Всех своих педагогов Александра Белковец вспоминает с благодарностью. Но особый след в жизни нашей собеседницы оставила Оксана Юрьевна Кривуля. Крылья, подаренные любимым педагогом, с легкостью пронесли нашу собеседницу через обучение в Гомельском государственном художественном училище, а затем и Белорусской государственной академии искусств. Однако в родную школу ее жизненный путь свернул не скоро. Будучи студенткой академии, Александра Вячеславовна работала дизайнером интерьеров в Минске. Но невидимая нить привела нынешнего учителя в родные пенаты, где она с удовольствием трудится уже третий год.

Наша собеседница признается, что обучать детей никогда не мечтала. Но, работая сначала один раз в неделю, поняла, что здесь отдыхает душой. Сегодня руководство школы отзывается о педагоге как о новаторе, вносящем в учебный процесс свежие нотки и легко подключающем к работе современные технологии. Сама же Александра Белковец говорит, что работать с творческими детьми ей очень нравится. Они настолько неординарные и интересные, что, как часто шутит педагог, о каждом из них она уже могла бы написать книгу. «Когда я смотрю на наших ребят, на их способности, то понимаю – нас ждет хорошее будущее».

Уникальность учеников, по словам педагога, здесь замечают сразу, стараясь помочь таланту реализоваться не только в стенах школы, но и после выпуска из нее. Кстати, среди учеников Александры Вячеславовны есть ребята, желающие продолжить художественное образование. За таких здесь берутся коллективно, стараясь как можно лучше подготовить их к сдаче непростых экзаменов в художественных училищах.

Одна из подающих надежды учениц – Александра Мазур, мечтающая стать скульптором. Девушка рассказывает, что рисовать начала еще в детском саду. Причем привлекали ее тогда динозавры, на которых маленькая художница хорошенько «набила руку». Чтобы получить классическое художественное образование, Александра поступила в художественную школу, из которой уже совсем скоро выпустится. Причем за дальнейший творческий и профессиональный путь своей ученицы педагоги спокойны, ведь девушка не раз занимала призовые места в конкурсах и точно знает, что ее будущее – это искусство. Кстати, любит Александра не только рисовать, но и создавать скульптуры. Не так давно на конкурсе «Мозырская палитра» работа учащейся школы под названием «Два пчеловода» заняла второе место.

Стоит отметить, что любимые сюжеты с динозаврами по-прежнему не отпускают начинающего художника, ведь их она рисует и в школе. «Это археологи нашли череп динозавра, в котором застряла ветка, – показывает одну из своих работ Саша. – И они размышляют, как она могла туда попасть и не стала ли именно ветка причиной гибели этого древнего обитателя. Этот сюжет основан на реальных событиях, я позаимствовала его из одной научной передачи». Развивая свой талант в разных направлениях, девушка старается двигаться вперед, с удовольствием впитывая новые знания.

Вместо послесловия

Педагоги школы считают, что сфера искусств сегодня очень развита, и потому найти себя можно в любом направлении. Но есть маленькая оговорка: потрудиться для достижения цели придется изрядно. Поэтому здесь аккуратно нащупывают возможности каждого ребенка, бережно формируя его личный гений, который в будущем сможет покорить любые вершины. Кстати, далеко не каждый хороший художник способен стать и хорошим педагогом, а глядя на коллектив художественной школы, можно смело сказать: «Эти люди на своем месте!». Как, впрочем, и их ученики, талантливые и трудолюбивые, о многих из которых мы наверняка еще не раз услышим.

Александра КИРИНСКАЯ. Фото автора.