У страха перед садом глаза велики. Специалисты – об адаптации к дошкольному учреждению

К детскому саду готовится только малыш, а явные перемены ощущает на себе вся семья. Как утверждают в один голос наши эксперты, именно от родителей зависит, насколько мягко пройдет адаптация ко «взрослой», садовской жизни.

Настраивайтесь на позитив!

– В незнакомой обстановке ребенок испытывает сильнейший стресс. Во время адаптации пройти придется через многое. Это и регресс навыков, и ухудшение сна, аппетита, и подавленный, вялый вид, капризы, – начинает разговор педагог-психолог ГУО «Ясли-сад № 31» Татьяна Шубовская.

 – Как, с точки зрения психологии, происходит привыкание ребенка к детскому саду?

– Первый этап привыкания – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребенка к яслям, поначалу он все равно будет постоянно напряжен. Ребенок трудно расстается с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания. Второй этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики. Ребенок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя. Третий этап – период компенсации. Происходит привыкание к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня. Разумеется, сложно сказать, сколько по времени длится каждый этап. Все зависит от индивидуальных особенностей малыша.

– Не все родители до конца понимают, для чего нужна почасовая адаптация. Не навредит ли такой подход? Ведь ребенок может привыкнуть к временному посещению сада.

– Не навредит (с улыбкой). Поверьте, эта цифра – два часа – взята не из головы. Этого времени как раз достаточно, чтобы ребенок познакомился с людьми, новым местом, а воспитатель понаблюдал за ним. Тем более за две недели, а именно столько длится период адаптации, сложно выработать твердую привычку у ребенка. И не всегда это конкретно два часа – есть дети очень контактные, открытые, они уже на второй день готовы остаться подольше. Мы советуем приводить детей не в режимные моменты – еда, сон, занятия, а на прогулку или в свободное для игр время.

– Адаптация без слез невозможна. Родителям кажется, что ребенок плачет весь день напролет…

– Слезы – это первая реакция ребенка на стрессовую ситуацию. Как правило, дети плачут на глазах у родителей утром, когда приводят в сад и нужно расставаться, и в момент, когда пришли забирать. Вроде, все было хорошо: ребенок играл, о маме не вспоминал. Но тут открывается дверь, он видит родное лицо – начинаются слезы. И это не потому, что его весь день кто-то обижал. Малыш просто соскучился. Чаще всего в яслях дети плачут при смене режимных моментов. Но слезы длятся не больше пяти минут. Сбросили стресс – и все забыли. Поверьте, воспитатель будет делать все возможное и невозможное, чтобы ребенок успокоился: брать на руки, гладить, качать и даже петь колыбельную.

– А есть оптимальный возраст, когда лучше отдавать ребенка в сад? 

– (Задумчиво) Два года должно быть однозначно. Даже в таком возрасте дети еще нуждаются в мамином физическом внимании и тепле. Они могут кушать самостоятельно, ходить на горшок, но при этом ощутимо тосковать по маме. Этот момент нужно учитывать. Я бы посоветовала женщинам не спешить, а насладиться материнством (с улыбкой). И если уже и отдавать ребенка в сад, то иметь возможность иногда оставлять его дома, не перегружать эмоционально. У таких малышей адаптация происходит чуть дольше. И глубже затрагивает. Оптимально – два с половиной года, когда ребенок уже достаточно самостоятельный, но при этом у мамы еще есть время для подстраховки. Если же настроены отдавать в полных три года, то, пожалуйста, не за неделю до выхода на работу. Возьмите отпуск или договоритесь о свободном или гибком графике. Помните, что во всей этой ситуации страдать будет, в первую очередь, ваш малыш.

– Есть немало семей, которые сознательно отказываются водить ребенка в сад. Чем чревата такая забота?

– Чрезмерная опека играет не всегда на пользу. Ладно, сад – это не обязательная ступень образования. А как со школой быть? Ходить туда ребенок обязан. А там – та же адаптация. Только еще вперемежку с учебными нагрузками, более высокими требованиями, режимными моментами. Кому в этом случае сделают родители хуже? Воспитателю? Саду? Или собственному ребенку?

Как найти своего воспитателя

К диалогу подключается воспитатель первой младшей (она же ясельная) группы Екатерина Атаманова. На ответственном образовательном посту она уже почти пятнадцать лет.

– У нас есть такая интересная традиция, – с улыбкой рассказывает педагог. – В период адаптации мы просим родителей написать маленькое сочинение о своем ребенке: с чем он привык засыпать, как успокаивается, что может привлечь его внимание, во что любит играть, как нравится, чтобы его называли. Это позволяет сократить время сближения. Нам нужно в кратчайшие сроки узнать «изюминки» каждого. Такие мини-сочинения очень помогают.

– О родителях, наверное, тоже многое можете рассказать – дети наверняка приносят из дома разные истории?

– Нам даже по домам ходить не надо, чтобы оценить обстановку. Все видно как на ладони по ребенку. Есть детки ухоженные, воспитанные, аккуратные и коммуникабельные. И родители, как правило, всегда спрашивают, как прошел день, на что обратить внимание дома. Это вообще хороший вопрос – на что обратить внимание. Жаль, что задают его очень редко (вздыхает). Встречаются и другие случаи – родительского сверхигнора, если можно так сказать. Это тоже очень плохо. Привели ребенка в сад – и всё. Безразличие. Единственные вопросы, которые их интересуют вечером, кушал ли он и ходил ли в туалет (простите).

– Бывает, что родители намеренно скрывают диагноз ребенка, – перенимает эстафету психолог. – А это перерастает потом в общую серьезную проблему. Наше общество так и не научилось смотреть правде в глаза – сама мысль о том, что ребенок может быть немного «не такой», заставляет родителей совершать необдуманные поступки. А ведь к особенным детям нужен особый подход!

– Татьяна Сергеевна, у вас в практике были конкретные случаи?

– Были. Только вели себя в каждом из них родители по-разному… (задумчиво) Например, замечаем за ребенком, что он не отзывается на имя. Говорим об этом, естественно, родителям – возможно, у него проблемы со слухом. И очень радует, когда нас правильно понимают и пытаются решить проблему грамотно и своевременно. А бывает иначе: в моих словах родители видят оскорбление. Идут жаловаться. Опять же, кто страдает во всей этой ситуации?..

– Вот мы и подошли к вопросу: как найти своего воспитателя? Насколько это корректно и этично? Как правильно действовать? Интересно ваше мнение, Екатерина Олеговна.

– Если вам по какой-то причине не нравится ваш воспитатель, не спешите. Бежать к руководству тоже не советую. Начать стоит с разговора с воспитателем. Может, у вас личная неприязнь к этому педагогу – не нравится его манера подачи информации, интонация. Это происходит на уровне подсознания, вы сами этого можете не замечать. Вроде, и ребенок идет спокойно, и не жалуется…

– А если ребенок не идет?

– (Задумчиво) Может не идти из-за того, что интуитивно ощущает вашу неприязнь. Поговорите с воспитателем – найдите в себе силы посмотреть на ситуацию без лишних эмоций. Если это не помогло, тогда можно двигаться дальше – говорить с психологом и заведующим.

– Может, что-то посоветуете родителям, исходя из многолетней практики?

– Попробую.

Заранее подготовьте ребенка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день. По дороге настраивайте ребенка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он будет играть, что вкусного приготовят тёти-повара и тому подобное.

Придумайте свой ритуал прощания с ребенком. Это может быть поцелуй в щеку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное, всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома.

Разрешите малышу взять с собой любимую игрушку – в отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое.

Не обещайте ребенку, что заберете пораньше, если не планируете этого делать, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Не сидите в раздевалке, пока ребенок находится в группе. Но и не уходите тайком, не попрощавшись с ним.

Не «подкупайте» ребенка сладостями и игрушками за пребывание в саду.

И последнее, самое главное – полюбите сад в меру возможности (улыбается). Приходите к нам с настроением, и тогда ребенок последует вашему примеру.

Наталья КОНДРУСЕВИЧ,
внештатный автор.