«Очистить душу покаянием». 5 вопросов священнику

 

На вопросы читателей газеты отвечает священник кафедрального собора святого Архангела Михаила г. Мозыря иерей Виталий Лехнович.

Мой муж занимает руководящую должность в одной из коммерческих организаций. В его подчинении работают молодые и симпатичные сотрудницы, с которыми он проводит большое количество рабочего времени. И я стала замечать, что начинаю ревновать супруга, особенно когда он задерживается на работе, иногда просто не нахожу себе места. Отец Виталий, справедливы ли мои опасения и что мне делать?

Ангелина.

– Любовь и ревность часто переплетаются в человеческой жизни. В Песни Песней Соломона эти чувства поставлены рядом: «…крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8, 6). Мы, ревнуя любимых, сами себя и их сжигаем порой этими огненными стрелами.

Отчего же возникает ревность? Конечно же, от недостатка доверия к любимому, благородства в душе любящего, от неуверенности в себе и восприятия любимого человека как своей собственности. Как справиться? Любить и доверять, не обижать беспочвенными подозрениями, отгонять от себя дурные мысли и строить здоровые отношения в семье. Научитесь радоваться тому, что есть, ценить время, которое проводите вместе. И, конечно, просите у Господа вразумления, а при всех возможных помыслах ревности жестко отсекайте их на самом начальном этапе их проявления.

Мир и любовь пусть будут главными для вас.

 

Как правильно понимать заповедь о любви к врагам? Означает ли это, что они должны стать нашими друзьями?

Алексей.

– Отношение к врагу – важный показатель духовного состояния человека. Преподобный Силуан Афонский говорил: кто хочет узнать о себе, какой он христианин, пусть посмотрит на себя со стороны и обратит внимание на то, как он относится к своим врагам. Но отмечу: это касается личных врагов конкретного человека. Господь призывает нас их любить, но что это такое – «полюбить врага»? Обязаны ли мы заставить себя подружиться с обидчиком или оправдать его поступок, дать ему, вопреки справедливости, положительную оценку или сделать еще нечто подобное? Наверное, всё же нет. Любовь евангельская вполне обходится без дружбы, в отличие от любви в человеческом понимании взаимоотношений. Она вся – в исполнении заповедей Христа по отношению к ближнему. Поэтому заповедь о любви к врагу ничего не говорит о дружбе. И, если мы в свете Евангелия посмотрим на любовь к врагам, то, очевидно, первым шагом для нас должно стать неосуждение врага, отказ от злословия и мести ему, сложном, но осознанном его прощении. Апостол Павел доносит до нас очень важную истину в Послании к Римлянам: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 19‒21).

 

Некоторые люди грешат, но не несут за это наказания. Почему Бог не карает плохих, злых людей?

Андрей, студент.

– Каждому человеку, хотя бы поверхностно знакомому с религиозными догматами, известно о том, что Господь строг, но при этом милосерден. Поэтому многие люди, наблюдая за отсутствием справедливости, глядя на то, насколько хорошо живется грешникам, начинают считать, что Господь прощает даже тех, кто не несет покаяния. И, конечно же, задаются вопросом о том, в чем же проявляется строгость Бога?

При этом люди забывают о еще одном божественном качестве – терпении. Господь терпелив, и именно поэтому у людей создается впечатление о полной безнаказанности грешников. Терпение Его столь же велико, как его милосердие и строгость. Он терпеливо ждет, пока грешники осознают глубину своих проступков и придут с покаянием. Правосудие Господне вершится не в этой жизни. Душа человеческая предстает пред Богом на Страшном Суде и несет ответ за прожитую жизнь.

Разумеется, есть законы человеческие. Существует мирской суд, пред которым предстают те, кто совершает преступления, нарушает закон.

В Новом Завете упоминается о том, что Господь карает не только души, наказывает он и в земной жизни. Однако не всегда люди понимают, в чем выражена кара Всевышнего. Порой наказание ощущает только сам грешник. Например, со стороны жизнь человека кажется вполне благополучной, а на самом деле он мучается, нет у него покоя и счастья. Возмездие может прийти в виде угрызений совести, кошмаров, одиночества. Все эти моменты не очевидны для других людей, но вполне ощутимы для грешников. Более наглядными являются болезни, потери любимых людей или случаи, когда за проступки родителей расплачиваются их дети. Такая кара дает возможность в полной мере почувствовать тяжесть расплаты, когда за неблаговидные поступки человека страдают его близкие люди. Однако не нам судить о грешности и наказании. Пусть это остается в руках Божьих.

 

В один момент я с ужасом поняла: мой старший сын – игроман. Раньше он просто проводил в играх большое количество времени, а теперь стал проигрывать в онлайн-казино деньги, причем приличные суммы. Сам он в этом проблемы не видит, а я не знаю, какие шаги должна предпринять.

Екатерина Ивановна, мать двоих детей.

– Вам важно понять одну очень существенную вещь: игрок сам должен осознать свою зависимость и захотеть исправиться. Если это желание есть, всё остальное возможно. Но если желания не будет, не будет страха перед этим занятием – ничего не получится. И вам остается только молиться за него, ведь материнская молитва очень сильна. Возможно, нужно проанализировать всё, что происходит в семье, поискать причины такого поведения сына, что его к этому толкает. Ведь первая и главная причина детских зависимостей – это проблемы в общении с родителями. Чтобы ребенок не оказался в зависимости, этим вопросом нужно задаваться, пока он маленький. Надо общаться с детьми, развивать их способности и задатки без помощи гаджетов. Ведь участия в жизни ребенка со стороны родителей никакой компьютер не заменит!

Однако если определенный период в воспитании упущен и ребенок уже стал игроманом, можно попытаться переориентировать его в какое-то другое русло, например, привлечь к важному общему делу, попросить в чем-то помочь. Но вытягивать из компьютера нужно, не угрожая или ругая, а мудро. Общайтесь с ребенком мирно и с любовью, спокойно объясняя, что он тратит и свои средства, и свою жизнь на виртуальную реальность, теряя время на общение с родными и друзьями, полезные увлечения и интересы, личные отношения. Если он осознает свою зависимость, помогите стать на путь исправления, предложите обратиться за психологической помощью.

 

Отец Виталий, объясните, почему страх, неуверенность в своих силах, мнительность в православии считаются грехом? Еще у меня часто присутствует чувство вины за всё, что происходит вокруг. Но это же неправильно?

Елена.

– Перечисленные вами чувства сами по себе не являются грехами, нужно понимать, откуда они исходят. Часто их источниками являются гордыня, зависть и другие настоящие грехи. Если говорить о страхе с духовной точки зрения, то скажем, что в его основе всегда кроется недоверие Богу, и это тоже грех.

Важно доверить всю свою жизнь Богу, не держаться мертвой хваткой за ситуацию или поступок, за свои навязчивые страхи и мысли, не винить себя мнимо в том, в чем нет вашей вины. Гоните эти мысли от себя и не принимайте их, молясь при этом Богу о помощи. Желаю вам именно таким образом обрести некое спокойствие в помыслах и душе. Тем самым вы избавитесь от многих проблем в своей жизни.

Позитивнее смотрите на мир, даже если кажется, что в нем плохо. Везде ищите доброе, хорошее.

 Подготовил Александр ЩЕРБАКОВ.

Фото автора.