Монументальная живопись набирает обороты в Мозыре

Новый арт-объект «Мозырская галактика» появился в парке культуры и отдыха. Инициаторы и координаторы проекта «Легенды Мазыра» планируют создать всего 10 уличных рисунков по всему городу. Будем надеяться, что у них всё получится, а неравнодушные к прекрасному граждане окажут посильную помощь: приветствуются и подсобные работы, и финансовая поддержка.

Мурал «Мозырская галактика» украсил городской парк.

Из истории вопроса

Постараемся не перегружать нашего читателя сведениями из Википедии, но подобного рода произведения еще называют муралами, а эту разновидность монументального искусства – живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях – мурализмом (от исп. mural – настенная живопись). Мексиканский мурализм – это вообще отдельный огромный пласт культуры. «Каляки-маляки», которые при помощи баллончиков с краской оставляет «школота», не имеют художественной ценности, их относят к граффити. Поэтому радует, что в Мозыре за работу взялись профессиональные художники.

Не сказать, что в нашем городе сегодня открывается некая новая страница. У нас уже есть прекрасные произведения настенного искусства. Особое восхищение вызывают мозаичные панно на улице Веры Хоружей в микрорайоне Заречный – даже странно и немного обидно, что они не входят в обязательную экскурсионную программу по Мозырю для туристов.

Особенно, если вспомнить существующий весьма активный интерес к произведениям социалистического реализма. Сюда же относится триптих на бульваре Юности (дома №№ 10, 12, 14) в технике сграффито на особо популярную в СССР космическую тематику. Эти панно своеобразны и эстетичны, вот только дома на каждой улице ими не украсишь – трудоемкое и финансово затратное дело.

Несомненно, приятный факт, что эти произведения в Мозыре сохраняются, поскольку нередко подобные шедевры утрачиваются под слоем штукатурки в ходе ремонтов.

«Город как раскраска»

Так называлась статья в газете «Жыццё Палесся», опубликованная в декабре 2015 года. С определенной долей удовлетворения можно констатировать, что посчастливилось выступить в роли пророка. Семь лет назад мы выступили за развитие в Мозыре искусства стрит-арт и создание муралов. Признаемся, что первая цель, которую мы преследовали, была чисто прагматическая. В новых плотно застроенных микрорайонах масса одинаковых и не отличимых друг от друга домов. (Хотя, надо признать, сегодня на улице Ивана Кеника в ряд стоят непохожие друг на друга многоэтажки от ОАО «Мозырский ДСК», но сейчас немного не об этом.) Как найти нужный дом, если собрался в гости или сам ждешь визитеров, а то и вовсе описываешь дорогу скорой медицинской помощи или милиции? Муралы и толковые граффити как раз помогли бы хоть немного ориентироваться в незнакомых «каменных джунглях».

Вторая цель чисто эстетическая: людям по природе своей хочется больше ярких красок, причем круглый год. Несколько раз по работе приходилось бывать в общежитии в переулке Коллективном. Охотно допускаем, что оно очень хорошее и даже душевное внутри, однако вид здания из серого кирпича действует угнетающе уже на подступах. И это не единственное здание в городе.

Радует, что у людей есть понимание и желание менять цветовую гамму к чему-то более разноцветному. Несколько работ по украшению входных групп в домах выполнила мозырская художница Ирина Приходько. «Работы выполняются по договору подряда с председателями домов – это их владения, – рассказывает Ирина Валентиновна. – Но я могу рисовать только на уровне 2-х метров. Выше нужно специальное снаряжение и разрешение». Она же сделала веселым и светлым дом на улице Мира, 10А: настроение поднимается даже в хмурую погоду и при сложностях на работе.

Известно, что бетонные заборы невольно вызывают ассоциации с режимными объектами в духе перестроечной песни группы «Лимонадный Джо»: «Ай-яй-яй, туда нельзя! Ай-яй-яй, сюда нельзя!». Поэтому вызывает уважение инициатива руководства рынка «Привоз», позволившая реализовать 4 года назад арт-проект: интересные картины художников-граффитистов украсили ограду (уже и язык не поворачивается забором назвать) торговых площадей, причем расходы на материал оплатила администрация – оставалось только творить! Теперь на рынок особенно приятно зайти, чувствуется, что здесь тебя ждут с хорошим настроением.

Мурал с Иваном Мележем на улице Ленинской кажется простым по исполнению, но особенно удачно гармонирует с драматическим театром. Так что иногда дело не в количестве красок, а в удачной концепции.

У них и у нас

Прошедший недавно в Мозыре семинар по развитию туризма вызвал нешуточную дискуссию в соцсетях. Хватало и упреков, что «на местах не уделяют… не развивают… не способствуют…», хотя на примере муралов мы прекрасно видим, что местные власти очень даже приветствуют креативные идеи.

…Одна из современных достопримечательностей Рио-де-Жанейро – лестница Селарона. Трогательная история в духе «жил-был художник один…», который приехал из Чили и поселился в не самом престижном районе. А потом решил сделать из местной простой лестницы произведение искусства. Покупал на свои деньги плитку, расписывал рисунками и укладывал. Лестница стала постепенно известной, и туристы со всего мира стали привозить ему плитку и керамику – он для всего нашел место. Работу посвятил городу, и умер по ее завершению… Кстати, в Бразилии для того, чтобы рисовать на стенах, достаточно получить лицензию художника, а с этим нет никаких проблем.

В Мозыре много каменных лестниц, назовем их условно «Пушкинская», «Театральная», «Гостиничная», «Лицейская», «Самолетная», «Студенческая»… Не проблема дать задание какой-либо строительной организации – и она в сжатые сроки красиво облицует плиткой любую из них. Но это будет не то – примерно, как слуцкий пояс, изготовленный машиной по компьютерной программе. Если мы хотим, чтобы художественное произведение «цепляло», в нем должна чувствоваться душа, за него надо браться по велению сердца, нужно, чтобы появился талантливый энтузиаст из народа. И это справедливо не только применительно к отдельно взятым лестницам.

Поэтому всегда актуален призыв Владимира Маяковского: «Твори, выдумывай, пробуй!»

Дмитрий КУЛИК.

Фото автора и Татьяны Никулиной.