Руководитель кружка спортивного программирования Клуба юных пожарных Алексей Борунов: «У нас свой алгоритм успеха»

В спортивном программировании он свой, разработанный опытным талантливым педагогом, высококвалифицированным специалистом, Почетным гражданином Мозырского района, человеком с правильной глубокой жизненной позицией – Алексеем БОРУНОВЫМ.

Вот уже почти три десятка лет этот мужчина руководит кружком спортивного программирования в Клубе юных пожарных. За эти годы ребята достигли высокого уровня. Благодаря их стараниям наш Мозырь известен далеко за пределами страны. Это похвально. Надо сказать, наград у «клубовцев» накопилось столько, что фактически не осталось свободных участков на стенах в кабинетах. На вопрос, что будете делать, когда места на них совсем не будет, ребята, смеясь, указали на потолок. Очевидно одно: останавливаться ни они, ни их наставник не намерены. Только вперед – вверх по лестнице достижений…

Если перейти от аллегории к реальности, та самая лестница, по которой каждый день поднимаются юные программисты, удивляет и настораживает одновременно. Винтовая, с маленькими ступеньками, уводящими по кругу на второй этаж. Хочется заглянуть, что скрывается там, но волнительно и страшно… А наверху – просторные кабинеты, столы, стулья и очень много техники. У каждого компьютера – увлеченный ребенок. На мой приход ребята почти никак не отреагировали – уж слишком были заняты своим делом. Тихонечко сделав несколько кадров, я отправилась на беседу с педагогом.

– Алексей Валентинович, у вас всегда так много детей на занятиях?

– Это еще не все. Во время каникул у нас аншлаги! Мы работаем каждый день и в выходные. И кабинет никогда не пустует. Есть три условные группы: «малыши», которые только начинают свой путь, «средняя группа» – в ней ребята, которые уже участвуют в конкурсах и добиваются успехов. И «старшие» – это наши профи – призеры крупных соревнований и олимпиад и мировых конкурсов. На них равняются начинающие. И могут без стеснения обратиться за помощью или разъяснением. Между ребятами нет пренебрежения или насмешек – только здоровый соревновательный азарт. И взаимовыручка.

– Вы помните, как начинался ваш путь в программирование?

– Да. Когда я учился в старших классах, мне на день рождения подарили калькулятор, в котором можно было написать 105 команд. К нему прилагался большой справочник с подробным описанием алгоритмов. Меня завлекло: на переменах придумывал новые программы в тетрадке, а дома их запускал. И уже тогда понял, что больше нравится писать свое, чем пользоваться чужим. Потом учитель математики сказала, что в городе открывается учреждение дополнительного образования – Клуб юных пожарных. И там есть кружок информатики. Хорошо помню: была зима 1991 года, я с друзьями пришел на первое занятие. И остался. Окончил школу, поступил в Мозырский педагогический институт. Но клуб не оставлял. Мне предложили преподавать в кружке информатики. Я, разумеется, согласился. Поначалу мы с воспитанниками работали каждый год над программными проектами, чтобы выступить с их защитой на фестивале научно-технического творчества. И только в начале нулевых начали развиваться соревновательные дисциплины – мы стали осваивать новый формат: спортивное программирование. Так интерес к изучению материала стал подогреваться моментом соперничества. И ребята смогли много раз в течение года состязаться с соперниками из других городов и проверять свои силы. Я так говорю воспитанникам: ставьте перед собой маленькую цель и идите к ней, поднимаясь, как по ступеням, все выше и выше. Обратите внимание на нашу рейтинговую таблицу: я предлагаю ребятам посмотреть на ближайшего соперника сверху. Опередить его – значит стать еще на шаг ближе к вершине. Такой вот нехитрый алгоритм успеха.

– За что воспитанники получают баллы?

– Хорошую прибавку дают победы на очных олимпиадах. Их бывает 10–20 в течение года. Есть даже еженедельные онлайн-соревнования, в которых может участвовать свободно и бесплатно человек из любого уголка земли. Наши ребята тоже с удовольствием проверяют себя и добиваются успехов. Как видите, лучший из них отличился 39 раз. Также есть рейтинг, который показывает, как ребята усваивают теорию. Программа обучения состоит из частей: начинаем с теоретического материала, а закрепляем все задачами. Причем каждый движется по программе в своем темпе. Бывает, за занятие я читаю одну и ту же лекцию несколько раз. Это похоже на работу с репетитором: в основе – индивидуальный подход.

– Пока мы с вами разговариваем, несколько раз младший заходил в кабинет к старшим и просил помощника. Для вас это привычная практика? 

– Да, вы правильно заметили. Один преподаватель не может за раз охватить так много ребят, если у него нет определенных приемов. Я привлекаю помощников – старших ребят – для разъяснения вопросов младшим, когда это возможно. Причем цель первого – не решить задачу за малыша, а натолкнуть на правильную мысль. Это очень облегчает работу учителя и дает возможность детям наладить коммуникативные навыки. Но получилось так не сразу, а постепенно. Мы отошли от формата классно-урочной системы, где читают лекцию для всех одинаково и разом. В основе – индивидуальный подход.

– Алексей Валентинович, напрашивается вопрос: на сколько процентов вы программист, а на сколько – педагог? Понятно, что в своей теме вы профи. Но мне кажется, что разговариваю с талантливым прирожденным учителем, а потом уже с айтишником. Как вы это чувствуете?

– Спасибо за добрые слова, я к этому стремлюсь. Обучать предмету, не зная его, невозможно. Это факт. Но из практики скажу, что на занятии нужно прикладывать много сил именно с позиции образования. Поэтому, условно, 2/3 занимает педагогика, и 1/3 – программирование. Еще очень важен личный пример учителя – мне реально интересно писать программы и соревноваться.

– Ваша карьера связана с Клубом юных пожарных с первого дня и по сегодняшний, а это уже 29 лет. Здание, наверное, стало домом родным?

– Даже больше. Это определенный символ. Мы не хотим никуда переезжать, ничего кардинально менять в нашем размещении. Некоторые взрослые преподаватели говорят, что место здесь «намоленное». И наши выпускники – нынешние студенты вузов – привязаны к нему. Когда на каникулы приезжают домой, обязательно заходят к нам: ностальгируют, вспоминают атмосферу теплоты и добра на занятиях, общаются. Часто помогают друг другу. С удовольствием читают лекции новому поколению компьютерщиков, создают для них наборы задач для соревнований. Одним словом, живем большой дружной семьей.

– Сфера IT сегодня популярна. Специалисты востребованы. А за качественную подготовку родители готовы платить деньги… Но у вас занятия бесплатные. Почему так?

– Нельзя, я считаю, ставить дополнительную преграду для ребят в виде денег. Наша цель – воспитывать профессионалов. Это если говорить коротко и прагматично. Так пусть же будут равные шансы проявить себя у ребят из всех социальных слоев. Материальные средства, безусловно, нужны. Но пока справляемся, в том числе, благодаря нашим выпускникам: они приобретают материалы для клуба, могут проспонсировать поездку на соревнование. За любой вклад я лично и все ребята очень благодарны.

– 13 сентября по календарю – День программиста. Считаете его профессиональным праздником?

– Наверное, нет. Я больше радуюсь, когда поздравляют с Днем учителя. Мне нравится жить для других: обучать, делиться, воспитывать. Хочется, чтобы выросло новое поколение победителей. Чувствую, что еще готов посоревноваться с тренерами из других городов и доказать, что наши воспитанники – лучшие.

– Как опытный педагог дайте совет начинающим: как не перегореть, не сорваться и не охладеть к профессии?

– Непросто совмещать много занятий, а учителю это делать нужно. Поэтому я бы посоветовал сконцентрироваться на том, что доставляет удовольствие – найти область, в которой комфортно развиваться. Чтобы работа стала увлечением. Я уверен, что не перегорю здесь, в клубе. Хочу и дальше придумывать, как улучшить его работу. Хорошо, если в городах будут создаваться такие островки, в которых детям будет комфортно расти, учиться, побеждать. И ставить новые цели. Ребята приходят умные, целеустремленные, открытые. Знают, чего хотят, и стараются пробиться. Их объединяет интерес к общению, здоровому соперничеству и глубоким знаниям.

– Может, как раз качественного общения им и не хватает?

– Да. И тематического. «Клубовцы» точно найдут, о чем поговорить. И лидером в коллективе становится не тот, кто громче высказывается, а тот, кто доступно расскажет сложный материал и докажет мастерство победами на соревнованиях. А цель у нас одна: идти по ступенькам рейтинга. Постепенно, но уверенно. Не люблю делать долгосрочные планы – всё может враз измениться. Поэтому предпочитаю краткосрочные, но детальные. Мы в постоянной гонке: дети растут, уходят из клуба и приходят новые. Хотелось бы так настроить «систему», чтобы непрерывно растить новые прогрессивные всходы. И чтобы у ребят перед глазами был наглядный пример – призеры соревнований разного уровня. Из насущного: активно работаем над организацией конкурсов для белорусских программистов юниоров. Им это важно и нужно.

– Остается только пожелать вам сил и удачи. И поздравить с праздником. Спасибо за искреннюю беседу и за пример правильного руководителя.

Наталья КОНДРУСЕВИЧ, внештатный автор.