Как завоевать потребителя: интервью с маркетологом ТЦ «Бобровский

 «Задача маркетинга в том, чтобы свести к минимуму усилия по продажам, создав готового к покупке потребителя», – говорил теоретик менеджмента ХХ века Питер Друкер. Согласна с этим утверждением и наша героиня Дина Матузко, с которой мы побеседовали накануне Дня маркетолога, отмечаемого 25 октября.

– Профессию маркетолога можно назвать относительно новой. А такое понятие, как digital-маркетинг и вовсе появилось только с развитием интернета. Смею предположить, что в детстве вы не мечтали работать именно по этой профессии.

– О такой профессии я в детстве действительно не знала. В школьные годы, когда появились социальные сети, у меня сразу возник к ним интерес. В 11 классе до конца не понимала, кем хочу стать, но четко осознавала одно: хочу, чтобы моя будущая работа была связана с творчеством и интернетом. Когда пришло время выбирать место, где буду получать высшее образование, очень заинтересовалась специальностью информации и коммуникации в Институте журналистики БГУ. Скажу честно, студентами мы мало вникали в суть этой профессии, скорее, просто постигали азы и впитывали опыт преподавателей. Но сегодня понимаю, что полученные знания мне очень помогают в нынешней работе.

Прежде чем прийти к работе своей мечты, перепробовала несколько профессий. Сразу после университета работала журналистом в газете. Там получила большой опыт в налаживании коммуникаций, который маркетологу просто необходим. Правда, уже во время работы поняла, что журналистика – совсем не мое, поэтому параллельно стала пробовать развивать социальные сети. Мои старания в этой области заметили и предложили стать пиар-менеджером одного из Мозырских фитнес-клубов. Тогда я стала активно изучать SMM (маркетинг в социальных сетях) и потихоньку нарабатывала опыт. Мне потребовалось несколько лет, чтобы приобрести необходимые навыки, достаточные для работы в крупном торговом центре.

– Из каких моментов складывается работа маркетолога торгового центра?

– Важная составляющая работы – это налаживание коммуникаций. Первое, что я сделала, придя на эту должность, обошла все магазины, чтобы лично познакомиться с директорами и маркетологами (в каждом магазине есть свой маркетолог, занимающийся продвижением продукции). Следующий момент – изучение работы торгового центра: целевая аудитория, конкуренты. Кстати, всегда мониторю работу топовых ТЦ, чтобы почерпнуть что-то новое и полезное. Когда все эти моменты изучены, маркетолог прописывает стратегию, составляя годовой, сезонный и месячный планы. Сразу скажу, что работа маркетолога ТЦ и предприятия существенно разнится: отдел маркетинга на производстве, к примеру, может иметь один хорошо работающий сайт для продвижения своей продукции в интернете, в то время как мой главный инструмент продвижения – это соцсети. А вообще, работа делится на две части: онлайн и офлайн.

– В чем заключается работа в интернете? Есть ли у вас свои нововведения, которые хорошо себя зарекомендовали?

– Если говорить о работе онлайн, то первое, на что обращает внимание маркетолог, – это работа сайта. Он должен быть максимально удобен и информативен для посетителей. Поэтому недавно мы обновили свой сайт. Львиная доля работы приходится на развитие социальных сетей, через которые у нас реализуются интересные проекты. Отмечу, что сегодня у маркетологов такой подход: ты должен быть максимально полезен потребителю, только тогда работа будет плодотворной.

Одно из нововведений – проект «Шоппинг со стилистом». Он подразумевает подбор образов из наших магазинов профессиональным стилистом с последующей фото- и видеосъемкой. Только главная фишка проекта в том, что на роль моделей мы приглашаем своих же посетителей: парней, девушек, детей, семьи. То есть люди видят одежду не на идеальных моделях, а на своих же знакомых, друзьях, коллегах, понимая, что запросто могут и себе составить подобные комплекты. Такие проекты получают максимум положительных откликов, повышают естественные охваты в соцсетях, привлекая новых посетителей. А это именно тот результат, на который нацелен любой маркетолог.

Работая в интернет-пространстве не первый год, могу сказать, что люди лучше реагируют на живые фото и видео, нежели на кричащие рекламные плакаты и афиши. Также одна из наших фишек – конкурсы, участники которых могут получить очень хорошие призы. Еще мы разыгрывали профессиональную фотосъемку в одном из магазинов ТЦ. Это и приятный бонус для посетителей, и хороший контент для соцсетей. Подобные проекты не связаны с деятельностью ТЦ напрямую, но очень хорошо работают на его имидж, что тоже очень важно.

– Насколько важна коммуникация с посетителями?

– Это, пожалуй, одно из важнейших направлений в моей работе, ведь общение с посетителями помогает создать выборочный портрет целевой аудитории, расставить приоритеты, взять ориентиры. Чтобы наладить коммуникацию, мы создали несколько офлайн-проектов, которые приносят пользу и потенциальным покупателям магазинов ТЦ, и нам.
Один из проектов, которым очень горжусь, – показ коллекций школьной одежды к 1 Сентября. Его проводили совместно с модельной школой, стилистом, ведущей и фотографом. Проект получился довольно масштабный и произвел вау-эффект на родителей, которые являются нашими постоянными посетителями. Помню, даже был такой момент, когда ко мне подошла девушка, показала фото с этого мероприятия и спросила, в каком из магазинов она может приобрести понравившийся комплект.

Не менее классным получился проект, посвященный Международному дню красоты, когда, участвуя в простых конкурсах, наши прекрасные посетительницы получали в подарок профессиональный макияж, прическу или ценные подарки. Многие даже не знали о конкурсе, пришли в ТЦ за покупками, а ушли довольные с призами. Плюс таких мероприятий в том, что есть отличная возможность пообщаться с посетителями, чтобы знать на кого ориентироваться в работе. Кстати, общение мы выстраиваем и в онлайн-формате: раз в месяц проводим так называемый день подписчика, когда люди могут оставить свое пожелание, на какой товар или магазин они хотят увидеть видеообзор.

– Не раз слышала, что запустить рекламу не значит увеличить продажи. Так ли это?

– Сегодня маркетологу важно понимать, что назойливая реклама только отталкивает людей. Важно не перегружать рекламное поле кричащей информацией, а быть на одной волне с посетителями, знать, чего они хотят. Этого же принципа стоит придерживаться и в ведении социальных сетей. К примеру, когда с работы приходит уставшая мама двоих детей и открывает соцсети, чтобы отвлечься, она не желает видеть рекламные постеры а-ля «Скидки! Все за покупками! Только три дня!». Куда больше ее внимание привлечет фото подруги или коллеги в образах, подобранных стилистом. Тогда вероятность того, что она придет в этот магазин за покупками, намного больше.

– Маркетологу необходимо учитывать столько нюансов. Какими же качествами нужно обладать, чтобы стать успешным в этой сфере?

– Самое главное, как я уже говорила, быть коммуникабельным. Также нужно уметь анализировать. Многие ошибочно считают, что работа digital-маркетолога очень простая и заключается лишь в выкладывании интересных постов. Однако маркетинг – это четко выверенные стратегии, которые должны работать и приносить результат. Еще одно необходимое качество – дисциплинированность. Несмотря на то, что в моей работе есть определенная доля творчества, а творческие люди – натуры непостоянные, важно во всем придерживаться строгого графика. А еще нужно быть своего рода психологом, уметь найти подход к любому человеку.

– Важно ли специалисту по маркетингу развиваться?

– В любой работе нужно держать планку: нарабатывать опыт и впитывать знания. Как сказал Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Заниматься самообразованием нужно всегда, тем более в такой быстро развивающейся сфере. Стараюсь ежедневно читать профессиональные статьи, изучать работу других маркетологов. На данный момент еще прохожу два онлайн-курса: SMM для бизнеса и интернет-маркетинг. Вообще, процесс обучения бесконечный, даже самые крутые маркетологи постоянно чему-то учатся. Нет предела совершенству.

– Какие у вас планы на ближайшее время?

– Пандемия вносит очень большие коррективы в нашу офлайн работу, но я все же надеюсь, что к новогодним праздникам мы сможем реализовать еще несколько крутых проектов.

Александра КИРИНСКАЯ.