Как набрать 100 баллов на ЦТ рассказывают выпускники и учителя мозырской СШ № 9

Средняя школа № 9 – лидер в Мозырском районе по количеству  стобалльных  сертификатов по итогам ЦТ: у трех выпускников – 4 максимальных результата.

Педагогика сотрудничества в деле: Наталья Григорьевна Аршинова, Дмитрий Мартинович, Оксана Геннадьевна Макарова, Полина Каменская, Татьяна Александровна Чернова, Денис Трастенок.

Нынешний год стал для системы образования Мозырского района результативным: юные мозыряне вывели малую родину на 2-е место в области по результатам централизованного тестирования. Итак, наши школьники взяли 7 стобалльных сертификатов по таким учебным предметам, как биология, математика, физика, русский и английский языки. Причем больше всего по душе мозырским учащимся пришлась биологическая наука – в нашей копилке 3 стобалльных сертификата. Как рассказали в отделе образования Мозырского райисполкома, одаренных учеников подготовили не менее талантливые педагоги из средних школ №№ 9, 11, 13 и гимназии, причем в лидерах оказались ребята из СШ № 9, взявшие на тестировании сразу 4 сертификата с максимальным баллом.

В целом по республике Гомельская область взяла 43 стобалльных сертификата, что составляет 12 % от общереспубликанского количества. На первом месте город Гомель – там 12 стобалльников.

Держит планку в централизованном тестировании и Мозырский государственный областной лицей, подготовивший 2-х стобалльников: по русскому языку и химии.

Усердие и труд

Полина Каменская продемонстрировала отличные знания по биологии и русскому языку, получив два 100-балльных сертификата по этим предметам. Будем надеяться, что отечественная медицина приобретет грамотного специалиста – Полина поступает в медуниверситет в Минске.

«На ЦТ по русскому языку я знала почти всё, – признается очаровательная девушка. – Но пришлось и подумать. Выбор ответов был не наугад, а после логических умозаключений. А по биологии я точно знала всё. Могу посоветовать будущим выпускникам школы серьезно относиться к выбранным для ЦТ предметам, чтобы показать высокий результат. Природная одаренность – это здорово, но усердие и усидчивость очень даже нужны. Материал учила, как говорится, на долгую память, тем более что помогали еще и дополнительные занятия в школе.

Врачом решила стать еще в восьмом классе, хотя в семье медиков нет, – идею подала мама. Родителям вообще огромное спасибо за поддержку и веру в меня».

Атомное чувство – учение

Дмитрий Мартинович сдал на 100 баллов физику, и теперь собирается учиться в Белорусском госуниверситете по специальности «Ядерная физика».

«Вспоминая ЦТ, могу сказать, что ничего сложного не было, и я всё знал, – уверен Дмитрий.Написал за два с половиной часа и вышел из аудитории. Секреты успеха? На мой взгляд, надо вовремя определиться с целью, иметь стремление ее достичь – и всё получится. Я не сидел ночами напролет за книгами, как и не вставал на рассвете, чтобы приняться за учебу. Но физикой я занимался много лет, начиная с седьмого класса, участвовал в олимпиадах – и эта подготовка мне помогла на ЦТ. Так что обошелся без репетиторов. Вообще, олимпиады и ЦТ имеют много общего: это не только большое количество решенных задач – требуются выносливость, стойкость, умение держать удар. Морально-волевые качества для достижения победы очень важны.

Поэтому результат получился, несомненно, приятный, но я ему не удивился.

Кроме учителей, огромное спасибо родителям. Всегда чувствую их поддержку в любой ситуации».

Игра – дело серьезное

Денис Трастенок показал 100-процентный результат на ЦТ по математике. Его путь лежит в БГУИР – парень видит себя программистом, создающим новые игры.

«ЦТ оказалось достаточно легкое, – признается Денис. Поэтому всё прошло неспешно, спокойно, с итоговой проверкой. Выпускникам 2023 года советую обязательно ходить на репетиционные тестирования (РТ), чтобы не только проверить знания, но и привыкнуть к будущей атмосфере экзамена такого вида. Кстати, в последнем РТ задания близкие к итоговому ЦТ. Ну и продолжать жить насыщенной повседневной жизнью, кроме школы и математики. Тем более что школьных знаний для качественной сдачи экзаменов достаточно. Особенно, когда их преподают замечательные учителя, как у нас в СШ № 9».

Как научить учиться?

Учитель математики Татьяна Александровна Чернова на протяжении семи лет была классным руководителем Полины, Дмитрия и Дениса.

«Общее для этих ребят, – рассказывает Татьяна Александровна, – трудолюбие и самостоятельность. А если ученик умеет работать самостоятельно, у него результат будет всегда. Дима Мартинович – ум, честь и совесть нашего 11 «А». Парень всегда имеет свое мнение, живет по строгим принципам, и переубедить его бывает очень сложно. Свою точку зрения он отстаивает вежливо, уважительно, аргументированно.

Признаюсь, что до девятого класса Полину я воспринимала как, несомненно, трудолюбивую девочку, но и скромную до незаметности. Занималась русским языком, показывала хорошие результаты на олимпиадах. Когда она однажды сказала, что хочет стать врачом, я удивилась, не представляя ее в такой профессии. Но в 10 классе Полина вдруг обрела такой внутренний стержень и такую целеустремленность, что сейчас я уже вижу ее только врачом, причем в качестве специалиста, спасающего жизни во время сложных операций.

Денис в силу своего спокойствия не привлекал особого внимания, но уже с пятого класса поражал своей работоспособностью. Хочешь увидеть в ребенке отдачу от своего учительского труда – посмотри на работы Дениса. Я оставила его тетради для контрольных работ себе на память, и если кто-то будет обижаться, что ему не «десять», я обязательно покажу контрольные Дениса. Он обходился без моих нравоучений, нужно было только задавать ему правильные ориентиры в науках. Кстати, Дима и Денис – двоюродные братья.

Вообще-то, надо сказать, что выпускники этого класса – это пример четко выстроенной системы. Этих детей с пятого класса учили одни и те же учителя. Возможно, незвездные, но с четкими определенными требованиями, подходами, принципами при собственном добросовестном отношении к делу. И это свое личное порядочное отношение к учительским обязанностям они смогли привить детям, приучив их ответственно относиться к работе, научили парней и девушек учиться».

Репетиторы минус

«Высокие результаты – это несомненное достижение детей. И тяжелый кропотливый труд учителей, – рассказывает о своем коллективе директор ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря» Ольга Алексеевна Хомутовская.Дениса подготовила Татьяна Александровна Чернова, за плечами которой почти 40 лет педагогического стажа, и только в СШ № 9. Это ее не первое подобное достижение, поэтому точно не случайность, а система работы. Полину русскому языку учила Наталья Григорьевна Аршинова – очень скрупулезный и точный в деталях учитель: она не успокоится, пока ученик не усвоит требуемый материал, обязательно выполнив весь набор упражнений для закрепления темы. По биологии учителями были Наталья Николаевна Хомлюк и Оксана Геннадьевна Макарова – оба учителя вложили в Полину все свои знания. Об их опыте говорит тот факт, что все их ученики по этому предмету показали результаты на ЦТ выше 80 %. До ухода на заслуженный отдых Диму Мартиновича готовили Светлана Анатольевна Крот, а затем Елена Владимировна Колос, сочетающая требовательность с умением создать комфортную обстановку на уроках. 

Надо отметить, что все эти дети учились в профильном классе. Дима, кроме физики, на 99 баллов сдал математику. Денис набрал 97 баллов по физике, а Полина – 97 баллов по химии. Более половины наших выпускников показали результат 90 % и выше по одному из предметов на ЦТ.

Очень хорошо сдали английский язык. Причина проста: все учителя переживают за своих учеников: находясь в отпусках, они приходили в школу, чтобы заниматься со своими воспитанниками. Видя такое отношение к себе, и сами дети, будучи уже выпускниками, приходили на занятия и старались проявить себя, чтобы не подвести учителей.

Нередко можно слышать утверждение, что 100 баллов – это заслуга репетиторов. Ситуация неоднозначная: репетиторы заботятся о своей репутации, поэтому, во-первых, не каждый возьмется готовить откровенно слабого ученика, чтобы не уронить свой неофициальный рейтинг. Во-вторых, часто родители обращаются к их услугам, скажем так, для собственного успокоения: «Сделали для поступления своего ребенка всё, что могли». Но наш опыт работы показывает, что если ребенок учится в профильном классе, то в репетиторах нет необходимости: той же математики –
6 часов в неделю только по программе. Плюс факультативные и платные занятия – остается только приходить и заниматься. Мы часов на учебу не жалеем! Не говоря уже о том, что у школьника компактно спланирован рабочий день. Как результат: свыше 90 % баллов на ЦТ набрали многие ученики без репетиторов.

И это явно не последние наши достижения при наличии таких мастеров своего дела, как педагоги нашей школы».

Дмитрий КУЛИК.

Фото автора.