Шины в лесу: ищем виновных

Что поделаешь, редкая прогулка на природу проходит без того, чтобы не увидеть мусорную свалку. «Пластик» и бумажные отходы от пикников уже воспринимаешь как неизбежное зло. Экологи бьют тревогу: Беларусь медленно, но верно теряет образ страны, где в природных системах царят чистота и порядок. Несколько лет назад автор этих строк увлекся таким полезным делом, как плоггинг – своеобразный эко-фитнес. Кстати, еще и бесплатный. Смысл его – прогулки с собранием мусора в заранее прихваченный пакет. То есть к ходьбе добавляются еще наклоны и приседания, да и самооценка повышается – реально помог природе и родному краю!

Беспокоит только одна проблема: пластик, стекло, бумагу можно собрать и вынести вручную, но что делать с изобилием автомобильных покрышек? Вряд ли даже у тренированного спортсмена хватит сил и терпения тащить их до мусорных контейнеров два-три километра…

Кто виноват?

Кстати, откуда шины берутся в наших лесах? Поиски ответа на вопрос начали с промышленных и строительных предприятий.

Специалисты по экологии ОАО «Мозырьпромстрой» были с нами честны и откровенны, как люди, которым нечего бояться и скрывать:

«После списания покрышки и другие резиновые отходы отправляются в Гомель, заключен договор с ОАО «Гомельхимторг» на утилизацию, как только накоплен определенный объем для перевозки на площадке временного хранения. Договор ежегодный, сегодня за утилизацию тонны резины мы платим 30 рублей, в 2018 году, например, вывезли примерно 15 тонн. На предприятии идет учет автомобильных шин с момента поступления, и пока они не выслужат свой ресурс, говоря проще, сколько приняли – столько должны и сдать. Так что нашей резины в лесах и оврагах точно нет: если цифры не сойдутся, с нас строго спросят, потому что это показатель качества учетной политики предприятия».

В Гомеле нам навскидку подтвердили, что покрышки к ним привозят, кроме ОАО «Мозырьпромстрой», ОАО «Мозырьхимсервис», райжилкомхоз – точный список нам не предоставили. Почему к ним должны привезти старые шины да еще и заплатить за утилизацию, специалисты ОАО «Гомельхимторг» объяснили просто:

«Разные классы опасности. По макулатуре есть госпрограмма поддержки, по шинам – нет, а мы для их переработки все-таки свою электроэнергию тратим. Есть сеть приемных пунктов, куда можно сдать отходы, специально на головное предприятие ради двух шин ехать не надо».

Всегда рады принять отработанную резину на участке по сортировке ТКО (твердых коммунальных отходов) по адресу 1-й переулок Малинина, 3д. Здесь нам пояснили, что принимают на безвозмездной основе, но только от населения, потому что организациям нужны подтверждающие документы о сдаче-приемке, а своих, перерабатывающих старые шины, мощностей нет.

Глас народа

Продолжая искать ответ, обратились к сообществу владельцев легкового транспорта.

«Нормальным автолюбителям нет смысла тащить отработанную резину в лес, – таков обобщенный ответ. – Потому что есть возможность на станциях техобслуживания поменять колеса и в зависимости от сохранности либо кинуть в багажник на «запаску», либо здесь же на месте оставить. Отработанная резина складируется на площадках и потом вывозится на утилизацию. Колеса в лесах, по нашим наблюдениям, дело рук дальнобойщиков, особенно не из Беларуси. Порой они даже сжигают покрышки на обочинах – не раз виденная картина…»

Вроде все верно, и станции техобслуживания мы посетили, чтобы убедиться в правоте предложенного тезиса. Вот только мы видели покрышки и там, где и близко нет никаких дальнобойщиков, например, лесополоса от моста в сторону Михалок, где регулярно появляется явно не легковая «резина».

«Это дело рук аграриев, – предложили нам версию. – Никогда не видели, например, сложенных колес на мехдворах. «Резину» они меняют сами, сдавать три колеса не поедешь – надо сразу партию, которую надо где-то хранить, а для этого выделять место и не попасть под штраф за неправильное хранение, поэтому проще кинуть в лесу. Да еще и заплатить за утилизацию, потратить топливо…»

Хм… Не поручимся за всех аграриев, но в ОАО «Гомельхимторг» среди своих клиентов назвали КСУП «Совхоз-комбинат «Заря», а у ближайшего к лесополосе КСУП «Козенки-Агро» заключен договор с КЖУП «Мозырский райжилкомхоз» на вывоз и утилизацию резиновых отходов.

Опасная близость к природе

Анализируя состояние лесов и полей в квадрате с вершинами в населенных пунктах Козенки, Сосновый, Творичевка, Матрунки, сталкиваешься с какой-то странной аномалией.

Граждане уже давно привыкли сложить ненужную одежду в пакеты и либо отнести в приемные пункты, либо оставить у мусорных контейнеров – кому надо, заберет. Аналогично и со старой мебелью – что не понадобилось другим, вывозят коммунальники.

Но в этом квадрате, например, в порядке вещей встретить выброшенную одежду и обувь. Готическая версия, что это все, что осталось от иных незадачливых грибников, не подтверждается сводками милиции и МЧС. За последние три года в лесополосе от моста в сторону Ельска обнаружились вполне приличная мебель, партия просроченных йогуртов, гора битого оконного стекла, ламинат  – словом, ничего из того, что нельзя было выбросить рядом с домом. Неужели так кого-то «душила жаба», что эти ненужные вещи заберет кто-то другой? Не лень было загружать машину, ехать по бездорожью, выгружать, потом по бездорожью возвращаться… Надо отдать должное: после публикаций в социальных сетях нашлись неравнодушные люди и вывезли стеклобой и ламинат.

Ну и куда ж без пластика и покрышек… Недавно появились две большие шины, что примечательно, судя по маркировке Bridgestone M729 315/80R22.5 154/150M – для автобусов и грузовых автомобилей. А если учесть, что двумя годами ранее на это место привезли огромное стекло (затрудняемся сказать, где оно использовалось – фото 3), то, похоже, какая-то окрестная конторка решила облюбовать себе местечко в лесу под персональную свалку отходов.

Что делать?

Рискуя развеселить профессионалов сыска своими представлениями о розыске, предположим, что найти виновных будет по силам.

Частных фермерских хозяйств и грузоперевозчиков у нас нет, поэтому можно, как говорится, «пробить по базе» и накладным покупателя шин марки Bridgestone M729 315/80R22.5 154/150M, а также проверить, у всех ли окрестных хозяйств есть договоры на утилизацию резиновых отходов. Ну и кто сколько за последнее время сдал «резины» коммунальникам. В идеале установить камеры видеофиксации – на штрафах стоимость «отобьется» быстро.

…Любим мы, нередко до хрипоты, спорить о национальной идее, порой залезая в какие-то фантастические мировоззренческие дебри. Хотя эта идея в буквальном смысле лежит под ногами и способна объединить людей всех возрастов, политических пристрастий и убеждений. Всего-то надо убирать за собой мусор, помня слова Михаила Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.