Сквозь века: история и трансформация празднования Нового года

156

Предлагаем вместе с нами проследить историю и трансформацию празднования Нового года

 

В канун самой волшебной ночи в году, нарезая оливье, украшая ёлку и выбирая подарки для родных и близких, мы старательно и безоговорочно верим в чудо. Но, пожалуй, даже не догадываемся, что история одного из самых любимых нами праздников насчитывает уже около 25 веков.

 

Самый древний праздник

Корнями история праздника уходит в Месопотамию, где зародилась традиция отмечать Новый год в день весеннего равноденствия – в это время природа просыпалась от зимнего сна. Праздновали Новый год маскарадами, карнавалами и шествиями в течение 12 дней, начиная с конца марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате и начинались земледельческие работы. Люди веселились и гуляли, так как работать в эти дни запрещалось.
В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния, 22 июня, и посвящался богу виноделия Дионису. Греки вели свое летоисчисление от знаменитых Олимпийских игр.

А вот традиция дарить подарки на Новый год зародилась в Древнем Риме вместе с нововведением Юлия Цезаря: по юлианскому календарю счет начался с 1 января 45 года до нашей эры – в этот день как раз было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Новый год по-славянски

Языческий Новый год славяне праздновали в День зимнего солнцестояния и связывали его с божеством Колядой. Главным символом был огонь костра, который изображал и призывал свет солнца после самой долгой ночи в году.

У предков современных белорусов начало нового года было связано с днем весеннего равноденствия. Особо желанными гостями в каждой семье в это время были «волочёбники». Они обходили все сельские дворы, песней величали и прославляли хозяина, его труд. Величали также и хозяйку как мудрую советчицу и помощницу своего мужа, взрослую дочь, неженатого сына. Хозяева искренне благодарили «волочёбников», дарили им обрядовые подарки – яйца, сыр, колбасы.

Эта традиция уступила свои позиции в Средневековье, когда на смену «волочёбникам» пришли колядовщики. Среди них уже поселились хорошо известная коза, медведь и другие герои. По сей день, чаще в деревнях, можно встретить парней и девушек, которые с двенадцатиконечной звездой –
символом Вифлеемской рождественской звезды – навещают подворья и поют песни.

Обряд святок – праздничных двух недель после наступления Рождества, – имеет еще более древние корни. Считалось, что в эти дни стирается грань между миром живых и миром небесным. Ворожили кто как мог. По погоде предсказывали урожай, а девушки, вооружившись зеркалами и валенками, старались узнать, кто же будет их суженым.

1 января как день празднования Нового года на территории Великого княжества Литовского прописался в 1364 году. С 1493 года по 1700 год в восточной части Беларуси начинался по византийской церковной традиции 1 сентября.

В 1700 году российский император Петр I на законодательном уровне закрепил всем нам известный Новый год.

Символ праздника

Украшать ёлку на Новый год принято во многих странах. Символом праздника может служить не только ель, но и любое хвойное дерево.
Практически все народы почитали именно вечнозеленые растения. Поначалу их наряжали в лесах или возле домов, не срезая. Позже люди начали ставить деревья в своем доме, до сих пор эта традиция сохранилась, однако на смену живым растениям все чаще приходят искусственные.

Ёлку принято украшать шарами, огоньками, фонариками, гирляндами, шишками, сладостями. Многие придерживаются определенной цветовой гаммы, которая соответствует наступающему году.

В Беларуси обычай наряжать ёлку распространился во второй половине XIX–начале XX столетий. Он пришел из Западной Европы, где появился довольно давно. Самый старый документ, в котором упоминается рождественская ёлка, найден в городе Селеста (провинция Эльзас, Франция) и датируется 1521 годом. Сначала ёлку наделяли особой магической силой, поклонялись ей. Украшение новогоднего дерева было своеобразным обрядом жертвоприношения, задабривания. Этим стремились угодить, задобрить дерево, его жизненную силу, которая, как считалось, могла помочь человеку, благополучию семьи.

В более древние времена ёлку украшали со смыслом: яблоками (символ грехопадения) и облатками (символ спасения). Затем появились бумажные цветы, гирлянды, позолоченные орехи, сласти. Стеклянные же игрушки возникли случайно. Поговаривают, что один из годов был крайне неурожайным, поэтому искусные стеклодувы заменили орехи стеклянными украшениями, что произвело настоящий фурор. Стоит заметить, что позволить себе вечнозеленую красавицу могли зачастую только шляхтичи. Среди крестьянства этого обычая не было.

А как же Дед Мороз?

Главного зимнего волшебника мы никак не могли обойти вниманием. Со временем произошли изменения в составе новогодних персонажей. В XX веке в Беларуси, как и в большинстве европейских стран, главным героем новогодних праздников стал Дед Мороз. Его образ складывался столетиями, и каждый народ вносил в него что-то свое. Предками Деда Мороза в одних странах считают гномов, в других – средневековых странствующих жонглеров.

В белорусской мифологии есть персонаж, сильно повлиявший на представление белорусов о том, как выглядит новогодний дед. Это древнее божество Зюзя, который является олицетворением зимней стужи. В народе во время проведения новогодних праздничных обрядов его упоминали вплоть до XIX столетия: «Зюзя на дварэ – куцця на стале». Согласно фольклорным свидетельствам, белорусы представляли себе Зюзю седым толстым дедом низкого роста с косматой бородой, босым, без шапки, с железной булавой. Верили, что большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но время от времени наведывается и в деревни, принося туда сильный мороз. Разозлившись, Зюзя бьет булавой об пень, тогда начинаются трескучие морозы. На Коляды ему оставляли часть кутьи, чтобы не был таким лютым. А чаще всего хозяин кидал за окно первую ложку каши, приговаривая: «Мароз, хадзі куццю есці».

Праздник после Октября

В первые советские годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей ёлки проводили в Большом Кремлевском Дворце. Однако в середине 1920-х годов в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками, приведшая к тому, что официальные новогодние торжества были признаны «буржуазными» и «поповскими пережитками» и вскоре вовсе запрещены.

Но здравый смысл возобладал, и 28 декабря 1935 года в «Правде» была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б), второго секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». На следующий же день было опубликовано постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января 1936 года комсомольцами и пионерами «ёлок» в школах, детских клубах и детских домах.

С миру по традиции

Новый год в разных странах празднуют по-своему, несмотря на то, что это интернациональный праздник. Так, в Японии звучит 108 ударов колокола, вместо 12, а грабли считаются лучшим новогодним аксессуаром, чтобы загребать счастье.

В Болгарии Новый год – время новогодних поцелуев, поэтому в первые минуты выключают свет. Итальянцы же выкидывают старые утюги и стулья.
Особое значение на Эквадоре придают нижнему белью – оно несет любовь и деньги в зависимости от выбранного цвета, а в Панаме счастье приносит громкий шум, поэтому жители включают сирены своих машин, кричат и  свистят.

В Дании принято бить посуду под окнами своих друзей – так датчане желают близким любви и процветания. В Бразилии в новогоднюю ночь принято отгонять злых духов, поэтому бразильцы облачаются в белую одежду.

Испанцы по традиции съедают в полночь 12 виноградин – по одной с каждым боем часов. Они считают, что каждая из них должна принести удачу в каждом месяце наступающего года.

Чилийцы в полночь кладут деньги в обувь и съедают ложку чечевицы, тем самым обеспечивая себе богатство и процветание в Новом году. А в Мьянме, где в Новый год самый жаркий период, по традиции каждый встречный поливает другого холодной водой.

В Панаме в Новый год сжигают чучела известных людей, спортсменов и политиков. Эта необычная новогодняя традиция не является актом протеста против кого-либо конкретно – просто так панамцы прощаются с неприятностями прошедшего года.

А в странах постсоветского пространства была такая традиция – записать на листке бумаги свое желание, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Все эти действия нужно было проделать за то время, пока часы бьют двенадцать.

По материалам открытых интернет-источников
подготовила Ольга ЛАСУТА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: