Что скрывается за хэштегом #тыжпрограммист? Побеседовали с ведущим инженером-программистом ОАО «Мозырский НПЗ» о его профессии, стереотипах и суевериях в ней

341

Специалисты IT-сферы по-прежнему занимают верхние строчки в топ-10 самых востребованных и высокооплачиваемых. Поговорили с одним из них и поняли почему.

Свой профессиональный праздник программисты отмечают в 256-й день года. Это не случайно: 256 – это максимально возможное число элементов любой системы с 8-битным кодированием. Причем 256 = 28, где два символизирует двоичную систему исчисления, а восемь – количество битов в одном байте, самое высокое значение степени числа два, при котором получается число меньше, чем дней в году. Несмежным с этой областью специалистам сложно понять – проще запомнить: в невисокосный год поздравляйте программистов 13 сентября, в високосный – на день раньше. 2021 год – невисокосный, значит, программистов чествуем 13 числа, в понедельник.

На днях побеседовали с Сергеем Николаевичем Ардашевым, ведущим инженером-программистом отдела информационных технологий ОАО «Мозырский НПЗ», о его профессии, стереотипах и суевериях в ней, а заодно поинтересовались, какое айтишное направление может быть наиболее перспективно в ближайшем будущем.

Если вы думаете, что программист = компьютерщик, то заблуждаетесь

– Надо понимать: под общим названием «IT-специалист» – более 50 различных профессий: разработчик интерфейсов, программист баз данных, специалист техподдержки, системный администратор, инженер по автоматизации, менеджер IT-проекта… – можно продолжать долго. Все они – «айтишники», но не все из них – программисты.

Главная задача программиста заключается в создании определенного кода для программы. Такой программой может быть операционная система компьютера, видеоигра, web или мобильное приложение и даже алгоритм работы микроволновки – да чего угодно.

Мы работаем с алгоритмами и принципами разработки. Можем понимать, как компьютер работает и как исполняется код. Но это не значит, что мы умеем чинить железо – это не наша работа. Мы не знаем, какая проблема в Chrome роняет его на вашем компьютере или почему ваш компьютер перегревается. Программисты – это не специалисты по ремонту компьютеров. Мы их программируем, а не чиним.

Год от года просьбы типа «тыжпрограммист, посмотри, что с компьютером» звучат все реже – хвала всеобщей компьютерной грамотности и доступности сервисов по ремонту. Но когда пожилые родственники, соседи и т. д. взывают о помощи, проще молча сделать, чем объяснять, что это не совсем то, чем занимаешься. Мы можем и это. IT, на мой взгляд, следует расценивать как инструментарий, среду, в которой удобно работать. Взгляните: все вокруг придумано инженерами. Да, за начинку несли ответственность айтишники, но задачу ставили инженеры. Подчеркну, профессия звучит так: инженер-программист.

Программирование – это размышление

– Тишина в IT-отделе означает, что идет творческая работа. Именно творческая: придумать концепцию, исправить ее недостатки, решить, как она будет работать… Зачастую это возвращение к своим старым наработкам: сдуваешь с них пыль и адаптируешь. То, что сработало в прошлый раз, может помочь и еще раз. Много времени в программировании уходит на размышления о том, что пользователь может сделать не так. Это сродни стратегии игры в шахматы – на опережение. Есть пользователи, которые обязательно сделают что-то не так, – их мы называем между собой в шутку «лучшими тестировщиками». Защиту от некорректных или необдуманных действий (а в большинстве своем это одно и то же) мы каждый раз продумываем при написании кода.

По большей части мы программируем когда спим, гуляем, смотрим в окно или делаем что-то еще, что позволяет нам расслабиться и думать. Расслабление – один из важных аспектов программирования. Нельзя просто сесть и написать тысячу строк кода и вставить их в программу. Нам необходимо время для размышления. Придумать концепцию, исправить ее недостатки, решить, как она будет работать… Расслабление – единственный способ, которым мы можем пользоваться для исправления проблем.

Есть понятия о дружественном интерфейсе. Когда пользователь сообщает о том, что он легко и быстро получает необходимую информацию, что ему работать удобно, – более приятного комплимента для программиста не найти. Впрочем, можно и без ответной реакции: тишина, отсутствие обращений – самые качественные показатели того, что программа функционирует как надо.

Соглашусь с мнением о том, что иногда проблему лучше отложить до утра, переспать с ней. Зачастую, если не удается решить сложную задачу часами, нужен перерыв. Отвлекаться, переключаться важно. Дурной тон – обновлять программу перед концом рабочего дня. Это всего лишь профессиональное суеверие, но оно работает.

Курсы по программированию? Не слышал. И не советую

– Приобретать знания об информационных технологиях можно и дома с помощью книг, online-курсов. Какой вариант образования лучше, решает каждый сам для себя. Но убежден: для грамотного программирования важна крепкая классическая база инженерного образования. Ваш ребенок видит себя в IT-индустрии? Значит, упор – на математику, физику, английский и, само собой разумеющееся, информатику. В вузе советую не пропускать пары по логике, высшей математике и как можно больше практиковаться. При трудоустройстве ценится не столько диплом, сколько те навыки, которые у будущего сотрудника в багаже. Работодатель даст тестовое задание по программированию и по его результатам примет или не примет соискателя на работу. Пишите. Много и вдумчиво.

Никого не хочу адресно обидеть, но скажу: вузовская подготовка для нужд IT отстает. За пять лет знания устаревают. Нам нужны готовые практики, которых не нужно учить, – некогда. Мое мнение: выход – в создании виртуальных кафедр и виртуальных лабораторий, должно быть некое разумное сочетание и классического подхода к обучению, и виртуального с использованием интернета и других дистанционных технологий. Практики готовы помогать молодежи. Но тут должен быть взаимный интерес: молодежь получает ориентир в развитии, а реальный сектор – уверенность в поступлении новых кадров.

Кому не нужно идти в профессию

– Неусидчивым и не готовым постоянно учиться. Холерикам будет сложно: работа рутинная и чаще всего монотонная. Если вы предполагаете, что коммуницировать и вовсе будет не нужно (только ты и компьютер), лучше искать реализацию в другом ремесле.

Большинство из нас все же – интроверты. А юмор о нашей странности – это больше из жизни, чем народная выдумка. Логика мутировала в машинный код – у тех, кто в профессии не первый год, программирование становится образом мышления. С этим ничего не поделаешь. Есть такой анекдот. Жена отправляет мужа-программиста в магазин: «Купи батон хлеба, если будут яйца – возьми десяток». Муж возвращается из магазина с десятью батонами. «Ты зачем столько хлеба купил?» – «Так ведь яйца были…» А если серьезно, в среде программистов – увлеченные талантливые незаурядные люди, с которыми всегда есть о чем поговорить.

Боязнь чистого листа

– Это из закулисья профессии. Об этом не говорят, но так и есть: начинать новое дело всегда страшно. Это присутствует, как и у всех без исключения представителей творческих профессий. Где-то читал: бесконечный поток мгновенно устаревающих знаний заставляет многих айтишников чувствовать себя вечными студентами или самозванцами. Пожалуй, соглашусь. Возможно, этому есть другое объяснение. Де-юре ты – программист, который работаешь с кодом. А де-факто являешься fullstack* разработчиком (* – полный набор, полностью складывать): и архитектор проекта, и методолог, и программист базы данных, и интерфейса – в одном лице.

Работы хватит всем

– Сегодня отрасль IT находится на пике востребованности. Программирование стало мейнстримным явлением. Позволю сравнение с юристами, экономистами и бухгалтерами в 90-х, но с оговоркой: перепроизводства не будет.

Есть мнение, что рынок может насытиться профессиональными программистами, и их зарплаты упадут, – произойдет то же, что и с товарами, произведенными в Китае. Не считаю, что это так. Всем нашим специалистам работы хватит. И очень хочется верить, что зарплатой их никто не обидит. Наблюдаю, что в ближайшие 5-10 лет особенно актуальными будут web-программирование, программирование приложений для мобильных телефонов, написание игр. На месте начинающих инженеров-программистов обратил бы внимание именно на эти «хлебные» направления.

Что действительно волнует – вымывание кадров из регионов: Минск, Москва поглощают программистов с неимоверной силой. В Мозыре чувствуется кадровый голод. Надеюсь, наниматели впредь смогут находить правильные аргументы для профессионалов. Если не будет конкурентной заработной платы, мы рискуем.

Ольга АРДАШЕВА.
Фото Игоря МАЛАЩЕНКО.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: