На все 100: абсолютные результаты лицеистов. Поговорили с каждым из них

Восемь 100-балльных сертификатов по ЦТ получили семь выпускников мозырского лицея

Анастасия Будковская, Анастасия Бельская, Ксения Шут, Ангелина Маслак, Максим Аравин, Денис Шафаренко.

Новые имена

Ксения Шут показала абсолютный результат по биологии и русскому языку. Денис Шафаренко и Ангелина Маслак проявили себя на ЦТ по физике, Анастасия Будковская – по истории Беларуси, Анастасия Бельская и Максим Аравин – по обществоведению, Марина Гром – по русскому языку. К этому достижению девушек и парней привели учителя Екатерина Александровна Шахрай (физика), Алла Николаевна Лис (история и обществоведение), Татьяна Владимировна Тур (биология), Ирина Николаевна Клусович (русский язык и литература).

Марина Гром.

Настя Будковская пришла в лицей из СШ № 6, поступила на переводческий факультет МГЛУ. Ксения стала лицеисткой после СШ № 12, сегодня – будущий медик, студентка БГМУ. Анастасия Бельская поступила в МГОЛ после СШ № 9, ее ждет факультет международного права Гродненского госуниверситета им. Янки Купалы. Ангелина до лицея училась в гимназии в г. Калинковичи, учебу продолжит в ЛЭТИ (г. Санкт-Петербург), факультет электротехники и автоматики. Максим в прошлом ученик СШ № 14, ныне студент Гродненского госуниверситета им. Янки Купалы, юридический факультет. Денис до лицея учился в СШ № 5, его путь лежит в БГУИР. Марина Гром пришла в лицей после СШ № 16, совсем скоро приступит к учебе в БГЭУ, факультет международных экономических отношений (в работе нашего импровизированного круглого стола Марина участвовала дистанционно).

Детство – не время для безделья

Насколько путь к вершине был усыпан розами? Об этом и о многом другом мы беседуем c героями вступительной кампании этого лета.

– Нередко, когда мы рассказываем о талантливых школьниках, следуют комментарии в стиле «несчастные дети с нарушенной психикой, лишенные простых человеческих радостей…» Поэтому первый вопрос: у вас детство было?

Настя, Ксения, Анастасия, Ангелина, Максим, Денис, Марина (рассмеявшись): «Конечно, было, и очень даже замечательное! Высокие баллы получили не потому, что не отрывались от учебников – просто нам нравятся эти предметы и науки. И на любимое дело времени не жалко. И вообще, когда точно выполняешь все указания учителей, то и времени на все хватает. А еще у нас особая атмосфера в лицее: готовясь к ЦТ, не сидели дома, где, казалось бы, все под рукой, а собирались в своих кабинетах – повторяли, учили… И общались друг с другом, от серьезных до веселых тем».

– Кому бы вы еще хотели сказать «спасибо» помимо своих учителей-предметников, которые вам помогли добиться этих результатов?

Настя, Ксения, Максим:  «Мы хотели бы поблагодарить своих одноклассников – у нас была здоровая конкуренция, когда мы друг другу что-то доказывали, спорили… В итоге рождалась истина. Ребята были трудолюбивые, а когда все вокруг работают, то и самому не хочется стоять в стороне. Дружеский климат в учебе и в общении давал необходимые силы, чтобы добиваться успехов во всех науках. Не хотим никого обидеть, но наши классы были для нас лучшими за всю школьную жизнь».

Настя особо выделяет вдохновляющую роль своего классного руководителя Натальи Алексеевны Ареховской.

Анастасия: «Кроме одноклассников, хотела бы поблагодарить родителей, которые меня всегда поддерживали, тонко и умело направляя в нужное русло личного развития, научив никогда не сдаваться».

Ангелина: «Хочу сказать спасибо нашему директору – Инне Алексеевне Лагун, потому что именно она создает эту прекрасную лицейскую атмосферу, организовывает работу всех наших учителей, вдохновляя на самоотверженность и самоотдачу. Очень благодарна лицейскому психологу: Екатерина Александровна Шевандо оказывала реальную помощь во всех сложных жизненных ситуациях, создавала мне необходимый психологический настрой. Про учителя физики Екатерину Александровну Шахрай могу добавить, что она, помимо того, что отличный специалист, очень мудрая женщина, которая очень хорошо разбирается в жизни».

Денис: «Я бы хотел добрым словом вспомнить моего учителя физики из СШ № 5. Именно Владимир Иванович Селезнев привил мне любовь к этой науке».

Марина: «Все учителя лицея создавали эту атмосферу, в которой было приятно учиться, иногда казалось, что хорошие результаты получаются без особого напряжения. Очень благодарна родителям: без их поддержки я бы ни за что не поступила даже в лицей – они поддержали мой выбор, разрешив мои сомнения. И только благодаря моим одноклассникам я стала тем, кем сейчас являюсь и смогла многого добиться».

Поход за знаниями

– Вам хватало знаний, полученных в лицее, или приходилось добирать с репетиторами? Сразу уточним, что не видим в этом ничего плохого, потому что учеба – дело индивидуальное.

Настя, Ксения, Анастасия, Ангелина, Максим, Денис, Марина: «У нас в лицее выстроена система подачи знаний. Не было такого, чтобы лихорадочно что-то наверстывали, потому что плохо отработали тему и к ней надо снова возвращаться. Учителя и занятия умело планировали, и дополнительный материал разумно подавали. Да и время на нас не экономили: когда было что-то непонятно, то занимались до победного конца, пока сами не убедятся, что нам все теперь ясно и просто. Пожалуй, репетиторы только помешали бы».

В качестве реплики в сторону отметим, что Ксении с детства помогала ее бабушка, в прошлом учитель русского языка и литературы СШ № 9 Светлана Петровна Бабына.

Комментирует директор УО «Мозырский государственный областной лицей» Инна Алексеевна Лагун:

Директор лицея
Инна Алексеевна Лагун.

«На родительских собраниях я говорю родителям, что репетитор – не панацея, все зависит от ребенка. Часто это вообще дань моде. Конечно, кому-то помогает, потому что нужен индивидуальный подход, но нередко и мешает, потому что у детей возникает лукавый выбор: можно недоучить в лицее – все равно объяснит репетитор, или недослушать репетитора – в лицее учитель останется после уроков и все разберет. Эти лавирования в итоге приводят к тому, что время уходит, а толка нет».

– Осталось меньше года до нового ЦТ. Может, поделитесь своими секретами подготовки?

Настя: «Особых секретов нет, но мне помогло постоянное повторение материала. Всего, постоянно, по 50 раз каждую тему – только так, по-моему, получится все выучить. Считаю, что в ЦТ есть доля везения: в одном варианте знаешь все, в другом – мало что. Но я решила не играть в эту рулетку, а просто все выучить. Но с вариантом все равно не повезло, но и другие точно решила бы!»

Ксения: «Уверена, что ночью надо спать, а не зубрить темы, формулы, даты. Все учила только в лицее: приходила на час раньше и решала тесты каждый день. В итоге на ЦТ о везении речь не шла – я просто все знала».

Анастасия: «Для меня главное открыть тетрадь – и процесс учебы начался. И тогда можно просидеть несколько часов – время идет увлекательно и незаметно. С вариантом не повезло, правильный ответ в ряде пунктов выбирала как чувствовала. На 100 баллов не рассчитывала, но получился приятный сюрприз!»

Ангелина: «Для меня главное, чтобы моя жизнь не менялась и шла по привычному расписанию – спорт, друзья, знакомства, встречи. Три раза в неделю ходила в тренажерный зал, посреди года купила курс «Профессии в Instagram», по которому занималась. Тогда и не надо особо заставлять себя садиться за учебу – все идет в привычном режиме, как обычно. Ну и, конечно же, выполнять все рекомендации учителей. Не скажу, что на ЦТ повезло, потому что тему или знаешь, или не знаешь вообще. В одной из задач, не углубляясь в расчеты, догадалась, какой ответ правильный. Но на 100 баллов не рассчитывала, пока не сообщили результат».

Максим: «Обществоведение мне давалось очень легко и запоминалось почти моментально. Поэтому больше занимался тем, что повторял структуру теста, чтобы умело применить все знания. Удача на ЦТ важна, но спорные вопросы решались не «методом научного тыка», а логическими ходами».

Денис: «Мне кажется, секрет успеха в том, что получить 100 баллов не должно быть единственной целью при учебе. Нужно стремиться узнать как можно больше о любимом предмете. Поэтому не только готовился к ЦТ, решая тесты, но и старался интересоваться почти всем. Заодно окончил музыкальную школу по классу гитара. И я учил как раз ночью!
Считаю, что физика не тот предмет, где на ЦТ вывозит удача. В себе был уверен, разве что надо быть чуть более внимательным, чем обычно».

Марина: «Если готовиться к урокам и делать домашние задания – это секрет успеха, то рада им поделиться. А еще участвовала во всех олимпиадах по русскому языку. Особых успехов не добивалась, но стрессоустойчивость такие состязания вырабатывают хорошо. Понимаешь свой уровень на данный момент и над чем работать, учишься адекватно воспринимать текущий результат».

Поверь в мечту!

– Если помечтать с точки зрения «Если бы министром образования был я…», то что бы вы привнесли в школьное образование?

Настя: «Вопрос объемный и сразу сказать трудно, но изменения нужны и очень многие. Хорошо, что в школах уже появляются профили, и уже можно конкретно ориентироваться на выбранную профессию».

Ксения: «Меня все устраивает».

Анастасия, Максим: «Больше профилей, на мой взгляд: больше знаний по избранным предметам и меньше по не связанным с твоей будущей профессией».

Ангелина: «Хоть мы и уделяли меньше времени непрофильным предметам, но все равно мне вот непонятно, зачем нам химия два раза в неделю?!» (Интересная мысль от девушки, сдавшей физику на 100 баллов! – Прим. авт.)

Денис: «Единственное, что мне не понравилось: обучение в лицее было направлено только на подготовку к ЦТ. Поэтому уделяли совсем мало внимания интересным темам, которые есть в учебниках».

Марина: «Возможно, я бы ввела больше предметов, на которых надо много размышлять, давать детям повод и пищу для размышлений – чтобы больше разговаривать и общаться.
В основном учитель тему рассказывает – дети сидят и слушают, а мне бы хотелось участвовать в этом процессе, высказывать свои идеи и мысли».

Комментирует директор УО «Мозырский государственный областной лицей» Инна Алексеевна Лагун:

«Детям часто сложно понять, что все школьные знания идут в системе, и все школьные предметы взаимосвязаны, причем не только родственные математика-физика-химия, языки-литература-история. Гуманитарные предметы помогают «технарям» правильно и грамотно оформлять свою речь, доносить свои мысли до аудитории, своих будущих коллег. Как есть математика и программирование и в гуманитарных науках, потому что грамматика, например, легко укладывается в определенные схемы».

– Итак, вы стали студентами. Кем и где вы себя видите по окончании вуза?

Настя: «У меня очень грандиозные планы! Я поступила на переводчика и хотела бы работать в какой-нибудь знаменитой IT-компании где-то в Кремниевой долине».

Ксения: «Хочу стать очень хорошим врачом, чтобы помогать людям, но со специализацией еще не определилась».

Анастасия: «В идеале я мечтаю стать послом. Это даст мне возможность путешествовать в другие страны. Мне кажется, это очень увлекательная профессия».

Ангелина: «Признаюсь, что не хочу сидеть в одном городе, я хочу путешествовать, развиваться. На самом деле, высшее образование я получаю больше для статуса, чем для профессии. Возможно, оно будет не единственным».

Максим: «Надеюсь, в будущем стать высококвалифицированным юристом, которых всегда не хватает, и, скорее, больше работать на себя или во главе какой-нибудь компании».

Денис: «Я хочу стать программистом, заработать денег, а потом поступить на второе высшее, связанное с физикой».

Марина: «Мечта – стать руководителем крупной компании, но понимаю, что путь к этому неблизкий».

Желаем парням и девушкам исполнения желаний и удачи!

Дмитрий КУЛИК. Фото автора.