«Симуран» идет на поиск. Редактор отдела газеты «Жыцце Палесся» принял участие в розыске пропавшего человека

236

В августе прошлого года руководитель поисково-спасательного отряда «Симуран» Дмитрий Руденок рассказывал о деятельности мозырских волонтеров-поисковиков. Автор этих строк в ходе беседы выразил готовность поучаствовать в одном из поисков, и такая возможность была предоставлена.

Были сборы недолги…

Предстояло искать человека 42 лет, пропавшего еще в феврале. Район поиска – лес возле кладбища «Корчага» в Калинковичах.

Вспомнился опыт сборов по грибы в российском Нечерноземье. Кроссовки, конечно, легче, удобнее, эстетичнее, но сапоги – дешево, надежно и практично, даже если за окном плюс 30 градусов – в лесу свой климат, а еще не исключена встреча с кем-нибудь неприятным ползающим и жалящим. Поэтому резиновые сапоги – это обязательно, мне их любезно предоставили. Кроме этого, даже в жару лучше надеть нечто с длинным рукавом, можно и в два–три слоя – и дело не только в комарах: придется продираться через заросли малины, кустарники – царапины они оставляют весьма болезненные, могут еще иголками под кожей «угостить». Поэтому свое тело надо закрыть максимально. Опытные поисковики с большим стажем используют даже специальные перчатки и очки – «прилететь» может и ветка, и брызги воды, и что угодно. Радует, что химия не стоит на месте, есть очень даже эффективные репелленты, которые хорошо защищают от назойливых насекомых.

По прогнозу обещали дождь, но необходимым дождевиком тоже обеспечили. На будущее не помешает брать с собой рюкзачок – на всякий случай.

Найди меня

Обратил на себя внимание объект поиска – 42-летний мужчина. Чаще всего приходится читать объявления об исчезновении пожилых и страдающих различными психическими расстройствами граждан, а здесь вполне себе сознательный гражданин. Но Дмитрий Владимирович пояснил, что, по имеющейся информации, пропавший был склонен к злоупотреблению спиртным в больших количествах. После очередного возлияния ушел в лес. Последние сведения – его телефонный звонок, в котором путанно объяснял, что спасается бегством от преследующих его… чертей, – явно выраженные симптомы белой горячки.

Первые поиски привели к месту предположительной лежанки пропавшего, которую он обустроил для себя; рядом нашли недопитую бутылку вина.

Охотно допускаем, что пропавший был неприятным для окружающих в повседневной жизни, но для родных он остается любимым. Поэтому, как и все другие, имеет право вернуться домой и быть похороненным, чтобы у родственников была пусть грустная, но определенность и успокоенность. Тем более что родные тоже ищут пропавшего родственника, пусть в данном случае и весьма своеобразно – при помощи различных ясновидящих.

«Один такой якобы экстрасенс даже указал координаты, где он «видит» тело, – рассказывает Дмитрий Руденок. – Но следователи к этим данным отнеслись скептически – они по роду занятий привыкли доверять источникам, которые подкрепляются наукой. Между сторонами возник конфликт, поэтому, чтобы успокоить страсти, мы выехали на указанное «провидцем» место. И, действительно, нашли труп. Косули… Теперь вот думаем (с улыбкой): может, этот экстрасенс не такой уж и шарлатан? Просто немного не на ту частоту свои биоволны настроил…»

«Мы вот его в лесу будем искать, – предложил автор этих строк свою версию с претензией на оригинальность, – а он на самом деле вышел на другом конце леса в другую деревню, где поселился в старом доме и начал новую сознательную жизнь…»

«Знаете, уже в этом году в одной из деревень Лельчицкого района объявилась неизвестная женщина в халате и тапочках, – вдруг поддержали ход моих мыслей. – Теперь милиция занимается идентификацией ее личности».

Я иду искать

Итак, нас 11 человек – из Мозыря, Калинковичей, Лельчиц и Светлогорска. Для меня и девушки из Лельчиц это первый выход, мы даже по одежде – она у нас повседневная – отличаемся от остальных, пришедших в специальной униформе. Испытываю небольшое удивление: говорят, что в лес надо одеваться ярко, у меня вот кепочка ярко-красная, а у ребят маскировочные цвета – как их разглядеть, если что? Но вот нам раздали оранжевые жилеты, теперь мы хорошо видны и различимы в любой чаще, а еще портативные рации, настроенные на одну волну.

В исходной точке выстраиваемся в линию. Инструктаж: при движении смотреть влево от себя, если надо остановиться по любой причине – завязать шнурок или по естественным надобностям, –
скомандовать «Стоп движение!». Все подождут сколько необходимо. В рациях раздается: «Левый (фланг) готов! Правый готов!» И команда: «Движение!» Нам предстоит прочесать несколько квадратов. У поисковиков в телефонах установлены специальные приложения, которые отмечают пройденный путь, треки потом перенесут на карту.

Легкая поначалу прогулка среди сосен сменяется заболоченной местностью. Начинаешь ценить прелесть резиновых сапог: можно идти, особо не задумываясь, куда поставить ногу. Доходим до определенной точки, понятной, наверно, только руководителю, перестраиваемся: «От Дмитрия влево на 90 градусов! Левый готов! Правый готов! Движение!» В одном из мест замечаем на дереве старую поддевку для куртки. К сожалению, не знаем, во что был одет пропавший, но фиксируем. Впрочем, через несколько метров начинаются свалки – странное свойство наших людей тащить ненужное барахло в лес. Находим мешок с костями. Оказалось, что собачьи. Как-то странно хозяин с четвероногим другом обошелся… Вышли на поляну, короткий отдых, вновь перестроение и – движение. Гладкие участки сменяются кустами и буреломом, редкий на карте лес оказывается весьма частым. Судя по оставленным следам, в эти места забредают лоси. Далеко не ласковые и нежные звери, кстати.

В приключенческих повестях, где герой по разным причинам бежит через заросли, часто можно встретить штамп «ветки хлестали по лицу». Но здесь ветки если и хлестали, то реже и слабее обычного, зато трава, особенно вьющаяся, путала ноги конкретно. По своему опыту могу сказать, что падать в лесу нежелательно, испачкаться – это еще самое лучшее, что с вами может случиться. Канавы с водой кажутся узкими и легко перешагиваются, но в одном месте чуть не остался без сапога – берега очень вязкие. Это касается всех лесных встреченных небольших водоемов. Часто думают, что нужна огромная глубина, чтобы утонуть, но люди в прямом смысле слова тонут в лужах – завяз в грязи, схватиться не за что, начал дергаться, потерял равновесие, упал в воду, захлебнулся… Может, какое-то озерцо и хранит тело, но надо, чтобы спала вода и подсох берег, прежде чем его исследовать.


Со стороны могло показаться, что мы впустую лазаем по непроходимой местности, куда ни один человек не сунется. Но это в здравом рассудке, а если за тобой «гонятся черти», и дело было в феврале, когда вода была замерзшей, то человека могло занести куда угодно. Да и разумные люди, потерявшись в лесу и поддавшись панике, могут начать метаться по лесу в поисках спасительной тропинки.

И вновь перестроение, движение, черничник с водой под ногами сменяется малинником и царапинами на ладонях, а потом на пути вывернутые из земли деревья – большие и скользкие. Лучше не наступать, а перелезть или перешагнуть.

Тело мы так и не нашли. Впрочем, в поисковом деле отрицательный результат – тоже результат. Милиция получает данные, что определенная территория отработана и можно менять направление поисков, разрабатывать новые планы действий. Поиски будут продолжены.

Надежда остается

Согласно данным, мы за несколько часов прошли каждый примерно 7 километров 700 метров. Немного, но если учесть характер местности, то смело можно умножать на два. На пару дней останется и приятная мышечная боль. А еще хорошее настроение: принял участие в реально полезном и общественно значимом деле – кстати, по собственному желанию.

Не сочтите за рекламу, но поисково-спасательный отряд «Симуран» действует на общественных началах, не имея, в частности, финансирования. Поэтому призываю наших граждан по мере сил и возможностей поучаствовать в такой важной работе волонтеров-поисковиков. Дело найдется для всех.

Дмитрий КУЛИК.
Фото Дмитрия Руденка.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: