«Учу Родину защищать». Интервью с руководителем по военно-патриотическому воспитанию СШ № 14 Михаилом Бердником

957

Согласно инструктивно-методическому письму, для работы по этой специальности необходимо иметь высшее педагогическое образование и опыт службы в вооруженных силах и других силовых структурах. Надо признать, что не все учреждения образования смогли заполнить новые вакансии по причине столь высоких требований к кандидатам. Впрочем, ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря» определенно повезло: Михаил Владимирович Бердник, приступивший к работе в новой должности, идеально соответствует всем условиям и уже заслужил уважительные оценки своей работы. Насколько ожидания соответствуют реальности, какая задача видится главной, первые впечатления – об этом и о многом другом мы беседуем с Михаилом Владимировичем.

– Коренной мозырянин, окончил 10 классов СШ № 3, – рассказывает о себе Михаил Бердник. – Получил профессию слесаря КИПиА в ГПТУ № 228 химиков, до армии поработал на НПЗ. Служил в войсках связи, после минской «учебки» полтора года в Западной группе войск уже в объединенной Германии, где остался на сверхсрочную службу. По возвращении в Мозырь служил по контракту в структурах МВД, заочно окончил мозырский госпедуниверситет (факультет физической культуры и спорта). На базе высшего образования была предложена офицерская должность, впоследствии закончил курсы по подготовке младшего офицерского состава.

В прошлом году проходили учебные сборы: уходил старшим лейтенантом – присвоили звание капитана запаса. Уже тогда шел разговор о том, что в школах появятся такие должности, поэтому как только они появились официально, пришел на эту работу.

В школе я с 10 сентября, времени прошло немного, но думаю, что основными направлениями моей деятельности будут военное дело и физическая подготовка. Работая с подчиненными, личным составом еще на службе, могу сказать, что это те же занятия, разве что дети тогда были постарше (с улыбкой).

– Вы работаете в системе образования только месяц, но уже успели обратить на себя внимание добросовестным отношением к своим обязанностям…

– Наверно, надо признать, что мне повезло больше, чем моим коллегам из других школ, потому что в СШ № 14 действует военно-патриотическая дружина «Сапсан» на базе одного класса. Сегодня эти ребята уже в 6 классе, поэтому наш общий замысел с руководством школы – на основе этой дружины и развернуть военно-патриотическую деятельность. С этими учениками в рамках классного часа мы уже посетили Курган Славы. Надо отметить, что дети еще маленькие, но про боевую технику, выставленную на аллее, рассказывали мне больше, чем я им.

Словом, я пришел не на голое место, где надо все начинать с нуля. В этой школе очень сильный и сплоченный коллектив. Сегодня, например, я работаю с юношами 2006 года, которым предстоит визит в военкомат: все классные руководители не просто идут мне навстречу, но еще и сами интересуются положением дел у своих учеников – есть искренняя заинтересованность педагогов, проблемы коллег здесь не делятся на свои/чужие.

…В качестве реплики в сторону отметим, что патриотическое воспитание в СШ № 14 начинается в буквальном смысле с первых шагов: у входа на территорию школы расположена Аллея ветеранов. Ушли из жизни фронтовики, посадившие эти деревья, но память о них бережно сохраняется.

– Если говорить откровенно, то не секрет, что появление новой должности в школах вызвало в определенных кругах белорусского общества раздражение. Дескать, «придут политруки, которые будут детей пичкать идеологией, промывать мозги…» Поэтому логичен вопрос: в чем вы видите смысл своей работы?

– Повторюсь: я считаю, что это будет военное дело, потому что, во-первых, допризывную подготовку еще никто не отменял, а военное дело всегда идет в тесной связке с физподготовкой. И я уверен, что не в школе начинают учить «любить Родину». Эта любовь начинается со своей семьи, к своему дому, двору, школе, городу… Словом, как в известной песне «С чего начинается Родина?». Поэтому никакого нагнетания, «промывания мозгов» я не вижу.

Также веду факультатив по «Основам безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Некоторые родители, узнав, что вести его будет руководитель по военно-патриотическому воспитанию, начинают пугаться. Но достаточно просто открыть программу занятий: «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Личная безопасность в школе, на улице, с незнакомыми людьми»… – что в этом плохого или страшного?
Кстати, если посмотреть новостную ленту, то все больше случаев, когда дети спасают себя и окружающих в экстремальных ситуациях. И в этом есть заслуга занятий по ОБЖ в том числе.

Такие мероприятия, как «Зарница», «Зарничка», «А ну-ка, парни!», учебный военный сбор с 10-классниками и другое – все это было, только теперь этим будут заниматься не учителя физкультуры, что для них было бы дополнительной нагрузкой, а станет прямой обязанностью руководителя по военно-патриотическому воспитанию. На мой взгляд, все только выигрывают.

Кстати, знание государственной символики: герба, флага, гимна, – а также изучение геральдики, истории в итоге воспитывает чувство уважения к своей стране и народу, что можно только приветствовать.

– Чем будут ваши уроки отличаться от уроков «Начальной военной подготовки» в советской школе? Автоматов для разборки-сборки в школах давно нет…

– Допризывная подготовка проходит на базе центра, созданного в СШ № 8. Программа прежняя: 10–11 классы в течение недели проходят обучение в этом центре. Мы познакомились с руководством центра, и оно не возражает, если мы к ним будем приезжать для своих занятий. В перспективе, возможно, при содействии военкоматов будет налажено взаимодействие с воинскими частями, где есть вся необходимая база для проведения допризывной подготовки.

– В программе занятий есть строевая подготовка? Что конкретно она дает человеку?

– Без преувеличения – всё. Слаженность действий в коллективе, подготовленность для воинской службы, личная дисциплинированность. Другие элементы военного искусства без строевой подготовки не работают. Например, тактическая подготовка: надо построить подчиненных в боевой порядок, а затем уметь перестраивать по мере развития событий. И это наша жизнь в том числе: как перевести безопасно группу детей через дорогу? Только компактно – а это и есть строй.
Строй дисциплинирует: появляется ответственность не только за себя, но и за товарища.

– Личный вопрос: почему вы решили выбрать не самую простую деятельность – работу с детьми?

– Так получилось, что я в основном служил и практически всегда по роду деятельности передавал свои знания и опыт подчиненным. С этой же целью я пришел в СШ № 14.

Дмитрий КУЛИК. Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: