По маленькой Швейцарии на ретротрамвае

В 1988 году новенькие трамвайные вагоны доставили первых пассажиров в промышленную зону города над Припятью. Самый экологичный вид транспорта есть всего в четырех городах Беларуси. Прокатиться на городском поезде можно в Витебске, Минске, Ново­полоцке и Мозыре.

Однако именно мозырскую трамвайную систему называют уникальной, пишет корреспондент © Правда Гомель.

Линия железнодорожного полотна длиной 21 километр, которую открыли более 30 лет назад, соединяет город с Мозырским нефтеперерабатывающим заводом.

Весь подвижной состав состоит из раритетных уже трамваев КТМ-5, они в большинстве своем работают по системе «многих единиц». Это значит, что одиночных вагонов здесь практически нет. Подобный пример чуть ли не единственный на постсоветском пространстве.

Несмотря на то что трамвай ведомственный и находится на балансе нефтяного гиганта, его услугами пользуются не только работники промзоны, но и горожане, дачники, жители деревень, расположенных по маршруту. Всего – более двух миллионов пассажиров в год.

А еще по мозырскому трамваю сверяют часы. В самое пиковое время пересменки вагоны идут один за другим с интервалом в три минуты.

«Львенок» на смену суровому КТМ-5

Главный инженер трамвайного управления Игорь Шенец благодарит коллег за преданность своему делу

Сейчас в собственности Мозырского НПЗ 47 пассажирских трамваев и 7 спецвагонов. Главный инженер трамвайного управления Игорь Шенец подчеркивает: техника, несмотря на довольно почтенный возраст, в отличном состоянии. Все благодаря работникам управления – настоящим фанатам своего дела. За более чем три десятилетия не было ни одного срыва доставки работников на завод. Именно бесперебойность движения здесь называют основным показателем успешной работы.


По мозырскому трамваю сверяют часы. В самое пиковое время пересменки вагоны идут один за другим с интервалом в три минуты.


Игорь Васильевич рассказывает:

– Ни один наш трамвай не уступит новым вагонам по надежности в эксплуатации. Мелкие неисправности быстро устраняем, серьезных поломок практически нет. Между тем столкнулись с проблемой поиска зап­частей, многие из которых уже не выпускают. Где-то забираем со складов остатки, другие адаптируем для наших потребностей. Кроме того, изменились и требования к комфорту перевозок пассажиров. Например, сейчас предпочтительно наличие полноценной системы климат-контро­ля. И не только в кабине водителя, но также в салоне. В том числе и поэтому присматриваемся к новой технике. С этой целью объездили много профильных предприятий. Заинтересовал одиночный вагончик «Львенок» российской производственной компании «Транспортные системы».

Тандем опыта и молодости

Опытный и уважаемый работник Василий Савицкий знает толк в технических премудростях

Вполне вероятно, что новичок в скором времени появится в трамвайном депо. Однако пока все внимание работников сосредоточено на обслуживании проверенной временем техники. Бригадир слесарей-электриков по ремонту электрооборудования трамваев Василий Савицкий бережно показывает панели управления – «мозги» вагона. Механизмы расположены в одном из помещений главного производственного корпуса. Так молодым мастерам проще разобраться в технических премудростях.

Василия Михайловича на предприятии знает каждый. У него обучались многие представители управленческого звена трамвайного депо. И несколько десятков рабочих кадров.

– Молодежь сегодня толковая, но многое в их работе зависит от терпения более опытных коллег. Важно доходчиво объяснить все нюансы, в случае необходимости подсказать и посоветовать, – рассказывает бригадир.

К слову, штат заводского подраз­деления полностью укомплектован. Сегодня здесь готовы принять только специалистов по обслуживанию электронного оборудования. Начинка современных трамваев электронная, да и старые вагоны постепенно переводят с генераторов на бортовые преобразователи. Тенденции времени требуют узкопрофильных профессионалов-электронщиков.

Королевы трамвайного депо

Тамара Сузько управляет мозырским трамваем более 30 лет

Среди водителей трамваев также нет дефицита кадров. Многие сюда приходят один раз и на всю жизнь. Как, например, Тамара Сузько, которая управляет мозырским трамваем более 30 лет. Работники завода рассказывают, что в ее смену прокатиться в вагончике одно удовольствие. За всю дорогу ни разу не тряхнет. Водит большую машину размеренно, аккуратно, со знанием дела. И с удовольствием.

– Если честно, уже многое делаю машинально – за столько-то лет! Но на дороге все также предельно внимательна, ведь именно водитель в ответе за жизнь и здоровье пассажиров. В кабине трамвая ничуть не скучаю, всегда интересно начинать новый рабочий день, – отмечает Тамара.


Первый белорусский трамвай был введен в эксплуатацию в Витебске на год раньше, чем в Москве, и на девять лет раньше, чем в Санкт-Петербурге.


Коллегу поддерживает и Вероника Железнова:

– Только кажется, что наша работа однотипная, а потому скучная. Это совсем не так! 21 километр мы преодолеваем со средней скоростью 55 километров в час. (Особенность пути, большая часть которого находится за городом, дает возможность разгонять трамвай до 60 км/ч, в других городах максимум до 22–24 км – прим. автора.) Путь один и тот же, но ситуации происходят разные. Например, какой-нибудь лесной зверь на рельсы выскочит. Нужно на ходу принимать решение. Это волнительно и очень ответственно.

На хорошем счету в коллективе мойщица-уборщица подвижного состава Екатерина Батуревич.

Об удобстве и безопасности пассажиров заботится также и Екатерина Батуревич. На протяжении 10 лет хрупкая девушка работает мойщицей-уборщицей подвижного состава. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой возросли и требования к уборке трамваев. Теперь вагоны обрабатывают дезинфицирующими средствами несколько раз в день и даже в ночные часы. Для этой цели купили специальный аппарат. Работа у девушки и ее коллег непростая, но от качества выполнения в какой-то степени зависит и производственное благополучие нефтеперерабатывающего завода. Тщательная обработка вагонов – важный пункт в профилактике коронавирусной инфекции.

Примечательно, что есть планы строительства новых линий в черте Мозыря. Но подобный проект требует огромных инвестиций, а потому пока остается только на бумаге.

Фото Игоря МАЛАЩЕНКО.