«Культуру вождения нужно повышать»

В пресс-центре редакции газеты «Жыццё Палесся» в ходе прямой телефонной линии на вопросы мозырян ответил начальник межрайонного отдела Госавтоинспекции Мозырского РОВД Валентин ПИЛЛЕР.

В последнее время на дорогах Мозырщины фиксируются разные дорожно-транспортные происшествия. Какие из них наиболее типичны для нашего района?
Владимир Викторович.

– Обстановка по безопасности дорожного движения в Мозырском районе продолжает оставаться сложной. На сегодняшний момент мы имеем рост по всем видам дорожно-транспортных происшествий, подлежащих учету, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К сожалению, есть прирост по погибшим и раненым в ДТП. Проблемными вопросами для нашего района остаются проезд перекрестков, пешеходный и детский дорожно-транспортный травматизм, непропуск пешеходов и нарушение скоростных режимов. В настоящее время сотрудники ГАИ отдают предпочтение профилактической работе именно в этих направлениях.

 

Меня волнует проблема детского травматизма. Неужели во всем виноваты водители?
Светлана Леонидовна.

– Самое печальное то, что большая недоработка в плане профилактики наблюдается со стороны родителей. Зачастую вопросы безопасности дорожного движения они перекладывают на школу и учителей, а сами не принимают в этом никакого участия. Отсюда мы получаем детский травматизм как на дворовой территории, так и на дорогах.

В силу юного возраста дети порой беспечно относятся к своей безопасности: могут перебежать дорогу в неположенном месте или внезапно по-
явиться из-за припаркованного автомобиля, забыть лишний раз посмотреть по сторонам. Поэтому сейчас для нас важно сохранить здоровье детей и их жизни. Плюс ко всему головной боли добавляют велосипеды и самокаты, или как их сейчас называют средства персональной мобильности.

 

Что относится к средствам персональной мобильности, как на них правильно передвигаться?

– Моноколеса, гироскутеры, электросамокаты и другие приспособления сегодня объединены в одно понятие – средства персональной мобильности. Родители покупают своему ребенку электросамокат, а как правильно им пользоваться и где безопасно передвигаться на нем, не объясняют. Вот и получается, что ребята ездят на них где хотят и как хотят. А это может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Обладатели средств персональной мобильности в обновленных Правилах дорожного движения приравниваются к пешеходам. При наличии велосипедной дорожки они должны двигаться по ней, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов. Если отсутствует пешеходная дорожка, то передвигаться можно  на расстоянии не более 1 метра от края проезжей части. Автолюбителям стоит учитывать появление этих участников дорожного движения на пешеходных переходах, в местах пересечения с велодорожкой.

 

Мой водительский стаж – 20 лет. Я обеспокоен качеством городских дорог. Насколько оно влияет на ДТП?

Сергей Петрович.

– Качество дороги является одним из главных факторов безопасности дорожного движения, как и ее обустройство техническими средствами. Какой водитель захочет ехать по неровностям? Вот и получается, что один хотел объехать препятствие на дороге, выехал на встречную и не заметил автомобиль. В результате произошло ДТП. Или другой эпизод. Водитель разогнал автомобиль, и тут впереди большая яма на дороге. Он резко нажимает на тормоз, и машину заносит. Последствия после таких маневров могут быть самые печальные.

 

 Несколько ночей подряд не дают покоя мотоциклисты, которые шумно ездят по ул. Пролетарской. Как с ними бороться?

Вера Александровна.

– С начала апреля сотрудники ГАИ ведут работу в этом направлении. Ежедневно задерживаем водителей мотоциклов, проводим профилактическую работу. Тех, кто нарушает ПДД, управляет транспортным средством без прав или в состоянии алкогольного опьянения, мы наказываем, а мотоциклы ставим на штрафстоянку. У нас есть ряд приемов и методов борьбы с такой категорией водителей. В целом водители мотоциклов в последнее время стали более дисциплинированными. Ложку дегтя в бочку меда добавляют случайные люди, которых даже трудно назвать мотолюбителями. Такие единичные хулиганы портят картину всему мотодвижению района. Поэтому их нам помогают найти сами мотоциклисты, которые соблюдают ПДД. А иногда они же и проводят с такими «залетными» гонщиками беседы. Надеюсь, что совместными усилиями мы решим эту проблему.

 

В ДТП многие первым делом винят водителей, но ведь и пешеходы нередко сами грешат грубыми нарушениями ПДД?

Сергей Петрович.

– Это может показаться странным, но среди нарушителей пешеходов гораздо больше, чем водителей. Зачастую на пешеходном переходе многие ведут себя беспечно. Переходя проезжую часть, они не смотрят по сторонам, увлекшись своим смартфоном или слушая музыку в наушниках. Когда нет тротуарной дорожки, некоторые пешеходы идут по краю проезжей части по ходу движения транспорта, а не навстречу ему, как это прописано в Правилах. С использованием фликеров тоже есть проблема: почему-то некоторые им не доверяют и напрочь игнорируют. А зря. Ведь фликеры уже спасли не одну человеческую жизнь. Приятно, когда в некоторых семьях стало традицией ношение фликеров в темное время суток. Такие родители заботятся о безопасности не только собственной, но и своих детей.

 

После всех звонков, мы задали начальнику ГАИ свои вопросы.

 Валентин Александрович, с чем вы связываете рост различных видов ДТП?

– Посмотрите, как растет город. Отсюда постоянно увеличивается и количество транспорта на дорогах. Хоть и расширили часть дорог, их качество в городской черте оставляет желать лучшего. Плюс ко всему хромает культура вождения у водителей и часто наблюдаем беспечность пешеходов, которые пренебрегают правилами дорожного движения. Все эти нюансы негативно влияют на общую картину.

 

 В чем кроется проблема проезда перекрестков, особенно тех, которые обозначены светофорами?

– В этом и есть вся сложность. В ходе разбирательств выясняется, что все ехали на зеленый сигнал светофора.

 

 Что скажете о культуре вождения водителей такси в Мозыре?

– Это больная тема, думаю, не только для нашего города. Все-таки опыт вождения водителей такси оставляет желать лучшего. Вы посмотрите, кто сегодня за рулем. В большинстве своем молодые люди, которые еще только вчера получили водительское удостоерение. Обратите внимание, что из-за неопытности вождения у ряда новых автомобилей такси невооруженным глазом видны повреждения после ДТП. Не зря в советское время для работы таксистом нужно было иметь пятилетний стаж вождения.

 

 Много ли в Мозырском районе выявляете нарушителей скоростного режима?

– Учитывая, что превышение скорости – это один из основных критериев, который повышает уровень ДТП, ему наши сотрудники уделяют повышенное внимание. Регулярно проводятся рейдовые мероприятия, ведется как скрытый, так и гласный надзор за этой категорией нарушителей. Работа проводится с ними постоянно.

 

 Какие нововведения в Кодексе об административных правонарушениях вы считаете главными?

– Есть как снижение, так и ужесточение наказания. За особо опасные правонарушения на дороге предусмотрено серьезное наказание. Так, если в течение года мы в третий раз задерживаем водителя, который управлял транспортным средством без удостоверения, то возбуждается уголовное дело. В будущем это, безусловно, повлияет на водителей. И культура дорожного движения у водителей будет только улучшаться.

 

 Какая профилактическая работа ведется с категорией лиц, управлявших автомобилем в нетрезвом виде?

– Каждый водитель, который задержан за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, автоматически становится на профилактический учет в Госавтоинспекции. С ним проводится профилактическая работа как по месту жительства, так и на рабочем месте. Ему рассказывают о последствиях, которые могут быть при езде без прав или в пьяном виде. Такой гражданин находится на контроле ГАИ. Если он попадается пьяным за рулем повторно в течение года, то возбуждается уголовное дело.

 

 Проблема «темных» пешеходных переходов для нашего города снята?

– В настоящий момент глобальных проблем по этому вопросу нет. И здесь в первую очередь хотел бы отметить слаженную работу предприятий и организаций, отвечающих за исправность световых уличных приборов, – это
ДРСУ-186, ДЭУ-43, Мозырский райжилкомхоз, горсвет. Мы нашли общий язык и возникающие проблемные моменты решаем оперативно. Спасибо им за понимание и хорошую работу.

 

 Что поменяло создание межрайонного отдела ГАИ?

– С недавнего времени в Мозыре работает межрайонный отдел ГАИ, который контролирует ситуацию на дорогах не только Мозырского, а еще Ельского и Наровлянского районов. Учитывая, что мы являемся первопроходцами в реорганизации отдела, работа для нас новая. И приходится приспосабливаться к такому объему дел. В связи с этим мы расширили штат сотрудников. Посильную помощь оказывают нам и личные составы милиции общественной безопасности Ельского и Наровлянского РОВД. Привлекаем также общественность. По-
этому силы и средства теперь необходимо распределять и на два других района.

 

 Какие еще вопросы волнуют вас, как руководителя Госавтоинспекции?

– Проблема в городе – отсутствие парковочных мест во дворах. Город насыщен транспортом, потому при строительстве объекта нужно учитывать и парковочные места.

Еще одно пожелание к руководителям района – необходимость установки камер видеонаблюдения на самых оживленных перекрестках. В нашем городе это Торговый центр, ул. Рыжкова в районе Кургана Славы, горбольница, Лельчицкое шоссе. Их появление положительно сказалось бы и на предотвращении преступности, и на безопасности дорожного движения. Что касается новых светофоров, то за два года в Мозыре мы установили 16 светофорных объектов. В ближайшем будущем еще один появится на перекрестке в районе новой АЗС.

Сергей БОРОВИК.

Фото автора.