Беларусь намерена в самое короткое время перенаправить потоки своих товаров на новые рынки

Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) совместно с представительством Совета по развитию торговли Гонконга в ЕАЭС, Грузии, Азербайджане, Молдове и Украине при поддержке Министерства иностранных дел Республики Беларусь провели в Минске семинар «Гонконг – ваша корпоративная платформа для выхода на рынки Азии». Его главная цель – рассказать о возможностях Гонконга как центральных ворот для входа не только на континентальный Китай, но и шире – в Азию, пишет SB.BY.

Открывая семинар, заместитель председателя БелТПП Денис Мелешкин обратил внимание на то, что товарооборот Беларуси со странами Азии в прошлом году достиг 11.5 млрд долларов США. Китай (включая Гонконг) занимает третье место в товарообороте, на него приходится почти 6% внешней торговли Беларуси, и эта доля будет расти, потенциал для роста далеко не исчерпан, заявил Денис Мелешкин. Об огромном интересе к возможностям, которые открывает Гонконг, свидетельствует количество белорусских компаний, принявших участие в семинаре – их было около 90.

В конце 2021 года Беларусь приняла решение открыть Генеральное консульство в Гонконге, в консульский округ которого будет также входить Макао. «Данное решение в полной мере отвечает нашим долгосрочным интересам в системном развитии торгового, финансового и инвестиционного взаимодействия со специальными административными единицами КНР», – сказал и.о. Генерального консула Александр Шалимов. Он отметил, что в Беларуси уже успешно работают компании из Гонконга, в том числе такие крупные как China-Merchants Group и Hong Kong CTS Group.

Беларусь, имеющая достаточно успешный опыт отношений с Китаем в самых разных – от политики и экономики до культуры и искусства – сферах, начала открывать для себя Гонконг задолго до пандемии ковид, затормозившей развитие мировой экономики. Несмотря на пандемию и последовавшую за ней рецессию, в двусторонней торговле товарами и услугами между Беларусью и Гонконгом, по словам Александра Шалимова, наблюдается хороший рост: по итогам 2021 года товарооборот достиг 140,5 млн долларов США (рост 175,2% в сравнении с 2020 годом). При этом белорусский экспорт достиг 91,4 млн долларов (темп роста 139,3% по сравнению с 2020 годом). Самый большой рост – в торговле продуктами питания и алкоголем, а самый большой потенциал для роста – в технологической сфере.

«Одним из приоритетных направлений нашего взаимодействия с Гонконгом является инвестиционное сотрудничество. В 2021 году в Беларусь из Гонконга поступило инвестиций на сумму 4,5 млн. долларов США (темп роста 157,5% к 2020 году), из которых 1,6 млн. долларов – прямые инвестиции (темп роста 236,5% к 2020 году), – отметил Александр Шалимов. – Именно в сфере привлечения инвестиций и информационно-коммуникационных технологий мы видим огромный потенциал для дальнейшей кооперации». Шалимов также отметил, что Гонконг «славится высоким уровнем проведения и масштабами организации выставочных мероприятий, где весьма высок шанс найти надежного партнера».

Поиск надежных партнеров для белорусских предприятий сегодня – задача номер один, и в этом им готово оказать помощь представительство Совета по развитию торговли Гонконга в ЕАЭС, Грузии, Азербайджане, Молдове и Украине. Выступая на семинаре, руководитель представительства, исполнительный директор Ассоциации делового сотрудничества «Россия-Гонконг» Леонид Орлов рассказал о возможностях, которые перед белорусскими компаниями открывает рынок Гонконга. «Гонконг – крупнейшая свободная экономика, входит в пятерку самых успешных экономик мира», – сказал он. Гонконг – мировой центр № 1 торговли оффшорным юанем, самый загруженный в мире грузовой терминал, свободный порт, отсюда по 220 направлениям (50 из них в материковом Китае) летают 120 авиакомпаний.

Одно из самых заметных направлений деятельности в Гонконге – выставки и ярмарки. Именно на специализированных выставках Леонид Орлов предложил искать белорусским предприятиям надежных партнеров. Он также отметил новую форму работы, которая уже хорошо себя зарекомендовала – Click2Match, она работает не только в выставочное время. Способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям ведения бизнеса – еще одна характерная черта Гонконга как важного мирового экономического центра.

Немаловажный фактор, который принимают во внимание практически все компании, впервые выходящие на рынок Гонконга, а через него в континентальный Китай и далее в Азию – то, что Гонконг является крупным арбитражным центром и единственной институцией вне материкового Китая, решения которого является обязательными для исполнения на всей территории КНР.

Белорусские участники семинара представляли практически все сферы промышленности – от производства продуктов питания до бытовой техники и большегрузных автомобилей – и услуг.

По результатам исследования «Обзор рынка молока и молочной продукции Республики Беларусь», подготовленном в октябре 2021 года рейтинговым агентством BIK Ratings и инвестиционно-консалтинговой компанией ASER, Беларусь является одним из главных экспортеров молочной продукции в мире. На нее приходится 6% мировой торговли молокопродуктами, она входит в пятерку мировых лидеров по экспорту сгущенного молока, сливочного масла (7.7% мирового экспорта в 2020 году), сухой сыворотки и сыра (12% мирового экспорта). Молочная продукция – одна из важнейших статей белорусского экспорта. Более 80% экспорта молокопродуктов приходится на Россию, но многие производители хотели бы диверсифицировать поставки, и рассматривают Гонконг как возможность выхода на новые рынки.

Представителю компании «Здравушка Милк» Леонид Орлов посоветовал принять участие в выставке Food Expo, которая пройдет в этом году 11-15 августа (11-20 августа в формате Click2Match) – это основной пункт закупки продуктов для поставок в материковый Китай. Есть также выставка Hofex, на которой, как правило, доминируют европейские производители. Выходя на китайский рынок молочной продукции нужно учитывать местные вкусы, отметил Леонид Орлов, и без консультаций со специалистами не обойтись. Вот, например, производители из Литвы пытались выйти на китайский рынок с сырами для промышленного производства – опыт оказался не слишком удачным. Та же история произошла с польскими производителями молочной продукции, но у них неплохо «пошли» мучные изделия, в частности, печенье. Сухое молоко и масло, с которыми «Здравушка Милк» хотела бы выйти на рынок Гонконга и Китая – хорошие, по мнению Леонид Орлова, позиции.