Не великий комбинатор. Подробности резонансного уголовного дела о мошенничестве туристического агентства «Путевочка»

328

Что это было?

По материалам уголовного дела, в августе 2019 года обвиняемая Р. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя и открыла туристическое агентство «Путевочка». Уже через несколько месяцев она стала недобросовестно работать с некоторыми клиентами. Как правило, турагент предлагала потерпевшим путевки по привлекательным ценам, получала предоплату и создавала иллюзию оформления брони. Деньги, предназначенные для зачисления на счет туроператора, присваивала себе; клиенты так и не уезжали на отдых.

Согласно материалам дела, в период с апреля 2017 по конец июня 2021, а также в период с ноября 2019 года по 16 июля 2021 мошенническим способом из корыстных побуждений завладела имуществом граждан на общую сумму 92781 рубль 29 копеек. А всего пыталась завладеть деньгами пострадавших граждан на общую сумму 100537 рублей 45 копеек, что в пересчете на базовые величины образует особо крупный размер.

Общая сумма материального ущерба, причиненная преступлениями с учетом всех курсов валют, составляет 122501 рубль 89 копеек. Обвиняемая возместила потерпевшим 50328 рублей 6 копеек, что составляет всего лишь 41 % от общей суммы долга.

На основании собранных по делу доказательств жительнице Мозыря предъявлено обвинение по чч. 1, 2, 3 ст. 209 (мошенничество, совершенное повторно, в крупном размере) и по ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 209 (покушение на мошенничество в особо крупном размере) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Обвиняемая Р. свою вину в предъявленном обвинении признала частично.

Как это было?

Уверены, что если бы это дело произошло в городе с населением в несколько миллионов, на него никто не обратил бы внимания. Один из нюансов мегаполисов: можно безнаказанно нахамить незнакомому человеку без риска снова встретить его. Но райцентр, даже крупный, – это особый колорит: все друг друга если и не знают лично, то имеют представление.

В списке пострадавших около 40 фамилий: эти люди знали и родителей, и саму обвиняемую – кто-то чуть ли не с детского сада, причем и как подругу, и в качестве воспитанницы, подчиненной. Работали вместе до того, как она решила стать турагентом, – кстати, все хорошо о ней отзывались. Знакомые учителя недоумевали: «Мы же ее брата в школе сейчас учим, нас-то за что?!» Люди «влетали» и на 780 рублей, и на 5880 рублей, расставались с белорусскими и российскими рублями, долларами, евро. Проблемы начались в ноябре 2019 года, но пока Р. не стала ИП и работала в других турагентствах, люди с ее помощью ездили на отдых без проблем, благодарили и рекомендовали знакомым как надежного партнера.

…Позже люди, посоветовавшие услуги Р. друзьям, чувствуя себя виноватыми за неудачную рекомендацию, возвращали знакомым деньги за нее. Истории обмана примерно похожие. Некоторые отдавали деньги за поездку, но накануне отъезда им сообщали, что все отменяется по, скажем так, независящим от Р. причинам. Особо любознательные, пытаясь выяснить причину, дозванивались вышестоящему руководству и с удивлением узнавали, что поездка отменена, потому что попросту не внесены деньги. Когда об этом сообщали Р., та начинала заверять, что здесь какая-то ошибка, все деньги ушли по назначению.

Имитировалась бурная деятельность вроде как по урегулированию проблем, но с предсказуемым результатом, вернее, его отсутствием. Причем наиболее проницательные пострадавшие отмечали, что актерское мастерство у Р. очевидно хромает.

Единственный вопрос, который задавала сторона защиты в ходе судебного следствия: «На каком наказании вы настаиваете?». Народ у нас не кровожадный и отходчивый, никто не просил «по всей строгости закона», были даже реплики «очень ее жалко, ей бы помягче наказание…». Хотя житейских драм хватило многим: кому-то надо было съездить на обязательное оздоровление, кто-то долгое время копил деньги на первую в жизни поездку за границу…

Единственное общее требование: «Деньги верните!».

Почему это было?

«Как обвиняемый дошел до жизни такой?!» – обязательный вопрос каждого судебного процесса. Практически до последних слов участников судебного процесса оставалось только строить догадки: это неудачный опыт предпринимательства или, так сказать, темные стороны души? Или некая преступная схема вроде той, в которой участвовал Поросенок Фунтик из мультфильма, собирая деньги на домики для бездомных поросят, в итоге уходившие в карман его хозяйке Госпоже Белладонне?

Согласно показаниям обвиняемой Р., она стала обманывать клиентов для того, чтобы рассчитаться со своими долгами. Но они откуда-то должны взяться, причем «процесс пошел» с ноября 2019 года. Сама Р. это объяснила просто: «Предприниматель из меня никакой…» Как гласит народная мудрость, «не за то отец сына ругал, что в карты играл, а за то, что отыгрывался». Вместо того чтобы, говоря научно, зафиксировать убытки, Р. строила, по сути, финансовую пирамиду: деньги новых туристов шли на погашение старых долгов. Допустим.

Люди заподозрили неладное, когда в июне 2021 года вышли публикации о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, но Р. продолжала заверять, что всё хорошо, а ее просто оклеветали. И еще два месяца она отправляла людей в Минск, заверяя, что их уже ждет самолет для полета в Египет, прекрасно зная, что поездки невозможны, – несостоявшихся туристов просто водили за нос. Ну а далее уже знакомый спектакль по якобы улаживанию проблемы.

Поэтому вполне логично у суда возник вопрос к обвиняемой Р.: «Скажите, вас кто-то убедил, что все ваши деяния тянут только на гражданское судопроизводство?» Иначе сложно объяснить странную самоуверенность, что за все прегрешения максимум поругают и отстанут. Ну еще дружить перестанут. В 2020 году Р. вместо возврата клиентке денег за не состоявшуюся по форс-мажорным обстоятельствам поездку втайне переоформила ее на себя и слетала в Египет. Деньги вернула клиентке спустя год после настойчивых требований. Так что неслучайна убежденность многих пострадавших, что по справедливости на скамье подсудимых должны сидеть еще пару человек из ближайшего окружения обвиняемой. Вполне по Высоцкому: «Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей», давая сомнительные советы.

Отмечалось, что «в ходе следствия во избежание уголовной ответственности фигурантка давала непоследовательные, зачастую ложные показания, которые меняла в зависимости от предъявляемых ей доказательств, препятствовала установлению всех фактов долговых обязательств». В суде тоже продолжилось нечто подобное в стиле «я не я, и телега не моя». В частности, Р. уверяла, что в своем магазине она работала одна, а продавцы, которых пострадавшие видели годами за прилавками, «это просто знакомые решили в свободное время помочь». Сомнительные объяснения были и по другим аспектам уголовного дела.

Не менее интересен классический вопрос «Где деньги, Зин?», другими словами – куда уходили приличные средства? Уж очень много было нестыковок в части соответствия одолженных и реально потраченных средств «на развитие бизнеса». Арестованное имущество Р. «тянет» на 17 тысяч рублей – негусто. Наркоманией и тяжелыми болезнями, требующими дорогостоящего лечения, обвиняемая, к счастью, конечно же, не страдает. «Может, они их проели, – предполагал в аналогичной ситуации Вася Куролесов, – мороженое, газировка, туда-сюда…». В деле есть справка о прохождении финансовых средств в одном из игровых заведений, но обвиняемая Р. категорически отвергла свою причастность к подобного рода развлечениям. При этом не раз закладывались ценные вещи в ломбарде. И не всегда выкупались.

Зачем это было?

Сторона обвинения по совокупности статей запросила для Р. наказание в виде 7 лет лишения свободы в колонии общего режима и штрафа в размере 300 базовых величин (9600 рублей).

Сторона защиты попросила назначить Р. минимальное наказание, мотивируя это тем, что столь длительный срок при мизерной зарплате в колонии не поможет пострадавшим вернуть свои деньги, моральный ущерб нескольких пострадавших посчитала завышенным. Впрочем, вряд ли кто-то из потерпевших все еще льстит себя надеждой ощутить приятную тяжесть в кармане по итогам судебного разбирательства, поэтому есть и такой «утешительный» вывод обманутых туристов: «Раз не может вернуть, то пусть хотя бы посидит подольше, чтобы сделать правильные выводы…»

В итоге суд вынес следующий приговор: 5 лет лишения свободы в условиях колонии общего режима и штраф в размере 200 базовых величин (6400 рублей). Плюс длинный список граждан, в пользу которых предстоит взыскать различные суммы денег.

Необходимый комментарий

Виктория Новик, старший помощник прокурора Мозырского района:

– Я поддерживала обвинение по данному делу, приговор, вынесенный судом Мозырского района, считаю обоснованным с учетом общественной опасности содеянного обвиняемой. Сегодня мошенничество остается одним из наиболее распространенных видов преступлений не только на территории Мозырского района, но и в Гомельской области, и в Республике Беларусь. Преступный мир постоянно развивается в ногу с научно-техническим прогрессом и становится всё более изощренным. Изыскиваются новые способы совершения мошенничества, начиная с виртуального обмана в социальных сетях посредством выманивания денежных средств с банковских карточек и расчетных счетов и заканчивая таким примером, как рассмотренное уголовное дело: даже наличие юридически значимых документов, которые фактически устанавливают взаимоотношения между лицами, не спасает граждан от мошеннических действий.

Поэтому стоит еще раз постараться разъяснить нашим гражданам, что необходимо быть максимально осторожными, аккуратными, внимательно читать все условия любых договоров. Если вы понимаете, что вас что-то настораживает, то стоит изначально обратиться в правоохранительные органы, чтобы не способствовать совершению новых преступлений.

В рассмотренном уголовном деле обман строился на доверии, но проблема в том, что люди, несмотря на всё, что происходило с ними, начиная с ноября 2019 года, не обращались в правоохранительные органы до 2021 года. Можно с большой уверенностью предположить, что они понимали, что обязательства, взятые на себя обвиняемой, не выполняются. И эта неактивная форма защиты своих прав и интересов на протяжении трех лет привела к тому, что фактически обвиняемой была создана «финансовая пирамида».

Надо помнить, что мы живем в правовом государстве, и у нас есть широкий инструментарий по защите своих прав и интересов, начиная от обращения в правоохранительные органы и заканчивая обращением в суд для взыскания денежных средств, расходов и так далее.

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: