Самое большое счастье для детей, оставшихся без родительской опеки и воспитывающихся в детском доме, – оказаться в семьях, в которых бы они были желанными и любимыми. Пока еще не посчастливилось обрести новую семью, дети находятся на воспитании в Мозырском детском доме.
Рядом с ними – душевные, талантливые педагоги, сотрудники, которые помогают ребятам справиться с «отголосками» их непростой, а порой невыносимой жизни в биологической семье, стараются окружить их любовью, заботой и теплом. Дружный и сплоченный в единой цели коллектив под руководством опытного руководителя Ирины Ивановны Вишневской сумел создать в детском доме по-настоящему добрую, благоприятную семейную атмосферу.
Воспитатель – самый незаменимый в детском доме человек. Ведь именно на него возложена обязанность растить и воспитывать ребят, организовывать их досуг и быт, наблюдать за всем, что происходит в группе: чистотой и порядком в комнатах, поведением детей, следить за их успеваемостью и свободным времяпрепровождением. Впрочем, это далеко не полный перечень направлений работы специалиста.
«Дети называют мамой…»
– Почему я выбрала эту профессию? – улыбается воспитатель Татьяна Розина. – Большую роль в этом сыграли близкие люди. Я росла в семье педагогов: проверка тетрадей, подготовка к урокам в вечернее время были у нас в порядке вещей. Думаю, что наша семейная династия учителей – это цепочка поколений, связанная общими целями: учить и воспитывать детей, вкладывать в них все самое ценное и дорогое. Передо мной всегда стоит образ моей матери, Ольги Ефимовны, учителя, который всю свою жизнь посвятил профессии, моего самого близкого человека и наставника в жизни…
После школы Татьяна поступила в Оршанское педагогическое училище, которое окончила в 1992 году. Затем по распределению приехала в Мозырь, работала в детском саду. После поступила (заочно) в МГПУ им. И. П. Шамякина на факультет дошкольного образования. Вышла замуж, снова уехала в Оршу, где продолжила трудовую деятельность. Вскоре ушла в декретный отпуск, родила сына, а позже вернулась в Мозырь.
– И только когда в 1999 году совершенно случайно оказалась в Мозырском дошкольном детском доме, интуитивно почувствовала, что именно здесь мое предназначение, – объясняет Татьяна Николаевна. Начинала она работу помощником воспитателя, вскоре была переведена воспитателем.
– Вы помните свою первую встречу с детьми?
– Да, это были очаровательные малыши дошкольного возраста. Немного волновалась, думала: «Получится ли у меня с ними подружиться?». Принесла с собой конфеты… Дети доверились мне, наше знакомство прошло удачно.
– Некоторые ребята, приходя в детский дом, могут вести себя своеобразно, характер у них «не сахар». Нужно ли к таким относиться более строго?
– С детьми не всегда всё гладко и легко. Особенности поведения объясняются чаще всего простым желанием привлечь к себе внимание, быть понятыми. Поэтому самое важное – это доброжелательное отношение, терпение и способность принять ребенка со всеми своими достоинствами и проблемами. Но и определенная дисциплина, конечно же, нужна. С первой минуты дети начинают изучать тебя, «просвечивать насквозь». Воспитателю нужно завоевать любовь детей, заработать авторитет, тогда общаться с ребятами будет намного легче и продуктивнее.
– Зачастую при поступлении в детский дом у детей наблюдается повышенная тревожность, отсутствие доверия, многие не владеют элементарными бытовыми навыками… А как их вылечить от этой потерянности, душевной пустоты?
– Это происходит не сразу, а в процессе кропотливой работы с детьми всего педагогического коллектива – воспитателя, педагога-психолога, педагога социального, медработников, других сотрудников. Вот один из примеров. Большинство ребят не знает, как устраиваются семейные праздники, дни рождения, потому что родители их никогда не поздравляли. В нашем доме мы формируем у ребят представление о семейных традициях. В день рождения каждого ребенка вместе готовим праздничный стол, печем торт, ставим свечи, покупаем фейерверк, организуем веселые развлечения, вручаем подарки имениннику. После этого у детей от счастья появляются слезы на глазах.
Найти свое место под солнцем
– У вас созданы прекрасные условия для того, чтобы ребенок «оттаял», научился полезному и хорошему. Но все-таки главная задача педагогов – способствовать семейному жизнеустройству. Когда это происходит, грустно расставаться?
– Конечно, до слез, – продолжает Татьяна Николаевна. – Но есть понимание, что ни одному ребенку детский дом, даже с самыми лучшими условиями, не заменит семью. Поэтому наряду с грустью присутствует радость. Наша задача в этот период – как можно лучше подготовить ребенка к жизни в замещающей семье.
Вспоминается С. Саша. Он уехал с новыми родителями за границу, мы очень скучали… М. Никита, очень хороший мальчик, передан в приемную семью. Редко, но случается, дети уходят не только в приемные, но и в биологические семьи, как это произошло с И. Вовой, а недавно и с М. Захаром. В уходящем году пятеро детей переданы в приемные семьи, один ребенок был переведен в детский дом семейного типа. Бывает, что наши воспитанники после окончания базовой школы поступают в колледж, лицеи и остаются жить в детском доме до 18-летнего возраста. С выпуском связь с воспитанниками не обрывается. Мы остаемся значимыми людьми в их жизни.
– Раньше в обществе бытовало мнение, что выпускники детских домов оказывались неприспособленными ко взрослой жизни, потому что находились на полном обслуживании и иждивении. Сегодня многое изменилось?
– Да, ведь условия проживания детей сейчас максимально приближены к домашним. Каждый ребенок имеет свое личное пространство. Мы обучаем ребят элементарным социально-бытовым навыкам: учим готовить, поддерживать порядок в комнатах, пользоваться бытовой техникой, стирать, гладить свои вещи, создавать уют, выращивать растения, ухаживать за домашними питомцами. Вместе ходим в магазин, покупаем продукты. У каждого свои обязанности по дому: дежурство, сервировка стола, мытье посуды. А еще ребята имеют возможность пользоваться современными гаджетами, осваивать новые технологии. Так идет социализация детей, подготовка ко взрослой жизни. Они начинают понимать, что всего можно достичь только своим трудом.
– Какое самое ответственное время в вашем рабочем дне?
– Это подготовка уроков. С десятью детьми и стихи нужно выучить, и доклады подготовить, и примеры с задачками решить. Педагогу необходимо быть достаточно компетентным, снова и снова проходить школьную программу, причем в разных классах, с 1 по 9!
Дети имеют право и на личное время. Полезно, содержательно стараемся организовать и его. Это игровая деятельность и занятия по интересам. Как педагог дополнительного образования я веду кружок «Художественное творчество». Моя задача – дать каждому воспитаннику импульс к самосовершенствованию. Занятия в студии – это и возможность поговорить о том, что ребенка волнует, огорчает или делает его счастливым. В откровенных беседах рождается подчас идея новых рисунков. Каждый из них – часть детской души, радости или печали. Ребята – постоянные дипломанты различных выставок. Их работы отличаются удивительным сочетанием материалов, гармонией.
…Перед сном – чтение любимых книг и доверительные беседы: с кем-то нужно посекретничать, кого-то ободрить, приласкать. Вот такая у них семья!
– Но у вас дома ведь своя семья, родная, – интересуемся мы.
– Мои сыновья, Саша и Вова, уже взрослые, и они, к счастью, понимают, в чем особенности моей работы. Идя на выходной, все равно думаю о своих воспитанниках. Они часто звонят мне по телефону, постоянно что-то спрашивают, советуются. Так что есть ощущение, что я счастливая, «многодетная» мама!
Всё не зря!
Талантливый, творческий, активный педагог! Татьяна Николаевна умеет чувствовать детей, принимать и понимать их. Для ребят очень важно быть услышанными, особенно в переходном возрасте, когда к трудностям в учебе прибавляются романтические отношения, страхи о будущем.
Каждый день, открывая двери своего второго дома, она испытывает чувство волнительной радости. Дети встречают с улыбкой, и так хочется их всех обнять! У этих ребят много боли, негативных воспоминаний о прошлом, и они делают ошибки. Но как важно суметь, не осуждая, понять причины их поступков, заглянуть в глубину детской души, вернуть детям доверие к миру.
Часто приезжают к своему любимому воспитателю и выпускники, рассказывают о своих достижениях. Радостными бывают эти встречи! За чашкой чая вспоминаются маленькие проказы, например, как Богдан иногда прогуливал уроки, а Аня подкрашивала ресницы. Выпускники благодарны за все, чему их научили в детском доме, прежде всего – за умение преодолевать в жизни трудности, невзгоды.
Сегодняшним воспитанникам утверждаться во взрослой жизни только предстоит… Найти свое место под солнцем, попасть в хорошую семью, побывать в разных странах, стать мастером своего дела и быть полезным людям. У каждого ребенка – свои планы и мечты. В скором будущем они обязательно осуществятся. А пока нужно довериться своему наставнику-воспитателю, волею судьбы находящемуся рядом вместо родителей.
Александр ЩЕРБАКОВ. Фото автора.