Меняем Турцию на Нарочь: как отразилась пандемия на туристической отрасли

136

Еще в начале пандемии многие эксперты сходились во мнении, что именно туризм окажется одной из самых пострадавших отраслей, — и не ошиблись. Нокаут был настолько мощным и стремительным, что к нему не смогла подготовиться ни одна страна. Беларусь тоже оказалась в общемировой тенденции. Но! Не было бы счастья, да несчастье помогло. Белорусы стали интересоваться тем, как можно хорошо отдохнуть у себя на родине, а параллельно узнавали много нового и интересного про историю, традиции и культуру своей Синеокой.

О возможностях внутреннего туризма, особенностях работы отрасли в условиях пандемии говорили участники круглого стола, организованного БЕЛТА и газетой «7 дней».

Моментальный «стоп»

— С уверенностью можно сказать: никто не ожидал, что подобное может случиться в XXI веке, — признается директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович. — Отрасль остановилась фактически в один день. Самолеты не летают, границы закрываются. Мы с ужасом смотрели друг на друга и пытались быстро сообразить, как правильно поступить в данной ситуации.

Первым вызовом стала необходимость вернуть белорусов с зарубежных курортов. В середине марта прошлого года на отдыхе находились более 8 тыс. человек. К счастью, совместно с МИД, Минтрансом, нашими туроператорами, общественными объединениями смогли сделать это достаточно быстро. Но за первым вызовом последовал следующий — затяжной, который продолжается и сейчас. Если сформулировать его кратко, то это переориентация на внутренний туризм.

В особенно тяжелой ситуации оказались туристические операторы и агентства, у которых путевки на заграничные курорты были выкуплены на месяцы вперед.

— Мы до сих пор с содроганием вспоминаем те дни 16-17 марта, — описывает хронологию событий председатель Республиканской ассоциации туристических агентств Елена Кудлакова. — Туристы, которые уехали на отдых по путевке (так называемый организованный туризм), оказались в несколько выигрышном положении. Люди без особых проблем вернулись домой, поскольку туроператоры и агенты были заинтересованы в их возвращении. У большинства европейских стран границы закрыты и сейчас, а значит, купленные более года назад путевки в условную Италию или Испанию так и остаются неиспользованными. Когда некоторые государства «приоткрылись», мы искали варианты, как отправить людей на отдых. К счастью, большинство клиентов вошло в положение и не пошло в суды с исками о возврате средств, ожидая, когда ситуация хоть немного улучшится. Это нам очень помогло. Некоторые клиенты до сих пор не забрали деньги и ждут момента, когда можно будет полететь в выбранную страну. В целом это был большой стресс, все насущные вопросы приходилось решать круглосуточно. Однако был и положительный момент: туроператоры и агенты объединились и решали проблему сообща.

Кроме того, специалист обратила внимание на тот момент, что финансовая ответственность в случае форс-мажора полностью лежит на турагенте:

— Мы уже давно боремся за ее разделение и очень заинтересованы вскорейшем принятии закона о туризме. Турагент не должен нести стопроцентное обязательство перед клиентом.

Ирина Воронович добавила, что ситуация с коронавирусом показала незащищенность нашего туриста. В этой связи в новом законе предусматриваются три способа ответственности туроператора перед туристом: банковская гарантия, страхование ответственности туроператора и фонд ответственности туроператоров.

С другой стороны, говорить о полном крахе выездного туризма не стоит. Начиная с середины июня прошлого года некоторые страны разрешили принимать путешественников.

— Естественно, теперь белорусы отправляются на заграничный отдых гораздо реже, — отмечает Ирина Воронович. — Сегодня они чаще выбирают Египет, Турцию, Черногорию. Менее популярны — Тунис и ОАЭ. В целом снижение потока составило до 80%.

Спрос на путешествия по Беларуси есть

Впрочем, в этой своеобразной бочке дегтя нашлась небольшая ложка меда.

— Ситуация складывалась так, что туристическая отрасль вынужденно начала переориентацию с въездного и выездного туризма на внутренний. Практически при полном отсутствии альтернативы уже прошлым летом белорусы стали постепенно ездить по своей стране. И положительная динамика есть. Мы — представители туристической отрасли — сплотились и начали развивать это направление, — дополнила коллегу Ирина Воронович.

Впрочем, и внутренний туризм претерпел ряд трансформаций. Те же агроусадьбы, которые в последние годы стали белорусским брендом, сполна ощутили на себе последствия прихода в страну коварного вируса.

— Отдых в агроусадьбах оказался для людей своеобразной отдушиной. Многие использовали его для самоизоляции. В сравнении с другими мы оказались в наименее уязвимом положении, — отметила Валерия Клицунова.

Несмотря на форс-мажорные обстоятельства, путешествия по Беларуси получили сильный стимул к развитию.

— Нельзя сказать, что все остановилось, — подчеркивает директор Национального агентства по туризму Павел Сапотько. — И до, и после наступления ковида разрабатывались новые туристические программы. Ежегодно порядка 15.

В прошлом году появились отличные маршруты по Орше, Ганцевичам, Барановичам. И люди ездят. Потребность в познании и открытии Беларуси у соотечественников есть.

Тем не менее существует немало проблемных вопросов. Белорусы мало знают о своей стране, о разнообразии отдыха.

— Могу привести собственный пример, — продолжает мысль Елена Кудлакова. — Я только в прошлом году узнала, какие в наших санаториях замечательные спа-центры. По сути, это даже не здравница, а вполне себе достойный отель с хорошим набором допуслуг. И при этом я работник туристической отрасли. Отдых так понравился, что осенью вернулась еще раз. Для туристических агентов и операторов необходим рекламный тур, с целью включения его в туристические маршруты и продвижения на внутреннем рынке.

С коллегой соглашается Павел Сапотько:

— Требуется применить весь инструментарий, агрессивно заниматься пиаром. В нашей стране есть множество отличных достопримечательностей, про которые люди знают совсем немного. И мы будем активно это прорабатывать.

Шанс, который нужно использовать

В целом, по мнению экспертов, пандемия дала нашей стране определенный карт-бланш для развития рынка внутреннего туризма. Параллельно переориентация на отечественный отдых обострила ряд вопросов перед туристическими организациями.

— Задач в этом направлении очень много, — поясняет Ирина Воронович. — Сейчас у нас нет так называемых проводников: людей, отвечающих за туризм в регионах. В данном направлении проводим работу, расширяя штатную структуру в Нацагенстве.

Что касается продвижения и рекламы, каждому региону страны нужно поработать над своей узнаваемостью. Создав полноценный продукт, потенциальный путешественник сможет посетить не только разрекламированные объекты, но и ближе познакомиться с другими достопримечательностями.

— Большая работа предстоит с инфраструктурой. По госпрограмме «Беларусь гостеприимная» запланировано строительство и модернизация 73 объектов — начиная от дорог и закачивая гостиницами. Не забываем про новые турмаршруты, которые нужно презентовать так, чтобы человек захотел поехать.

Говоря об экскурсоводах и гидах-переводчиках, Ирина Воронович отметила:

— Эта проблема характерна для регионов. К сожалению, не во всех регионах имеется достаточное количество аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков. Именно на них лежит ответственность презентации своего региона во время экскурсий.

Конечно, на решение этих задач уйдет немало времени.

— Не месяц и не два. Мы должны видеть проблемы и планомерно их решать. Тем более вся туротрасль заинтересована в притоке новых путешественников.

Елена Кудлакова отметила: к переформатированию работы на внутренний рынок готовы многие туроператоры и агентства:

— Мы согласны продавать готовый и, самое важное, качественный продукт. Однако его формирование — не наша прерогатива. К сожалению, мы не всегда знаем, какие существуют продукты. Можно говорить, что Беларусь выпала из этого сегмента. Зайдя в соцсети, вы легко найдете рекламу про туризм в условном Египте или Турции, а про нашу страну практически не встретите.

По мнению Филиппа Гулого, на выстраивание структуры внутреннего туризма уйдет минимум полтора года:

— Это если сделать все с умом. Рано или поздно наступит момент, когда потребитель сможет через приложение в смартфоне забронировать санаторий, выбрать байдарку для сплава. Пока что всего этого нет. И те организации, которые в прошлом году столкнулись с массовым внутренним туристом, не всегда дотягивают по культуре обслуживания. Хотя те же агроусадьбы очень продвинулись: прошли массу тренингов, смогли разнообразить линейку, научились работать с клиентом. Сейчас, можно сказать, мы находимся в хаотичном поле. Но трансформация пройдет. Это вопрос только времени.

Александр НОВОХРОСТ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: