Время поста – время покаяния. На вопросы мозырян отвечает иерей Виталий Лехнович

161

На вопросы читателей отвечает священник кафедрального собора святого Архангела Михаила Мозыря иерей Виталий Лехнович.

Идет Великий пост. Сегодня много говорят о том, что телесный пост, ограничение в еде имеет второстепенное значение, главное – пост духовный. Молитва, покаяние, добрые дела – вот что прежде всего нам нужно. И все-таки на время поста в какой степени нужно себя ограничить здоровому человеку, если, например, без рыбы, подсолнечного масла он не сможет обойтись? И еще: расскажите, пожалуйста, чем отличается пост в миру от монашеского? Инна Александровна.

– Так сложилось, что в наше время многие верующие в том, как питаться в посту, ориентируются на монастырский устав – Типикон. Именно о таком соблюдении поста нам рассказывается в духовных книгах и церковных календарях, потому что иного устава в нашей Церкви не выработали. Этот пост очень строгий и при более близком с ним знакомстве вызывает резонное недоумение: по силам ли это мне? Каждый по своей совести и по своим силам должен выбрать себе меру поста, желательно посоветовавшись со священником. Я советую ориентироваться в Великий пост на его периоды: есть более строгие дни и недели, это первая и Крестопоклонная недели, Страстная седмица (неделя перед Пасхой), а также среды и пятницы, которые и в обычное время являются постными днями. В это время следует поститься строже. В иные дни допустимо послабление, можно употреблять растительное масло и рыбу. Это для тех, кто не готов на особые подвиги, но хочет поститься по силам. Если же силы и здоровье позволяют, то можно попробовать и монастырский устав. Пост должен быть в тех границах, в которых он не вредит здоровью, и как только он начинает подводить здоровье, стоит его ослабить. Важно понимать, что первостепенное значение в соблюдении поста имеет молитва, а не воздержание от какой-то еды, иначе пост превратится просто в диету.

2 Несколько лет назад мой друг привел меня в церковь. И теперь я посещаю все воскресные, праздничные богослужения, стараюсь соблюдать посты. От особого вида еды мне отказаться несложно, а вот курить, сколько ни пытался, бросить не могу. Как быть? Владимир, прихожанин Свято-Никольского храма.

– О грехе курения прямо в Священном Писании не говорится. Табак появился через много веков после написания Библии. Курение – страсть духовная, ведь по природе курить человеку несвойственно. И это пристрастие, дурная привычка, от которой человек мучительно зависим. В Первом Послании Коринфянам сказано: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Увы, курение делает нас зависимыми и обладает нами. Но человек должен бороться со всеми греховными склонностями, тем более если речь идет о здоровье. Может быть, именно время наступившего Великого поста станет для вас реальной возможностью распрощаться с этой дурной привычкой.

Конечно, все понимают, что людям, которые курят на протяжении длительного времени, будет крайне сложно отказаться от сигарет. Если ваша сила воли позволяет, и вы можете в один миг бросить курить, это, конечно, стоит похвалы. Но на такой шаг смогут пойти не все. Для многих больше подойдет постепенный подход к этому нелегкому делу. Главное – желание, которое поможет укрепить искренняя молитва к Господу об избавлении от этой страсти. Хочется закурить – начните молиться, хотя бы «Отче наш» прочтите или даже своими словами. Чаще ходите на исповедь, причащайтесь, чтобы ощущать Господа и очистить свою душу. Так будет легче бороться с грехами. Помощи Божией и сил вам!

3 Отец Виталий, часто я страдаю от осуждения, причем в посту желание осуждать обостряется. Я раздражаюсь по пустякам, могу вступить в конфликт с близкими людьми. Подскажите: как с этим бороться? Вера Павловна, пенсионерка.

– Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему – человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а тот такой-сякой, а этот тоже грешник. В других видится только плохое. И этот человек потерял всё, что только что приобрел! Многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысел о человеке – тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения. Если вы человек верующий, то должны это осознать и всячески отгонять от себя грех осуждения.

Как еще бороться с осуждением? Во-первых, у Иоанна Златоуста есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».

Во-вторых, когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, тут же обращайся к себе самому: а у тебя нет этого недостатка? Или ты за собой ничего не замечаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить! Осуждение – это неправильно настроенное сердце. Настройте его на любовь к Богу и ближним, и любовь поможет справляться с помыслами.

4 Скажите, как быть, если я хожу на исповедь, но не могу искренне каяться. Я просто перечисляю свои грехи священнику или пишу их на листе бумаги. Но легче на душе почти не становится. Что нужно сделать? Денис, студент.

– Надо понимать, что исповедь, которую мы произносим в храме, – это «верхушка» айсберга. Если перечислением грехов всё ограничивается, то можно сказать, что исповеди у вас на самом деле не было. Хотя и в таком случае благодать Божия вопреки нашему неразумию все-таки действует. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. На самом деле наша исповедь совершается в другое время. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм и будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Наедине с собой и с Господом. Думаем, анализируем, вспоминаем те вещи, которые тревожат душу и о чем говорит наша совесть. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех – это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. И только после приходит исцеление и очищение души.

5 Моя соседка посещает храм, но никогда не готовится к Святому Причащению. Когда я поинтересовалась почему, она мне объяснила, что брезгует и боится заразиться, ведь «ложка одна, а людей много». Как ее в этом мнении разубедить? Мария, прихожанка Свято-Михайловского собора.

– Приведу пример из личного опыта, вернее, опыта любого священника. Когда совершается Причащение на Литургии, то той же самой единственной лжицей (так называется особая ложечка, которой причащают прихожан) после всех участвовавших в Таинстве людей самым последним священнослужитель сам употребляет все оставшиеся Дары из чаши. Потом он должен вымыть чашу и даже эту воду вылить нельзя – необходимо выпить ее. Мне доводилось причащать людей с разными заболеваниями, в том числе и ВИЧ-инфицированных. Но за более чем двадцать лет, в течение которых я являюсь священником, ничем после этого не заболел. Причем причащаемся мы гораздо чаще даже самых воцерковленных мирян.

Во все времена эпидемии и болезни считались карой Божьей. А защитой от них всегда была молитва и Таинства. Напоследок хотелось бы заметить, что очень голодный человек не побрезгует и может съесть что угодно и даже после кого-то доесть кусок, чтобы не умереть. Мы также должны осознать, что если мы не будем причащаться Тела и Крови Христовой, то наша душа может духовно умереть! Поэтому не стоит брезговать необходимой пищей для нашей души – Таинством Причащения.

Подготовил Александр ЩЕРБАКОВ. Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: