11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Фашистские концлагеря – трагические страницы в биографии тысяч малолетних белорусов. Жизнерадостные, целеустремленные, готовые прийти на помощь товарищу и усердно трудиться – именно такими знают мозырян, которые прошли испытания в концентрационных лагерях. Но в душе у них по-прежнему незаживающая рана и боль, а еще вечная память о тех, кого унесла война.
Семейную пару Ольги и Николая Филипчик связывают не только семейные узы: в совсем нежном возрасте (Ольге было 4 года, Николаю – 1 год) они стали узниками концлагеря «Озаричи».
«В 1944 году немцы сгоняли жителей всех окрестных деревень Калинковичского района в Озаричи. Люди тогда не понимали, что происходит, – рассказывает Ольга Миновна. – В концлагерь я попала с мамой, сестрой и тремя братьями, младшему из которых шел первый год. Хоть и была совсем маленькая, один момент врезался в память на всю жизнь: было очень холодно, вокруг снег, и я прижимаюсь к маме, которая держит братика, чтобы хоть как-то согреться…»
Ольга Филипчик вспоминает, что даже после освобождения люди боялись возвращаться в родную деревню Тидов, поэтому долгое время прятались в лесах.
«Там у меня начался сильный кашель. Позже мама рассказывала, что это был коклюш. Помню, как солдаты давали мне сахар, и становилось немного легче. Я выкарабкалась, а вот младший братик, который заболел скарлатиной, умер», – с грустью говорит наша собеседница, стараясь переключиться на приятные воспоминания о юности.
В памяти у Николая Ивановича картинок из детсва сохранилось еще меньше. Да и о них бывший узник уже не в силах рассказать: седьмой год, как болезнь лишила его возможности самостоятельно передвигаться и говорить. Но, когда Ольга Миновна рассказывает о военном детстве, на глазах Николая Ивановича выступают слезы: даже в самом дальнем уголке души эта тема по-прежнему откликается болью.
Несмотря на все тяготы, через которые Ольге Миновне и Николаю Ивановичу довелось пройти в детстве, свои юные и молодые годы наша собеседница считает по истине счастливыми, а встречу с мужем – даром свыше. Познакомились будущие супруги в Светлогорске (Николай Иванович родом из городского поселка Паричи Светлогорского района), куда юная Ольга приехала к брату. После знакомства оказалось, что их связывает гораздо больше, чем чувства: отцы дошли до Берлина, а бывшие узники полны жизненной энергии и стремлений. За время совместной жизни супруги побывали во многих городах Советского Союза, где усердно трудились на благо большой Родины: Ольга Филипчик до сих пор бережно хранит медаль «За трудовое отличие». Но самым родным городом для их стал Мозырь, где много лет Ольга и Николай были частью дружного коллектива ОАО «Мозырьпромстрой».
Активную, творческую, улыбчивую Ольгу Филипчик на Мозырщине знают многие: ее заботливыми руками высажено множество деревьев на улицах Интернациональной и Нефтестроителей, аллея узников возле Кургана Славы, а жизненный запал по-прежнему вдохновляет окружающих. Сегодня наша собеседница с улыбкой говорит, что еще могла бы свернуть горы, но все больше полагается на помощь соцработника Ирины Альховской, которой безмерно благодарна. Ведь на плечах Ольги Миновны не только дом, но и забота о любимом супруге, с которым она 60 лет идет рука об руку.
«Помните нашу историю. Берегите и цените друг друга», – дает полезный наказ молодежи наша собеседница, добавляя, что любовь помогает преодолеть любые трудности.
«Помню удары плеткой…»
«Когда мы просовывали через отверстие руку, чтобы попросить хлеба, нас сильно били…», – так о своем военном детстве рассказывает Фреда Лавриненко, узник, донор крови, пенсионер с 50-летним стажем работы.
В 1942 году, когда маленькой Фреде было 3,5 года, ее вместе с мамой и братом из родного Могилева немцы угнали в Германию, в город Бремен. Отец был на фронте.
«Мама копала окопы, а мы собирали камни и мусор, – вспоминает Фреда Николаевна. – Если кто-то из детей падал, сразу получал удары плеткой…»
Говорить о таких человеческих зверствах всегда тяжело, но есть в сердце нашей собеседницы место и для воспоминаний о доброте и милосердии. Когда надежды на спасение уже совсем покинули семью маленькой Фреды, на помощь, рискуя собственной жизнью, пришел поляк. Целый год мама с детьми прятались в подвале его дома, а с приходом Красной Армии вернулись в Беларусь.
«Когда в Могилев пришли немцы, они спалили наш дом прямо у мамы на глазах. Поэтому мы приехали на родину ее родителей, в деревню Новики», – рассказывает Фреда Лавриненко. И здесь жизнь потихоньку начала восстанавливаться.
Наша собеседница с удовольствием говорит о своей молодости и годах счастливой семейной жизни (с любимым супругом Вячеславом, которого уже нет рядом, она в согласии прожила 60 лет). Активная и целеустремленная, Фреда Николаевна окончила школу, затем медтехникум по специальности «фельдшер-акушер» и санитарный факультет медицинского института по специальности «Микробиология», занималась спортом и пела в хоре. Полученные медицинские знания оттачивала в Киеве, Ереване, Ленинграде, Боровлянах… и Мозыре, где 25 лет усердно трудилась в Мозырском зональном центре гигиены и эпидемиологии.
С особой гордостью Фреда Николаевна вспоминает о годах, когда работала в Кишиневе заведующим лабораторией республиканской санитарно-эпидемиологической станции и возглавляла городской женсовет, активно помогая горожанам. К слову, помогать другим – жизненное кредо нашей собеседницы, поэтому и по сей день она всегда протягивает руку помощи соседям и знакомым. «А как иначе», – улыбается Фреда Николаевна, ведь именно доброта залечивает любые душевные раны.
Правда, телесные раны военного детства всё же дают о себе знать. Но Фреда Николаевна старается меньше о них думать, ведь ей есть ради кого жить. Дочь и две замечательные внучки – ее бесконечная гордость и любовь.
Пожелаем нашим собеседникам еще долгих лет и здоровья, а главное – неиссякаемого оптимизма и веры в хорошее.
Александра Киринская.
Фото автора и из архива.