Письма пишут разные…

Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с определенными проблемами, которые не в состоянии самостоятельно разрешить. Тогда он обращается в исполнительные и распорядительные органы на территории своей области, района, города, поселка, сельсовета с просьбой о помощи, конечно же, надеясь, что будет услышан и его проблема благополучно разрешится.

О том, какой отклик находят просьбы и прошения мозырян, как они разрешаются, мы беседуем с начальником отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Мозырского райисполкома Марией Викторовной Труханович.

– Мария Викторовна, за 4 месяца 2021 года в райисполком поступило более 400 обращений от граждан и юридических лиц. Это больше, чем в соответствующий период прошлого года?

– Да, но незначительно. Увеличилось количество электронных обращений, их зарегистрировано около 190. Что касается количества устных обращений, то оно осталось примерно на уровне прошлого года – чуть более 70-ти. Число же письменных обращений в текущем году уменьшилось.

– Понятно, что вопросы людей могут быть конструктивными, но бывают, наверное, и жалобы? С какими актуальными проблемами чаще всего обращаются к вам жители района?

– По-прежнему актуальными остаются вопросы жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства. Это вопросы технического состояния многоквартирных жилых домов, квартир, подъездных и подвальных помещений, ремонта кровли жилых домов, наладке уличного освещения, ремонта проезжей части дорог и придомовых территорий и т. д. Однако не все проблемы можно решить в кратчайшие сроки. На это влияет множество факторов, в том числе финансовые возможности региона, которые небезграничны.

Так, например, на сегодня мозыряне в своих обращениях, направляемых в райисполком, часто заостряют внимание на необходимость проведения ремонта придомовых территорий многоквартирных жилых домов (дороги, тротуарные дорожки). Однако пока невозможно быстро выполнить данные работы в связи с тем, что в настоящее время проводятся работы по ямочному ремонту центральных улиц города, в том числе по маршрутам движения общественного транспорта. Данные обращения остаются на контроле в райисполкоме до окончания их рассмотрения и принятия мер реагирования.

Актуальными для жителей нашего района остаются вопросы жилья, социального и пенсионного обеспечения, землепользования, архитектуры и строительства.

Все обращения, поступающие в райисполком, подлежат обязательному рассмотрению, в пределах компетенции принимаются меры реагирования, заявителям даются разъяснения в рамках действующего законодательства.

– Не секрет, что встречаются респонденты, которые очень любят на всех жаловаться. Как работать с такими?

– Такая категория заявителей существует. Данные граждане заявляются неоднократно, не в один государственный орган и зачастую не по одному вопросу. Как правило, в основе данных обращений лежат конфликтные взаимоотношения, которые возникают между соседями или родственниками. Основной причиной, по которой граждане заявляются повторно, является несогласие с решениями, принятыми по итогам рассмотрения их обращений, предъявление своих субъективных требований к результатам рассмотрения их обращений, которые зачастую противоречат действующим нормам законодательства, а также  желание заявителей разрешить свои конфликтные ситуации посредством вмешательства должностных лиц государственных органов. При этом следует отметить, что удельный вес в общем количестве повторных обращений занимают необоснованные вопросы.

Службами райисполкома заявителям даются разъяснения в рамках действующего законодательства как при индивидуальной встрече, так и письменно, в том числе заявителям разъясняется порядок разрешения спорных ситуаций в судебном порядке. Однако они продолжают направлять необоснованные обращения.

– Какой порядок рассмотрения обращений, в каких случаях обращения можно не рассматривать?

– Все обращения подлежат обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. На сегодня  порядка 85 % обращений, которые поступили в райисполком с начала года, рассмотрены, приняты меры реагирования, заявителям даны разъяснения. В райисполкоме остаются на контроле обращения, по которым не подошел установленный срок рассмотрения и по которым продлены сроки рассмотрения по объективным причинам.

– Мария Викторовна, в заключение можете еще раз сделать акцент на том, «что такое хорошо, а что такое плохо?»

– Хорошо, что наши жители помогают власти увидеть «болевые точки», обозначить вопросы, которые требуют помощи в их решении. Руководителям всех уровней на местах хотелось бы пожелать начинать видеть проблему, когда решить ее возможно еще на первоначальном уровне, пока она не разрослась до больших размеров и не стала причиной обращения гражданина, в том числе и в местный исполнительный комитет. Так, если сантехник видит, что сегодня течет труба, то он должен устранить течь сегодня, иначе завтра будет залит весь подвал. Также и уборщице нужно следить за порядком ежедневно, чтобы потом не пришлось «разгребать всем миром». Хотелось бы, чтобы каждый человек, находясь на своем рабочем месте, подходил к своему делу ответственно и серьезно, выполнял его хорошо и на совесть. Тогда для жителей нашего района и причин направления обращений будет гораздо меньше.

Беседовал Александр ЩЕРБАКОВ.

Фото автора.